16+

Зачем нужно запускать снегоплавилку в апреле, когда снег тает сам и бесплатно?

13/04/2012

Зачем нужно запускать снегоплавилку в апреле, когда снег тает сам и бесплатно?

На прошлой неделе «Водоканал СПб» на практическом примере доказал, что сани надо готовить не летом, как почему-то считалось ранее, а весной - иначе к зиме не успеешь. И показал губернатору Полтавченко, как должен работать современный стационарный снегоплавильный пункт (ССП).


                      Непосвященных наблюдателей слегка удивили две вещи. 1. Откуда «Водоканал» взял столько грузовиков со снегом для демонстрации возможностей нового сооружения? 2. Зачем нужно запускать снегоплавильный пункт в апреле – в тот замечательный месяц, когда снег тает совершенно самостоятельно и почти бесплатно? Ответ на первый вопрос остался загадкой. А на второй специалисты говорят, что как раз в апреле такие пункты и надо запускать, потому что ССП, как сложная инженерная конструкция, требует долгой наладки, к которой сейчас и приступили. И вообще – это первое такое сооружение в Петербурге, поэтому лучше подходить к его эксплуатации вдумчиво.

Строить первый стационарный снегоплавильный пункт – на Октябрьской набережной – «Водоканал Санкт-Петербурга» начал в середине декабря 2011 года. Растапливать снег в ССП будут с помощью сточных вод, которые подаются с канализационной насосной станции № 6 (она удачно расположилась рядом с площадкой). Принцип действия снегоплавильного пункта простой – сточные воды всегда теплые (средняя температура стоков – плюс 16–18 градусов), а  снег начинает таять уже при температуре плюс один. Поэтому если пропускать стоки через снег, то в итоге от снега ничего не останется.

Затем талая и сточная вода вместе попадают в коллектор, а оттуда на Северную станцию аэрации в Ольгине. Там все стоки проходят очистку (включая глубокое удаление фосфора и азота – как объясняют специалисты, это архиважно).

Снегоплавильный пункт занимает небольшую площадку, она рассчитана на одновременный прием 2 или 3 грузовиков со снегом. Грузовик высыпает снег на решетки – они снабжены специальными дробилками, чтобы размельчить снег. Здесь же, на решетках, отсеиваются всякие посторонние предметы. Если крупная глыба снега попадает на решетку, дробилка останавливается и оператор принимает решение, что с этой глыбой делать – потому что глыба может запросто оказаться вовсе не снегом, а замерзшим трактором или бетонным надолбом.

Далее снег поступает собственно в снегоплавильную камеру (она расположена под землей), куда также поступают сточные воды, под воздействием которых снег и тает. Образовавшаяся вода проходит через песколовки – в них песок выпадает на дно под действием силы тяжести. Если бы песколовок не было, песок попадал бы на дно коллектора – и его пришлось бы специально чистить.

Полная проектная производительность снегоплавильного пункта на Октябрьской набережной – 7 тысяч кубометров снега в сутки. Он включает две снегоплавильные камеры по 3,5 тыс. кубометров в сутки каждая. Сейчас закончены работы по устройству первой снегоплавильной камеры. Вторая камера будет достроена в июне этого  года.

10 тонн снега перерабатываются снегоплавильной установкой в среднем за 3 минуты. Чтобы растопить 1 кубометр снега, нужно 5 кубометров сточных вод. Дополнительных энергозатрат при этом не требуется, электроэнергия нужна лишь для обеспечения работы дробилок и насосной станции.

До этого в Петербурге был только один стационарный снегоплавильный пункт -  на Рижском проспекте (его эксплуатирует Комитет по благоустройству). Но новый ССП «Водоканала» современнее – на Рижском проспекте нет ни дробилок снега, ни песколовок.

По сравнению со снегоплавильными машинами канадской фирмы Trecan, которые город закупал в последние годы, стационарные снегоплавильные пункты и экономичнее  (не нужно тратить мазут – 325 литров за час работы), и эффективнее – максимальная производительность канадской машины 60 тонн в час при температуре минус 1 (если холоднее – то меньше).

Строительство снегоплавильных пунктов и их эксплуатация – новое направление работы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Всего в 2012 – 2013 годах запланировано построить 14 ССП и модернизировать еще один – ту самую несовершенную снегоплавилку на Рижском.

Кстати

Кроме народнохозяйственного уборка снега и его последующая ликвидация имеет и  климатическое значение – известно, что территории, покрытые снегом, на несколько градусов холоднее тех, что снегом не покрыты. Таким образом, если снег оперативно убирать и так же оперативно растапливать, зима в Петербурге будет теплее.                        

Андрей ВАСНЕЦОВ, фото romovayababa.com








Lentainform