18+

Кому выгоден переезд Военно-медицинской академии в Сестрорецк

09/04/2012

Всю неделю общественность Петербурга активно обсуждала судьбу Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова (ВМА). Говорили, что ВМА – часть истории города, а в историю, как известно, можно войти. Но можно и вляпаться.

                    Независимо от того, доброе или злое дело для академии затеяли власти, принявшие решение перебазировать ее в пригород, они, кажется, вляпались. Как это произошло и кому это выгодно, попытался разобраться Online812.

Военно-медицинская академия была основана в 1798 году. Нет ни одного выдающегося ученого-медика, который не работал бы в свое время в академии: И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Н. В. Склифосовский, В. М. Бехтерев, А. П. Бородин, Р. Р. Вреден, Г. И. Турнер… Здесь Н. И. Пирогов работал над «Антомическим атласом», по которому до сих пор учатся студенты во всем мире.

Сейчас академия занимает 54 гектара – в основном в центре Петербурга.

Наблюдатели считают, что вся история с переездом академии как раз и затеяна ради освобождения этих площадей – впрочем, все не так просто, потому что Министерство обороны, к которому относится ВМА, инициировало две стройки – ими занимаются разные фирмы, но все они, как уверяют, так или иначе связаны с министром обороны Анатолием Сердюковым.

История с переездом

В конце января строительная компания ЛСР объявила о том, что приступает к проектированию «военно-медицинского Сколкова» в Сестрорецке (конкретно – в районе станции Горская). Когда первый испуг пережили, начались акции протеста и митинги. Заговорили даже молчаливые до сих пор военные врачи – люди служивые не имеют права обсуждать приказы начальства, да и не приучены выносить сор из избы. Правда, заговорили так, чтобы оставаться инкогнито: «Только общественное мнение способно изменить ситуацию». Общественное мнение проявилось – в виде открытого письма Союза ученых Петербурга  против переезда Военно-медицинской академии в Сестрорецк, в виде инициативной группы граждан, которая собирает подписи под обращением к Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ (сейчас – Д. А. Медведев), в виде обращения  депутатов Законодательного собрания СПб к губернатору Петербурга и т.д.

Но еще до истории с «медицинским Сколоковом» в Сестрорецке началась история со строительством нового клинического корпуса ВМА на ее территории в районе улицы Боткина.

В мае 2010 года СМИ сообщили о том, что президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение о строительстве многофункционального медицинского центра – нового клинического корпуса Военно-медицинской академии. Адрес «мощного медицинского центра, оснащенного по последнему слову техники» в нем не указывается, но СМИ тогда сообщали его местоположение: квартал, ограниченный улицами Боткина, Академика Лебедева и железной дорогой.

Эта территория в почти 8,5 га принадлежит Минобороне. Лет 30 назад здесь располагалась знаменитая инфекционная больница им. Пастера. Как говорят эксперты, уникальное медицинское учреждение, построенное по образцу европейских инфекционных клиник (в мире таких было две – одна во Франции, одна – в Ленинграде) с отдельными корпусами, мельцеровскими боксами, специальной системой канализации. Потом во времена СССР уникальный ансамбль снесли, и почти на его месте начали строительство нового корпуса для ВМА. Возвели только первые этажи, и стройку забросили на радость посетителей СИЗО-4 («Лебедевка»). Они забирались на полуобвалившиеся стены и пытались докричаться до заключенных. Так продолжалось до лета прошлого года, когда недострой снесли. Преподаватели академии радовались – считая, что началось строительство новой современной клиники.

Адрес долгостроя – ул. Лебедева, 37а. По соседству, по адресу: ул. Лебедева, 37б, строителям явно мешает церковь св. Николая Чудотворца (бывшая часовня-покойницкая при Анатомическом институте). Но снести ее, как надеются, не удастся, в 2001 году она была включена КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». А в 37-м доме находится анатомический театр – кафедры патанатомии ВМА.

Случайное совпадение или нет, но начало строительства совпало с арестом начальника ВМА и одновременно руководителя Главного военного медицинского управления (ГВМУ) Минобороны генерал-майора Александра Белевитина. Его арестовали в мае 2011 года по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 290 УК РФ (получение взятки).

Вместо клиники гостиница


Итак, строительство на территории ВМА началось, но только недавно сотрудники академии узнали, что на месте, предназначенном под клинический корпус, в котором отчаянно нуждается ВМА, будет не клиника, а гостиница. Ранее предполагалось, что проект медицинского центра будут вести структуры холдинга «Титан 2» (основан Григорием Нагинским, позже – заместитель министра обороны). Сегодня надпись на заборе, огораживающем стройплощадку, говорит о том, что строительные работы ведет группа компаний «Стройимпульс». А на сайте этой компании вывешено объявление: «Компания ООО «Стройимпульс СМУ-1» приглашает Вас принять участие в конкурсе для выбора подрядчиков на выполнение работ». Лот № 13 – «Устройство монолитных конструкций ниже 0,00 многоэтажного гостиничного комплекса по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 37а. Сроки проведения тендера – 30.04.12».

«Хорошо, – подумали в ВМА, – недаром министр сказал, что курсанты должны жить в комфортных условиях, а не в казармах. Здесь построят гостиницу для студентов академии, а на территории ВМА вместо 3 – 4-этажных советских построек и автопарка построят новый многоэтажный медицинский центр. Там можно высвободить почти 8 га, есть где развернуться. А если сделать его высотным, то в таком медицинском центре можно собрать все клиники академии, в том числе расположенные на Фонтанке, и даже окружной госпиталь с Суворовского проспекта. Есть возможность для строительства и подземного паркинга, и вертолетной площадки на здании, как это и задумывалось изначально. А когда в остальных, исторических зданиях сделают ремонт, проблем с размещением кафедр и клиник вообще не будет».

Однако, как сообщила Фонтанка.ру 23 января 2012 года, Верховный Главнокомандующий Дмитрий Медведев одобрил другое предложение министра обороны Анатолия Сердюкова – построить крупный научный и лечебный центр для старейшего медвуза страны – в Горской. И стало понятно, что гостиница строится вовсе не для курсантов.

Предложение Минобороны выглядит щедро: 275 га земли отдается под медицинский городок для ВМА. Слухи, расстраивавшие и профессоров и курсантов, стали реальностью. Выступления по этому поводу на ученом совете пресекались, зачем, мол, воду мутить, все уже решено.

Койко-места сокращались за счет крематориев

Концепцию проекта комплекса в Горской готовила немецкая фирма, а проектированием нового комплекса ВМА в Сестрорецке занимается группа ЛСР петербургского бизнесмена Андрея Молчанова (кстати, член правления ЛСР Лев Винник с 2007 по 2010 год работал в Министерстве обороны РФ советником министра обороны Анатолия Сердюкова и консультировал его по вопросам управления имуществом). Пресс-служба ООО «ЛСР Строй» сообщила о том, что в медицинском городке будут построены клиники, лечебно-диагностические центры, научно-исследовательский комплекс и учебные здания, конференц-залы, вертолетные площадки, жилой комплекс для студентов и медперсонала, транспортная и социально-бытовая инфраструктура. При этом в клинике вместо сегодняшних 2,8 тысячи койко-мест остается 1,6 тысячи.

В кулуарах  Военно-медицинской академии в качестве анекдота рассказывают, как в концепции проекта в городке были запланированы большой стадион, лыжная трасса с искусственным освещением (не знали, чем свободные гектары занять?) и 4 крематория (шутят, что перепутали с Освенцимом?). В нынешнем варианте концепции, впрочем, крематориев нет.

Профессора Военно-медицинской академии считают, что ее переезд в Горскую – катастрофа вселенского масштаба. Но они люди военные и не могут открыто противостоять командованию. Когда думают, что рядом посторонних нет, матерятся. Называть себя не хотят даже те, кто не верит в переезд  ВМА. Так в телефонном разговоре один из известных профессоров сказал:

– Не поддавайтесь всеобщей панике, никуда ВМА не переезжает. Да, в Сестрорецке строят медицинский центр – военный госпиталь. Может, туда окружной госпиталь переедет, а может, военно-морской? В распоряжении Верховного Главнокомандующего ничего конкретно не написано, почитайте.

Что это – попытка выдать желаемое за действительное? Почему же тогда именно специалистов ВМА привлекали для внесения корректировок в концепцию проекта, и именно им сообщили, что медицинский городок строится для них?

Правда, строиться новый комплекс будет долго – до конца 2013 года его будут только проектировать. И, считают эксперты, цена вопроса 15 – 20 млрд руб. явно не окончательная.

Кто выиграет от переезда ВМА

Как говорят эксперты, переезд ВМА выгоден прежде всего строительным организациям: перевод знаковой для страны и Петербурга клиники в пригород – это, с одной стороны, огромные площади под застройку в центре города. С другой – тройное освоение государственных денег: новое строительство на Лебедева, 37а, колоссальная стройка в Горской плюс освоение старых площадей на месте нынешней ВМА: из 112 капитальных зданий только 25 имеют статус памятников архитектуры. Так что первое место в списке выигравших занимают строители.

Второе – клиники Петербурга, которые сейчас вынуждены конкурировать с академией. Например, новая клиника МЧС (никому и в голову не пришло этот «мощный медицинский центр, оснащенный по последнему слову техники», построить за городом). Кстати, некоторые главные врачи больниц говорят о том, что уже почувствовали в клинике МЧС серьезного конкурента.

Городское здравоохранение тоже не останется внакладе – из-за сокращения штатов, неизбежно следующим за сокращением койко-мест, и из-за того, что многие не захотят ездить в такую даль на работу, высококлассные специалисты академии перейдут в городские больницы, куда их наверняка возьмут с большим удовольствием.

Кто проиграет от переезда ВМА

В первую очередь город. Военно-медицинская академия для Петербурга значит не меньше, чем Эрмитаж, Кунсткамера или Петропавловка.  Курсанты проиграют дважды. Во-первых, потому что не смогут жить и учиться в стенах учреждения, где, как говорит старшее поколение сотрудников ВМА,  даже стены делают из студентов настоящих врачей.

Стены не стены, а то, что самой сильной медицинской школой, по крайней мере, в Петербурге, была и остается академия, – факт. В гражданских вузах давно уже студенты не допускаются к пациентам, а здесь по старинке курсанты учатся работать с пациентами  на трупах – их собирают специально по всему городу. И каждый из них не один год стоит за спиной оперирующего профессора. Будущих медиков учат работать в экстремальных условиях, так, чтобы оказавшись практически в одиночестве в удаленном гарнизоне, они могли и перелом вылечить, и роды принять… Обратно из гарнизонов принимают лучших, набравшихся опыта, они продолжают учиться и работать в академии. Качество обучения и становления врача заметно пострадает, потому что высококлассным специалистом врач становится только с опытом, а тяжелых больных с разной патологией да еще в таком количестве, как сейчас, в Горской уже не будет.

На почти трех тысячах коек сегодня лечат не только военных пенсионеров и раненых военнослужащих. ВМА всегда работала в системе ОМС, самых тяжелых больных «скорая помощь» везла сюда. Сокращение мощности клиники почти вдвое, удаленность от города приведут к тому, что никакой службе «Скорой помощи» не придет в голову везти больного в угрожающем жизни состоянии мимо десятка больниц по пробкам трассы «Скандинавия». И уж, конечно, обычный петербуржец не поедет за консультацией в такую даль. Пример: в новый, оборудованный по последнему слову техники онкологический центр в Песочном пациенты ехать не хотят, готовы терпеть очереди в полуразвалившемся онкологическом диспансере на Березовой.

Профессура и высококлассные специалисты в большинстве своем уже сейчас заявляют, что в пригороде работать не будут.

Комментарий

Во время избирательной кампании в Государственную думу Сергей Багненко, директор Института скорой помощи им. Джанелидзе, сказал, что ВМА ждет переезд в пригород, а возможно, академию присоединят в СПбГУ. Online812 попросил Сергея Федоровича прокомментировать свое высказывание.

– Это было не официальное мнение, а мое личное, как выпускника Военно-медицинской академии и как доктора, который очень высоко ценит эту медицинскую школу. Сейчас, когда Вооруженные Силы сокращаются, сократится и ее загрузка. Значит, потребуются сокращения штатов, мощностей, а это повлечет невосполнимые потери. Поэтому в медицинском сообществе не раз обсуждались способы спасения этого уникального учреждения. Первый из них – подчинение ВМА непосредственно президенту страны. Академия и создавалась как императорская. Если бы она стала президентской, готовила бы медицинские кадры для клиник силовых структур (МВД, ФСБ, МЧС), это было бы идеальным развитием событий.

В качестве второго способа называлась возможность ее присоединения к СПбГУ в полном объеме, с сохранением юридического лица. Учитывая, что университет финансируется в государственном бюджете отдельной строкой, ВМА имела бы стабильное бюджетное финансирование и была бы на 100% загружена работой.

Что касается переезда, то эта тема заслуживает серьезного обсуждения на всех уровнях. Конечно, лучше было бы найти возможность оставить ВМА в ее историческом месте.

Комментарий

Леонид Сандалов, замдиректора АН «Бекар»:

– Комплекс ВМА у Литейного моста – место если не элитное, то весьма дорогое. У ВМА есть площадки и в других местах, но это – основная, самая большая по площади. Понятно, что место это выгодное. Но тут надо понять, какую политику хочет проводить город. Если эта политика в том, чтобы увести из центра города все медицинские учреждения, то больниц там еще много осталось. Большая работа предстоит: можно освоить на Литейном бывшую Куйбышевскую больницу,  Снегиревку – знаменитый родильный дом, детскую больницу Раухфуса на Лиговском у Московского вокзала. Можно ведь так их все из центра в пригород, в Сестрорецк перевезти. Но правильно ли это? Понятно, что они хотят дорогие места освободить. Но кто в Сестрорецк будет ездить лечиться? На пользу ли городу такие переезды? Думаю, только во вред. Может, сейчас кажется, что нынешний переезд – единичный,  но ведь именно единичный случай обычно бывает предвестником общей политики. Проверяют на одном, а если получится -  в центре еще достаточно много больниц, которые можно под отели переоборудовать, передать инвесторам. Больница-то большого дохода не приносит.

В Сестрорецке никакой транспортной доступности в сравнении с Финляндским вокзалом, где и метро рядом, не будет в принципе. Если там и делать новые корпуса, то не забирая при этом существующие. Иначе, думаю, сопротивление будет очень большое и со стороны персонала, и со стороны пациентов. Хотя вроде люди военные, привыкшие жить по приказу, но уверен, что общественное недовольство будет.

Ирина БАГЛИКОВА

Версии

Московские наблюдатели за ситуацией вокруг ВМА говорят, что «как ни крути, деньги все равно достанутся питерским».

Имеется в виду, что строить  многофункциональный  комплекс зданий академии ценой от 10 млрд бюджетных рублей и выше  – что на ее  прежней территории, что в Сестрорецке – будут  строительные холдинги с петербургской пропиской.

В 2008 году  речь шла, что строить клинику на территории ВМА будет холдинг «Титан-2», который создал  Григорий  Нагинский – бизнесмен, некогда якобы претендовавший на пост губернатора Ленобласти, с 2003 года – сенатор от Ленинградской области. В начале  2010 года  Нагинский стал  начальником управления  расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ, а в июле – заместителем министра обороны.  В настоящее время  Нагинский работает руководителем федерального агентства «Спецстрой», которое работает по заказам Минобороны, «Росатома» и др.

Однако в  мае 2010 года в структурах Нагинского уже утверждали, что проектом ВМА не занимаются. Причины  такого поворота не объяснялись.

Компания «Стройимпульс» Сергея Амелина,  которая строит гостиницу на месте бывшего «нового многофункционального комплекса ВМА » на ул. Лебедева,  во-первых, также имеет петербургскую прописку, а во-вторых, не чужда Министерству обороны РФ. Кроме восстановления Морского собора в Кронштадте, который курирует супруга президента Светлана Медведева, а в попечительский совет входил Григорий Нагинский, «Стройимпульс» строит президентские кадетские училища, санатории для Минобороны и жилые дома для военных. Почему именно «Стройимпульс» получил заказ на стройку на улице Лебедева после структур Нагинского, эксперты внятно объяснить не могут.

В Сестрорецке новую ВМА будет строить петербургский холдинг ЛСР – принадлежащий сенатору Андрею Молчанову. По слухам, «проводником» этого заказа был замгендиректора  «ЛСР-Строй» и член правления ЛСР Лев Винник.  Основания для такого предположения можно найти в биографии г-на Винника: 2002 г. – принят в ОАО «СК «Возрождение Санкт-Петербурга»» на должность специалиста по новым проектам и занимался поиском земельных участков в Санкт-Петербурге для новой застройки. С декабря 2003 года – работает в ГУ «Управление инвестиций»  при администрации СПб, затем становится директором учреждения, занимается оформлением земельных участков в Петербурге под новую застройку, которые затем покупают у Смольного на торгах  строительные компании или получают  целевым назначением под конкретные проекты. В 2007 г. Лев Винник перешел на службу в Министерство обороны и стал советником Анатолия Сердюкова по управлению имуществом. По слухам, именно ему принадлежит идея перевода ВМА из исторического центра Петербурга в Сестрорецк.

По одной из неподтвержденных версий, петербургские строительные магнаты до некоторой степени поссорились из-за проекта новой ВМА, в итоге  один из них и организовал активную общественную кампанию против переезда ВМА в Сестрорецк.                      

Евгений НИКИТИН