16+

Будет ли новый проект высокоскоростной магистрали таким же провальным, как старый?

03/04/2012

Будет ли новый проект высокоскоростной магистрали таким же провальным, как старый?

Между Петербургом и Москвой к 2018 году (год, когда Россия принимает чемпионат мира по футболу) должна появиться первая в России железнодорожная высокоскоростная магистраль (ВСМ). Эксперты говорят, что если в ближайшие один-два месяца правительством РФ не будут приняты политические и финансовые решения о ее строительстве, дорогу просто технически не успеют построить к чемпионату мира.


                      Неуловимый тендер

Созданием проекта ВСМ-1 между Петербургом и Москвой занимается  «дочка» РЖД – ОАО «Скоростные магистрали». Это АО было образовано еще в 2006 году, в 2010-м было принято решение о строительстве ВСМ к чемпионату мира. Но к настоящему моменту у новой железной дороги пока нет ничего, кроме концепции и лозунга «ВСМ-1 – локомотив инноваций!».

Концепцию утвердили в декабре прошлого года. Согласно этому документу, инновационную трассу длиной 660 км  прорубят почти параллельно действующей железнодорожной линии Москва – Петербург. Поезда поедут по ней со скоростью до 400 км/час. Время в пути между двумя столицами — 2,5 часа.

Планируется, что проектировать и строить ВСМ-1 будет крупный консорциум, который выиграет международный тендер, который объявит правительство РФ. Сначала тендер собирались провести в феврале 2011-го, затем в марте, потом в декабре и снова – в марте, но уже 2012-го... Сроки менялись много раз.

В «Скоростных магистралях» уверяют, что все идет по плану.

– Отсрочки связаны с бюрократическими процедурами, – расплывчато объясняет руководитель направления по связям с общественностью АО «Скоростные магистрали» Константин Черняев. По его словам,  международный тендер снова перенесли. Теперь – на август.

Много раз менялась и заявленная стоимость ВСМ – от 350 миллиардов до 1,4 триллиона рублей. В «Скоростных магистралях» Online812 заявили, что дорога будет построена за 696 миллиардов рублей. По словам Константина Черняева, ни о каких других суммах речь не шла, а путаницу вносят сами журналисты, которые неправильно считают.

В «Скоростных магистралях», кажется, лукавят. Потому что на последнем совещании Межведомственной группы по организации высокоскоростного движения 5 марта сметная стоимость ВСМ, по информации агентства «Прайм», составляла 1,124 триллиона рублей. Плюс дополнительно 506 миллионов на подготовку и проведение тендера.

Дорога будет строиться по модной схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), рассчитанного на 30 лет.

– Схема финансирования еще в разработке, – поясняет Константин Черняев. – Инфраструктурный партнер (инвестор) будет строить и эксплуатировать магистраль, а потом получать от государства сервисные платежи за ее обслуживание.

По словам Черняева, еще не решено, сколько денег в проект вложит государство на первоначальном этапе: то ли 50%, то ли 70%.

О своем интересе к проекту уже заявили немецкая компания Siemens, французская Alstom, южнокорейская Hyundai, итальянская Finmeccanica , а также консорциумы из Бразилии и Китая. Победитель получит возможность в течение 30 лет перевозить пассажиров и собирать выручку от продажи билетов.

Вопрос о стоимости проезда на высокоскоростных поездах в «Скоростных магистралях» не любят.

– Высокоскоростное сообщение – это не бизнес-ориентированный транспорт, а наоборот -  социально-ориентированный, – говорит Константин Черняев. – Он нужен для того, чтобы повышать мобильность населения и социально-экономический потенциал страны.

Поэтому вопрос о ценах на билеты там считают неуместным. И объясняют, что поездов будет курсировать много, поэтому плата за проезд не будет высокой.  Ориентировочно – 100 долларов за билет.

Московскому вокзалу придется потесниться

Один из самых болезненных вопросов для города и горожан: куда в Петербурге будут прибывать составы ВСМ? Предыдущая история со строительством терминала ВСМ в 90-х годах закончилась трудно: несколько исторических зданий на Лиговском проспекте снесли, еще несколько пострадали. Гигантская яма  едва не стала новым символом Петербурга. Сейчас это место уже занято: там построен торговый комплекс «Галерея».

На днях в Смольном под руководством вице-губернатора Сергея Вязалова на закрытом совещании обсуждали проект ВСМ. Говорили в том числе и о месте размещения нового вокзала для высокоскоростных поездов. Но конкретных решений не приняли.

В РЖД говорят, что терминал ВСМ разместится в Петербурге на Московском вокзале. А в столице высокоскоростные поезда будут прибывать в район станции Москва – Каланчевская вблизи Комсомольской площади.

– Московский вокзал включен в нашу программу реконструкции и модернизации вокзалов, которая должна завершиться до 2015 года, – говорит начальник сектора коммуникаций дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Дмитрий Писаренко. – Эти два проекта – по реконструкции и организации высокоскоростного движения на Московском вокзале будут скооперированы. Уже есть поручение, что это надо проектировать.

По его словам, реконструкция Московского вокзала начнется в 2013 или 2014 году, в зависимости «от тех проблемных вопросов, которые сейчас решаются, но не должны быть преданы огласке».

О секретных проблемах и подробностях перестройки Московского вокзала в РЖД без «команды сверху» рассказывать  почему-то опасаются. Чиновники неоднократно отправляли корреспондента Online812 из одного ведомства в другое. В итоге мы получили-таки комментарий от самого генерального директора ОАО «Росжелдорпроект» Виталия Вотолевского. Но директор тоже ушел в кусты.

– Проект находится на ранней стадии проработки, поэтому до утверждения его концепции ОАО «РЖД» комментировать что-либо преждевременно, – сказал директор.

В неофициальной беседе источник в «Росжелдорпроекте» рассказал, что в настоящее время продолжается работа над предпроектом. Согласно ему, поезда ВСМ после реконструкции Московского вокзала должны прибывать на второй этаж. Железнодорожные пути протянут в центр города по эстакадам и тоннелям.

Эксперты говорят, что во всем мире высокоскоростные поезда прибывают в центр города. Это – аксиома создания ВСМ. Иначе теряется смысл  строительства.

Когда отменят «Сапсаны»

Вопрос – что будет с «Сапсаном» после того, как введут в строй новую скоростную трассу, тоже пока остается открытым. В РЖД говорят, что конкуренции с ВСМ не будет. После того как запустят выделенную магистраль, «Сапсаны» отменят. Так как они обходятся РЖД слишком дорого: мешают электричкам и грузовым поездам, которые вынуждены ходить в объезд через Новгород.

– «Сапсан» – это временное решение, – говорит Константин Черняев. – Ездить сегодня на «Сапсане» – все равно что на «Феррари» по проселку.

По его словам, эти поезда после легкой модернизации смогут развить скорость до 350 км/час и перейти на новую высокоскоростную трассу. Или уйти на другие скоростные направления, которые собирается развивать РЖД: Москва – Киев или Москва – Сочи.

По главному ходу Москва – Петербург останутся  курсировать пригородные поезда, товарные и ночные.

Локомотив инноваций забуксовал

РЖД, реализующие мегапроект ВСМ, по идее, должны им гордиться. И охотно  рассказывать о нем.  Но в ведомстве почему-то ведут себя наоборот: там молчат. Молчат о причинах до сих пор не состоявшегося тендера, о реальной стоимости дороги, о проблемах с начальным бюджетным финансированием. Еще в конце прошлого года совет директоров РЖД поручил  президенту компании Владимиру Якунину обратиться  в правительство за государственной субсидией в 24 млрд рублей, необходимых для подготовки территории будущей трассы, так как эти средства не были заранее заложены в бюджет. Деньги будут нужны РЖД уже в 2012 – 2013 годах.

Что сказали в правительстве Владимиру Якунину – на этот счет официальных данных нет. В пресс-службе «Скоростных магистралей» тоже молчат, то есть говорят, что  «ничего об этом не знают». Из неофициальных источников Online812 стало известно, что вопрос о выделении 24 миллиардов для ВСМ-1 «подвис».

По словам самого Владимира Якунина, у проекта ВСМ есть могущественные противники – «на уровне лиц, занимающих крупные государственные посты». Об этом президент РЖД написал на днях в своем блоге.

– Несмотря на Указ Президента о развитии скоростного пассажирского сообщения в России, четко сформулированную позицию Председателя Правительства РФ, эти лица по-прежнему считают скоростные поезда каким-то дорогостоящим излишеством. Это происходит на протяжении уже многих лет. И даже сейчас, когда и Минфин, и Минэкономразвития, и практически все причастные ведомства согласовали Проект решения Правительства о реализации проекта высокоскоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой, профильное министерство направило документ в Правительство с предложением выбрать, что для России важнее: построить ВСМ или направить деньги на расширение провозных возможностей БАМа! Совершенно очевидно, что такое противопоставление абсолютно необъективно: стране нужна и ВСМ, и БАМ!

Похоже, «локомотив инноваций» забуксовал, а Владимир Якунин опасается, что  проект может повторить печальную судьбу своего предшественника – ВСМ. Говорят, что именно Якунин велел переименовать ВСМ в ВСЖМ-1 (высокоскоростную железнодорожную магистраль), чтобы не было ассоциаций с прежними неудачами.

ВСЖМ-1 – сегодня официальное рабочее название для проекта высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом.

По словам проректора Петербургского университета путей сообщения Игоря Киселева, во всем мире проекты ВСМ – это инфраструктурные государственные объекты, которые имеют стратегическое значение. И они могут состояться только в том случае, если за их реализацию берут политическую ответственность первые лица государства. Так было во всех странах мира, где сооружены ВСМ. Нет ни одного исключения.

– Пока в России ясно и четко не будет высказана позиция первых лиц, политическую ответственность на себя не возьмут партия или сами первые лица, этот проект не будет осуществлен, потому что капитал не видит для себя гарантий, – говорит ученый. – Издан соответствующий указ президента. Это обнадеживает. В последний раз о развитии скоростного железнодорожного движения упоминалось в ноябре прошлого года, когда премьер-министр выступил на форуме транспортников в Новосибирске. В предвыборной программе Путина отмечено: «Мы будем развивать скоростные железные дороги между крупнейшими городами». О создании высокоскоростного железнодорожного транспорта, о конкретном проекте высокоскоростной магистрали Петербург – Москва я пока ни из уст премьера, ни президента не слышал. Возможно, есть какие-то закрытые документы, но публично о поддержке не говорилось, в СМИ не сообщалось. А это – сигнал для бизнеса...

По мнению Игоря Киселева, технически пока еще возможно построить ВСМ Петербург – Москва к 2018 году. Но для этого политические и финансовые решения на уровне правительства должны быть приняты в ближайшие один–два месяца. В противном случае успеть сдать магистраль в срок будет невозможно.

Кстати

Почему провалился первый проект ВСМ?


На этот вопрос попытался ответить бывший начальник пресс-службы Октябрьской железной дороги Андрей Гурьев. Он руководил пресс-службой как раз в то время, когда в Питере начинался и развивался первый проект ВСМ. Факты и мнения участников тех событий Андрей Гурьев собрал в своей книге, посвященной «обреченному проекту».

Бывший глава РАО «ВСМ» Владимир Тулаев считает, что провал проекта – «плод интриг».

– Первая основная причина – это исторический период... Никаких долговременных решений не принималось, ничего такого не реализовывалось. Это – объективная, стратегическая причина, – говорит Тулаев. -  Вторая — противостояние проекту Фадеева (тогда министр путей сообщения. – Прим. ред.) и близких к нему людей... Нельзя сказать, что проект имел последовательную политическую поддержку руководства страны... Не была обеспечена и достаточная правовая поддержка... Правительство не выполнило своих финансово-экономических обязательств.

Бывший начальник Октябрьской железной дороги, экс-министр МПС Анатолий Зайцев также винит министра Фадеева:

– Проект мог бы состояться, если бы с самого начала министр путей сообщения занимал активную позицию поддержки. Ведь в России всегда все зависит от первого лица... И сегодня тоже все зависит от первого человека. Пока глава государства не скажет «да», не начнет, так сказать, стучать ботинком по трибуне, мы же видим, ничего не сделается.

По мнению других экспертов, затея ВСМ изначально задумывалась как авантюра или афера. И проект ВСМ являлся некоей «дымовой завесой», устроенной рядом «деятелей» для того, чтобы совсем в другом месте «шел процесс первоначального накопления». Поэтому проект изначально был запрограммирован на провал.

Сам Андрей Гурьев считает, что  ВСМ просто не повезло со временем.

-  В то время проект был объективно не востребован. Не было спроса ни со стороны общества, ни государства, ни бизнеса, – уверен Гурьев. – Когда я встречался с участниками тех событий, у меня лично сложилось впечатление, что  проектом занималась горстка храбрецов. Которые мучились-мучились с этим ВСМ, но объективно  только им это и было нужно. Больше никому.

По мнению Гурьева, спрос на проект и сегодня не слишком высок.

– Если бы государство не проявило инициативу в связи с чемпионатом мира, я очень сомневаюсь, что что-то было бы построено. Мне кажется, это был бы такой вялотекущий проект... У нас уже люди переориентировались. Как раз тот класс, который должен ездить в недешевых высокоскоростных поездах, сейчас летает на самолетах. Авиация реформировалась гораздо быстрее, чем железная дорога. Авиакомпании уже давно работают в рынке, они быстрее шевелятся и спрос этот удовлетворяют. А цена билета на «Сапсан», например, уже выше, чем на самолет. При этом время в пути получается примерно одинаковое.

По мнению эксперта Гурьева, схема финансирования современного проекта ВСМ выглядит странной.

– Это называется «контракт жизненного цикла», но прописывается все как-то невнятно, – говорит он. – Никто толком не знает, что это такое. Я пришел к выводу, что это просто завуалированное название государственных дотаций. Государство дает деньги, строит дорогу, а на какую-то часть привлекает частный капитал, которому  еще и гарантирует в первые годы, что он отобьет свои деньги. Похоже, все идет к тому, что прибыли получает инвестор, а государство  просто вкладывает средства и получает социальную мобильность, новые технологии и прочую «лирику».


Будет ли новый проект высокоскоростной магистрали таким же провальным, как старый?

Планы

ВСМ-2 – проект новой высокоскоростной железнодорожной магистрали между городами Москва, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Предварительная протяженность – 1595 км. Время в пути до 8 часов.

Проект ВСМ-2 находится в стадии предпроектной разработки (обоснование инвестиций, концепция проекта).

Схема реализации: государственно-частное партнерство, аналогично проекту ВСМ-1.

Протяженность ВСМ в мире, км:

Китай -4837
Испания – 1963
Япония – 1906
Франция – 1872
Германия – 1032
Южная Корея – 330
США – 362
Турция – 235
Великобритания – 113
Финляндия – 60.                      


Будет ли новый проект высокоскоростной магистрали таким же провальным, как старый?

Мария ГОРДЯКОВА, фото forum.stctv.ru











Lentainform