16+

Как на одном канале уживаются «Ментовские войны» и «Анатомия лжи»

28/03/2012

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Теленеделя выдалась не бурной, но характерной и для самого ТВ, и для переживаемого сейчас момента. Одно из самых характерных событий – повтор 18 марта на НТВ фильма «Анатомия протеста», за три дня после первого показа 15 марта ставшего символом режима.


            Поскольку написано о нем много и содержание его известно, сразу перейду к выводам. Вторично (причем с минимальным 6-минутным рекламным блоком) фильм показали уже после того, как все содержание этого «кина» было подробно прокомментировано и разоблачено, включая намеренно сделанные инсценировки. Но это раньше, говоря словами Булгакова, говорить правду было легко и приятно. А теперь лгать легко, приятно, а главное, выгодно. При этом самому каналу абсолютно безразлично, ложь они передают или истину, плевать на то, что есть истина, потому что ТВ – это бизнес, а бизнес аморален по определению.

Отсюда даже такие абсурдные обвинения, прозвучавшие в «Анатомии», как отсутствие у оппозиции конструктивных предложений. Хотя что можно придумать конструктивнее, чем лозунг «Путин, уйди!», показанный в фильме.

Полная и доктринальная беспринципность – вот главная характеристика НТВ. Поэтому в те же выходные в программе «Центральное телевидение» прошел сюжет в поддержку бывшего банкира Алексея Козлова, а потом целая программа «НТВэшники» была посвящена теме и вовсе ранее запретной – «Не пора ли освободить Ходорковского?» Конечно, там звучали и голоса динозавров, повторявших заклинание «вор должен сидеть в тюрьме» и твердивших, что МБХ готовил захват власти, но дали что-то сказать  адвокату Резнику, режиссеру Лунгину и даже оппозиционеру Яшину. Потому что раз скандально, значит, выгодно (рейтинг, реклама и т.д.).

Впрочем, самый разоблачительный материал, который НТВ сейчас канализирует, – это сериал «Ментовские войны-6». Основным автором сценария является Максим Есаулов (настоящая фамилия Езупов), много лет служивший в милиции на оперативной работе и вышедший в отставку подполковником. Детективные сюжеты, закрученные вокруг убийств, тут, естественно, есть, однако фильм ценен другим – настойчивой демонстрацией того, что милиция/полиция превратилась в самую опасную в государстве ОПГ, как определил ее доктор юридических наук Я. Гилинский.

Сериал выглядит не просто как обличительный документ, он уже превратился в приговор государству, в котором преступность стала институтом услуг, предоставляемых самой правоохранительной системой: нет ни одной серии, где милиционеры/полиционеры за деньги не служили бы преступникам. На фоне такого глобального и доходчивого разоблачения игрушки вроде «Анатомии протеста» можно даже простить.

Но помимо полной беспринципности за «Анатомией» стоит и другая фундаментальная особенность ТВ в целом – бездарность. Ложь можно делать и тщательно, ее лучшие сорта на советском ТВ делались овчинниковыми, зориными и каверзневыми из полуправды. Нынешние сорта уже не лучшие. Я обратил внимание на политологов, которые в «Анатомии» комментируют события. Во-первых, это В. Бурматов – депутат Думы от «ЕР», во-вторых, П. Данилин, деятель «Молодой гвардии ЕР» в 2006 – 2010 гг., в-третьих, профессор Л. Поляков из Высшей школы экономики, активный сторонник Путина. Был еще редактор «Эксперта» В. Фадеев, но он свое участие в фильме опротестовал.

Есть хорошая пословица: Бог шельму метит. В фильме все шельмы помечены либо лейблом «ЕР», либо любовью к Путину, поэтому их анализ вообще не имеет никакого значения. Но это и есть первый признак неталантливости создателей фильма: эксперты взяты из  обслуживающего персонала, всегда находящегося даже не под рукой, а прямо под ногами. Не наступить в них невозможно.

Симбиоз скандальности и бездарности на ТВ считается оптимумом. И именно так появился на Первом сериал «Краткий курс счастливой жизни». Я целиком согласен с коллегой Шитенбург в оценке продукта (см. прошлый номер «Города»), но не могу в дополнение не напомнить о двух обстоятельствах.

Первый канал заказал фильм Гай Германике именно как специалисту по скандальности – им нужно что-то скандальное, но не политическое. Отсюда «сага» про томящийся офисный планктон женского пола (ОПЖП). Тем более что Гай Германика подросла, немного позврослела и от школьных проблем перешла к «офисным». Но эстетику не сменила, что Первому каналу как раз на руку. В школе, изображенной в «Школе», никто не учился; в офисе ОПЖП никто не работает, и там тогда, и здесь сейчас занимаются скандальной «личной жизнью».

Но это только первый компонент. А есть и второй. У «саги» про ОПЖП имеется сценарист. Сценариста зовут Анна Козлова, о себе она с гордостью говорит, что внучка писателя Вильяма Козлова и дочка писателя Юрия Козлова, т.е. писатель в третьем поколении. Будь она чуточку умнее, Анна происхождение от названных лиц скрывала бы с особой тщательностью, потому что детский писатель Вильям Козлов был личностью одиозной, но не потому, что напивался и дрался с собутыльниками в ресторане Дома писателя, а потому, что в 1968 г. написал в обком КПСС донос на всю детскую редакцию Ленинградского радио и ее авторов, что вызвало в Союзе писателей хороший двухлетний скандал. После чего его репутация только ухудшалась, а талант с той же скоростью исчезал. Умер он в 2009 г., но исписался к концу 1980-х, когда занялся, пользуясь перестройкой, разоблачением «еврейского заговора».

Сочинения сына Юрия представляли следующий фазис деградации (его бездарный рассказ «Ошибка в расчете» я отрецензировал в 1990 г. в «Неве»), а продукцию Анны каждый может наблюдать по вечерам в 22.30 по Первому каналу. Генетика есть генетика, и против генов не попрешь, даже если сам Захар Прилепин объявил Анну Козлову могучим талантом.                  

ранее:


«Хабенский с Пореченковым – это не актеры, а натурщики с неподвижными, без мимики лицами»
«Неужели Алиса Фрейндлих так нуждалась в деньгах, что согласилась на публичный позор»
«Передача, на которую я подсел – это «Безумно красивые»
Зачем ТВ опять вспомнило о шпионском камне
«Общественное телевидение – это не более чем очередной обман населения»
«Митинги с ходу стали разновидностью светской тусовки класса luxury»











Lentainform