16+

Почему Смольный наращивает расходы, если городской бюджет дефицитный

11/04/2012

Почему Смольный наращивает расходы, если городской бюджет дефицитный

При корректировке бюджета Петербурга на 2012 год его расходы были увеличены на 12 млрд. Наибольшие прибавки из бюджета получат ЖКХ, здравоохранение, транспорт, образование, ремонт теплотрасс.


               Нина ОДИНГ, руководитель исследовательского отдела Леонтьевского центра:

– Сегодняшний рост расходов связан с тем, что многие отрасли в Петербурге находятся в провале. Повышать расходы на здравоохранение нужно – уровень зарплат медицинских работников неприятно удивляет. ЖКХ и транспорт – тоже очевидные отрасли, они требуют средств. Хотя им сколько ни дай – все мало. Я бы также увеличила расходы на благоустройство территории – но не в части вывешивания цветочков в горшочках. Сейчас даже официальные цифры свидетельствуют об уменьшении площади зеленых насаждений. Нужны парки, причем не где-нибудь на выселках 300-летия, а придомовые общественные территории в каждом квартале.

Нужно увеличивать расходы на дороги и строительство новых станций метро – не таких, между которыми 250 остановок другого транспорта, а более частые. Нужны промежуточные станции, можно и без всех этих величественных павильонов.

Ну и большая проблема всего города — это отвратительное городское планирование. Наши власти ухитряются в чистом поле создать новый район — например, Приморский — с единственной «дорогой жизни». А дело в том, что у нас фактически происходит захват общественных территорий. В Приморском районе там, где можно было сделать дублирующую дорогу параллельно Савушкина, возвели храм торговли.

В целом рост расходов не должен пугать. Жить в долг – это экономически выгодно, вопрос в том, куда идут эти заемные средства. Но Петербург почти не занимает, живет на заработанные деньги. У нас в Комитете финансов довольно квалифицированные управленцы, и тут можно не беспокоиться по поводу управления долгом и бюджетным процессом в целом.

К тому же сегодняшний дефицит технический — у нас есть средства, которые не были использованы в предыдущем бюджетном году, и теперь будут потрачены на покрытие дефицита.

Андрей ЗАОСТРОВЦЕВ, профессор Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ:

– Постоянно наращивать расходы при росте дефицита неправильно, надо расходы сокращать. Это трудно, потому что от нас уходят и прежние доходы, так как теперь нефтедобывающие фирмы налоги платят в месте добычи. В эпоху Матвиенко все эти компании приглашали, регистрировали. Не скажу, что это было хорошо. Для Петербурга – может быть, но не для регионов. Ну а теперь, поскольку Петербургу, где нет ни нефтяных, ни газовых скважин, – ждать нечего.

В бюджете всегда есть расходы, которые совсем необязательны. Почему все-таки не сокращают? Потому что за каждыми расходами стоят чьи-то интересы. Например, ЖКХ, на которое снова повышают расходы, – это постоянная черная дыра. Здравоохранение – еще ладно, хотя и там масса возможностей рационализации. Но его люди хотя бы воспринимают как общественное благо. А ЖКХ всех уже достало: ежегодно тарифы ЖКХ опережают инфляцию. Выходит, что цены растут быстрее инфляции, но при этом и субсидирование растет – это совершенный парадокс экономический. Тут есть, видимо, мощная лоббирующая сила, которая проталкивает свои интересы. А не дать им денег тоже нельзя, у них сильная позиция: не дадите денег – лопнут трубы, народ на улицы выйдет. Власти боятся ЖКХ и предпочитают все залить деньгами.

За счет ЖКХ теоретически можно было бы сократить расходы существенно, но на это никто не пойдет. Могли бы хотя бы принять систему, по которой тарифы повышаются пропорционально инфляции.

Транспорт – мы и тут опять сталкиваемся с повышением тарифов. Проезд будет стоить 30 – 35 рублей – это доллар, даже больше. Вы редко найдете страну, где проезд на такие небольшие расстояния так дорого стоит. Разве что в самых развитых. Но надо-то сравнивать с аналогичными странами – с Польшей, например. Там цены на проезд ниже. И опять: тарифы растут быстрее инфляции  и субсидии растут. В этой области нужна конкуренция, но в городе выгнали независимых перевозчиков, сейчас остались только крупные аффилированные с властями фирмы. На Западе это называется «капитализм для своих».

Что касается дефицита, справляться с ним будут просто – просто закроют его заимствованиями, выпустят облигации. Но займы когда-то придется отдавать. Я считаю, что заимствовать нужно в крайних случаях, всегда лучше держать бездефицитный бюджет, чем заимствовать.

Если взять настоящий бюджет, не тот, что публикуется обычно, на одной страничке, а подробный, то вы найдете кучу мелких расходов, которые в сумме дают большие деньги. Скажем, стадион зенитовский, который строят, – он ведь никому не нужен. Ведь сколько фанатов «Зенита» в Питере, которые туда пойдут? Ну, тысяч десять, ну, двадцать. И для них строится самый дорогой стадион в мире в расчете на человеко-место. А население города 5 млн. Выходит, для небольшой части города такое строится.

Посмотрите на все инвестиционные проекты – хорошо, что приостановлены сейчас многие – там можно найти массу непонятных расходов, которые удовлетворяют либо потребности престижа, либо узкой группы населения. И на федеральном уровне с бюджетом то же самое – только  масштабнее.                        

Анастасия ДМИТРИЕВА​ фото fedpress.ru











Lentainform