16+

Почему креативный класс не волнует афера с цифровым ТВ

06/04/2012

ВИКТОР ТОПОРОВ

Последние «революционные» месяцы принесли новое словосочетание, трактуемое самими «революционерами» как самоназвание – креативный класс. Этакая сюрреалистическая смесь пелевинского «криэйтерства» с классовой борьбой по Марксу. Интересно, правда, чем «креативный класс» отличается, например, от «интеллигенции» или «образованщины»?


            Так или иначе, в негласном конкурсе при участии Рассерженных Образованных Горожан (Станислав Белковский), Нижнего Господского Слоя (Юрий Милославский), Глобальных Русских (журнал «Сноб»), Хомячков (злобные путиноиды вроде меня), Норок Нараспашку (Курт Воннегут) и, наконец, П…здатых Шуб как главных соперниц и, разумеется, союзниц Креативного Класса безоговорочную победу одержал именно он. Ну, а Креативному Классу, естественно, позарез понадобилось собственное телевидение.

Вообще-то Креативный Класс телевизора не смотрит – чтобы не терять креативности. А после подробно изложенной в журнале истории с «Анатомией протеста» не смотрит из принципа. Не смотрит НТВ, не покупает товаров, рекламируемых НТВ; не смотрит РБК – потому что этот канал принадлежит семейству нынешних Прохоровых и точно так же бездарен, как всё (но, правда, за вычетом никеля) – от самопальных джинсов и ё-мобиля до «НЛО» и литературной премии «НОС», – что производится или когда-то производилось этим диверсифицированным семейством. Не смотрит РТР, потому что там был Кургинян; не смотрит Первый, потому что там Михаил Леонтьев и Максим Шевченко; не смотрит Пятый, потому что его и правда невозможно смотреть… Всё так, но что-то он все-таки смотрит?

Он смотрит RTVI, – но Гусинский этот канал только что продал. Он смотрит «сетевизор» – но у «Эха Москвы» сложности с советом директоров. Он смотрит ролики на «ю-тьюб», но там как-то всё больше музыка, включая его (и мой!) любимый «Рабфак»: «Наш дурдом голосует за Путина» и, главное, «Наташку» («Охай не охай, ахай не ахай, скоро твой парень пошлет тебя на фиг). Он смотрит, наконец, «Дождь», о котором я дальше напишу поподробнее. Но, прежде всего, он, креативный и продвинутый, хочет смотреть не «аналог», а «цифру». А вот с «цифрой» прямо сейчас разворачивается более-менее всероссийский скандал.

Цифровое телевидение запущено в Москве, СПб и в Казани. Уже года два в этих городах продавали телевизоры, поддерживающие определенный цифровой формат. Я сам купил такой плазменный «Самсунг» летом 2011-го – он стоил на пару-тройку тысяч дороже чисто «аналогового» двойника. Как вдруг в последний момент цифровой формат поменяли (условно говоря, с первого на второй). И все, кто подобно мне, раскошелились на телевизор с «цифрой», пролетели. Теперь придется раскошелиться на декодер ценой в 4000 – точно так же, как и тем, у кого телевизор чисто аналоговый. Понятно, что это не бюрократическая причуда, а сугубо коррупционная афера на очень высоком уровне – производители декодеров «занесли» кому-нибудь не ниже замминистра.

Впрочем, аферой попахивает и сама идея цифрового телевидения в обеих столицах. Ведь индивидуальных спутниковых антенн здесь нет почти ни у кого – в многоквартирных домах телесигнал поступает по кабелю. И эфирный цифровой сигнал тут почти никому не нужен. А вот получить деньги на «оцифровку», например, нашего пятимиллионного города – и распилить их со вкусом: это вполне. Однако Креативный Класс ищет Жуликов и Воров где-то в другом месте. А от властей требует – и вроде бы вот-вот получит – Общественного Телевидения. Это и станет победой Креатива над Кремлем. Победой, впрочем, пирровой.

С общественным телевидением у нас всё срастается-срастается, да никак срастись не может. Из-за отсутствия общества (гражданского общества), скажут одни. Из-за отсутствия у гражданского общества малейшего желания раскошелиться, – съязвят другие, – и ссылка на пресловутый «кошелек Романовой» со вложенными в него десятью тысячами долларов лично от Альфреда Коха изрядно насмешит создателей фильма «Анатомия протеста».

В первый раз «общественным телевидением» оказался Борис Абрамович Березовский лично. Во второй (когда Березовского отовсюду турнули), – какие-то клоуны, которых внезапно ставший опальным олигарх сам же и наназывал, – то ли для того, чтобы напоследок  из мутного финансового потока напоить, то ли для того, чтобы до конца жизни столь откровенной связью с собой любимым скомпрометировать. И вот буквально днями «общественное телевидение» опять чуть было не стало явью.

То есть в СМИ (по преимуществу в электронные) просочился неизвестно откуда невесть кем составленный список клоунов, непонятно, в честь чего и с какой стати собравшихся мягким рейтинговым голосованием набрать других клоунов в так называемый Наблюдательный совет (был такой, впрочем, и при Березовском). Однако тут же выяснилось, что клоуны из первого списка мягким рейтинговым голосованием выбирают в Наблюдательный совет самих себя и друг друга – и к промежуточному финишу очередная идея общественного телевидения пришла несколько скомпрометированной, чтобы не сказать сильно потрепанной.

Ну, и, наконец, уже упоминавшееся ранее подлинное Телевидение Креативного Класса – круглосуточный телеканал «Дождь», принимаемый в основном в сети, хотя, бывает, и по кабельному или через «тарелку». Креативный Класс создал воистину креативное, можно даже сказать, инновационное телевидение: новые свежие лица – допустим, Павла Лобкова, – свежие идеи (новостные выпуски, интеллектуальные поединки формата «говорящие головы», кулинарные шоу и культурные программы), наконец, как последний писк общепланетарной моды свежие (буквально с пылу с жару) американские сериалы.

Особенно повезло Синдеевой и К* (Синдеева  – владелица «Дождя») с сериалом. На долгую память о жаркой политической зиме и в остром предвидении бурного политического лета телеканал «Дождь» закупил и показывает «Ходячих мертвецов-2». И, говорят, ходячие мертвецы там расхаживают исключительно в п…здатых шубах.                          

ранее:

«Просидел четыре часа, заработал где-то 50 евро...»
Надо ли дать Каспарову и Немцову по собственной телепередаче?
Система литературных премий трещит по швам
Может ли быть актуален роман Грэма Грина, написанный 46 лет назад
Беда Акунина в том, что у него закончились талантливые литературные «негры»
Чем в 2011 году отличилась отечественная литература





3D графика на заказ







Lentainform