16+

Легко ли быть православным голубым в Петербурге?

12/04/2012

Легко ли быть православным голубым в Петербурге?

Гомосексуализм неожиданно стал самой обсуждаемой темой в России – как в связи с принятым в Петербурге законом о запрете его пропаганды, так и вообще. Как показывает социологические опросы, общество с трудом принимает инаковость сексуальных меньшинств, особенно если эта инаковость хоть как-то проявляется публично.


                 Между тем члены ЛГБТ-сообщества готовы выходить из тени, доказывая в том числе, что между ЛГБТ* и христианством нет никаких противоречий. На вопросы Online812 ответил Валерий – один из организаторов Христианского форума ЛГБТ, который прошел в Петербург в прошлом году.

- Для начала скажите – вы когда осознали себя верующим человеком?
– Крещен я был в младенчестве в Православной церкви. В детстве то мама, то бабушка водили меня в церковь к причастию.  В 10 лет я принял сознательное решение посещать Воскресную школу. Там я проучился до 16 лет и получил весьма неплохое православное образование. Как любой благовоспитанный православный подросток я задумывался о том, чтобы посвятить свою жизнь монашеству. Несмотря на довольно углубленное изучение православной традиции, в Воскресной школе мне не хватало изучения других христианских деноминаций и других религий. В какой-то момент, видя мой интерес к другим конфессиям, священник, который руководил нашей группой в Воскресной школе, пригласил меня на встречи организации, которая занималась «реабилитацией» молодежи, «пострадавшей от сект». Туда с миссионерскими целями приходили ребята из протестантских церквей. Так я подружился с ребятами из Евангелической Русской Церкви (ЕРЦ). Позже познакомился с людьми из организации «Militia Dei» – изначально это была межконфессиональная организация, но затем она стала сугубо католической. С 1996 года я стал активным участником только зарождавшегося тогда в Петербурге «Общества Друзей Священного Писания». В итоге всех этих моих христианских контактов я ушел от православного эксклюзивизма к эксклюзивизму христианскому (исключительно в рамках тринитарной традиции).

- И как все это соотносилось с вашей сексуальностью?
– Безусловно, учеба в православной Воскресной школе, и радио «Теос», и «Militia Dei», и ОДП способствовало моему укоренению в довольно консервативной христианской традиции, пораженной сексофобией вообще и гомофобией в частности. Поэтому, когда  в  возрасте 13 – 15 лет я стал осознавать свою сексуальность, и что влюбляюсь я не как положено всем христианским мальчикам в девочек, а в мальчиков, то меня это стало довольно сильно угнетать. Читая Библию, поучения св. отцов, тексты по «христианской этике», я везде настойчиво встречал одну и ту же идею: «мужеложники царства Божия не наследуют».

Я не мог понять этой несправедливости: вот он я, стараюсь жить христианской жизнью, борюсь со своими греховными чувствами и при этом однозначно «не наследую царства Божия». Православные священники, к которым я в то время обращался, ничего вразумительного мне не сказали, кроме «постись, молись, Господь избавит, на всё Его воля». И я молился, постился, участвовал в Таинствах, но Господь все не избавлял и не избавлял.

Это было даже забавно, но в духе определенной православной традиции: долгое время я верил в то, что уже при жизни я осужден  на адские муки, при этом мне все равно необходимо «вести православный образ жизни». От самоубийства меня останавливало только то, что это тоже грех: не хотелось усугублять свою посмертную участь еще и вечным наказанием за самоубийство.

К сожалению, в тот момент рядом не оказалось человека, который бы мне объяснил, что «Мытарства преподобной Феодоры» и «Божественная комедия» Данте не отражают реальную загробную ситуацию. Какую-то надежду я получил только после более близкого знакомства с харизматическим движением. Именно харизматия помогла мне преодолеть негативное восприятие себя как верующего (но не как гея), что привело к значительному улучшению ситуации с моей депрессией. В этот период я стал посещать и более либеральный православный приход.

- Вы рассказали другим о своей ориентации?
– Все это время я никогда не рассказывал своим христианским друзьям (а тогда у меня были друзья только среди христиан) о своих гомосексуальных чувствах. Я боялся того, что они не примут меня. И, в принципе, так это и произошло. Уже после того, как я в «покаянных беседах» рассказал некоторым своим друзьям о своих «греховных чувствах», меня приняли как кающегося грешника. Но когда я перестал воспринимать свою гомосексуальную ориентацию греховной, и сказал об этом, то с подавляющим большинством людей, которых я раньше считал друзьями, мое общение прервалось. К тому моменту мне уже исполнилось 20 лет.


Легко ли быть православным голубым в Петербурге?

Что помогло мне примириться с моей гомосексуальностью? Доступ в интернет. Там я стал читать тексты на сайтах западных ЛГБТ-христиан. В начале мне было все это очень сложно осмыслить и принять (во-первых, из-за того, что мой английский был не настолько хорош и, во-вторых, консервативное мышление – такая штука, которая за пять минут не меняется). В целом мне понадобилось 3 года с момента первого знакомства с богословским обоснованием либеральных по отношению к ЛГБТ церквей для принятию этой позиции.

Результатом этого моего пути и стал первый сайт ЛГБТ-христиан на русском, из которого впоследствии и выросло служение «Nuntiare et Recreare». Название в переводе с латинского означает «возвещать и укреплять». Это, в общем, и является миссией служения: возвещать всем людям, независимо от их сексуальной ориентации и гендерной идентичности, весть о Божьей любви и укреплять их в этом.

- А как появилась идея провести христианский ЛГБТ- форум?
– Первый христианский форум ЛГБТ прошел в Петербурге в 2004 году. Тогда было всего 9 участников, при широком географическом разбросе. От Владивостока и до Минска. Второй форум прошел в 2009 году в Москве, там присутствовало более 20 человек. В 2010 году более 40 участников форума принимал Киев. И вот, в 2011 году, форум вернулся в Петербург. Петербург, Москва и Киев на данный момент это те города, где уже существуют инициативные группы, которые могут взять на себя работу, связанную с подготовкой и проведением мероприятия. При этом, естественно, вся работа делается на волонтерских основаниях.

- Сколько участников собралось в Петербурге?
– В Петербурге было около 40 постоянных участников, и еще около 30, кто приходил на отдельные заседания и работу секций. В работе нашего форума принимают участие представители различных направлений в христианстве: православные, католики, различные протестанты, мормоны, свидетели Иеговы. При этом мы просим наших участников не устраивать межконфессиональных выяснений того, чья церковь самая «истинная», а сосредоточиться на вопросах собственно христианства и тех проблем, с которыми сталкиваются верующие ЛГБТ в своих церквях.


Легко ли быть православным голубым в Петербурге?

- Какие основные проблемы  у верующих ЛГБТ?
– Традиционно на форуме обсуждается тема «Что Библия говорит и чего не говорит о гомосексуальности и бисексуальности». Неизменным интересом пользуется тема «Гомосексуальность в разных христианских церквях и движениях», когда представители разных церквей могут рассказать о богословских аспектах учения своих церквей о гомосексуальности.

Проблемы, которые есть у верующих ЛГБТ, обусловлены нашей позицией двойной стигматизации: т.е. в церквях мы стигматизированы как ЛГБТ, а в ЛГБТ-сообществе (и светском обществе) мы стигматизированы как верующие. Отсюда и проистекают проблемы. Это вопросы принятия себя, своей сексуальной ориентации. Особенно остро этот вопрос встает перед т.н. ДВР – детьми верующих родителей. Другая проблема – это проблема формирования своей идентичности ЛГБТ-христианина как позитивной идентичности, а не стигматизированной, от которой нужно избавляться. Вопросы камин-аута, т.е. открытия своей сексуальной ориентации другим людям (родным, друзьям, своим общинам), и реакция со стороны этих людей. К сожалению, нам известны случаи крайней гомофобной реакции церковных общин, когда совершивших камин-аут людей не просто отлучали от церкви, а начинали «лечить» или «изгонять бесов», подчас довольно изуверскими способами.

Вопросы поиска партнера и построения семейных отношений – не менее актуальная тема для верующих ЛГБТ. Большинство людей в нашей культуре, а в церквях – подавляющее большинство, воспринимает других людей, с которыми они общаются, по умолчанию гетеросексуальными. Поэтому в церковных общинах предполагается, что мужчины и женщины находят друг друга и создают семьи. ЛГБТ-христиане этой возможности лишены, поскольку вынуждены скрывать свою ориентацию.

- Возможно ли появление в России религиозных организаций ЛГБТ, наподобие «Общества сотника Корнилия» на Украине?
– Наша позиция в том, что мы не создаем отдельные религиозные общины для ЛГБТ. Мы верим в то, что ЛГБТ являются неотъемлемой частью своих религиозных общин и будут приниматься именно в них. Но для этого нужно работать. То, что делаем мы, – это создание групп общения, групп поддержки для верующих ЛГБТ независимо от религиозной принадлежности.


Легко ли быть православным голубым в Петербурге?

- Есть ли на сегодняшний день в России или на территории СНГ религиозные организации, которые принимают ЛГБТ как полноправных прихожан?
– Такие общины есть. Если говорить о протестантах, то это квакеры. Среди альтернативных православных церквей это общины свящ. Якова Кротова и Объединение Общин Апостольской Традиции (еп. Дионисий Бондарчук). Все остальные церкви, в особенности РПЦ Московской Патриархии, баптисты, пятидесятники и даже лютеране (не говоря уж о католиках) относятся к ЛГБТ словно к людям второго сорта: больным, извращенцам, законченным грешникам.

Владимир ЕГОРОВ
 
* ЛГБТ – аббревиатура, возникший в английском языке для  обозначения четырех сексуальных меньшинств – лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.

Комментарий

О. Александр Сорокин, председатель информационно-издательского отдела СПб епархии РПЦ:

- Как Православная церковь относится к гомосексуалистам – безусловно отрицательно или с пониманием?
– Гомосексуализм однозначно определяется Библией как грех. Грех – это понятие нравственное, это не болезнь и не увечье. С другой стороны, есть неоспоримые научные исследования, которые свидетельствует, что гомосексуализм для некоторой части людей – врожденная данность, биологический факт. Но даже если это и так, эта биологическая данность не может быть основанием для того, чтобы оправдывать гомосексуализм. Так что это, конечно, вопрос очень неоднозначный.

Конечно, для тех людей, которые страдают (если можно употребить такое слово) гомосексуализмом, это огромная трагедия, понимать, что их стремления греховны. Вопрос в том, как они решают для себя эту проблему. Они могут встать на ту точку зрения, что гомосексуализм – естественная биологическая данность, и жить с этой точкой зрения. Но от этого грех не перестает быть грехом. Или они будут стараться победить в себе эту склонность.

- С точки зрения Библии секс не для продолжения рода тоже грех, однако так грешат очень многие.
– Как и любая пагубная страсть, хотя бы пьянство, – с ней можно либо бороться, либо ей потакать. Безусловно, грехом является превознесение гомосексуализма. Но такова христианская точка зрения. Когда эта же точка зрения записывается в светские законы, распространяющиеся как на людей верующих, так и на не верующих, – наверное, такое навязывание не очень корректно. Вообще запретительные меры никогда не являются особенно эффективными.

- Может ли гомосексуалист быть священником?
– Это опять же вопрос отношения к этой своей биологической данности. Но если он – практикующий гомосексуалист и демонстрирует это – тогда это явное нарушение христианской этики.                        

А. М., фото piyitwit.wordpress.com











Lentainform