16+

В Петербурге можно стать богословом всего за 54 тысячи рублей

17/04/2012

В Петербурге можно стать богословом всего за 54 тысячи рублей

Отделение Церкви от университета – старая добрая российская традиция. Синодальная церковь ревниво охраняла свое право лепить нужный им тип священника в духовных академиях, в университетах же царил здоровый антиклерикализм, указывавший Церкви подобающее ей место.


           Это не мешало представителям университетской науки с уважением относиться к церковным ученым и даже избирать их членами Императорской академии наук.

Но не по богословскому отделению, которое просто не существовало. Когда сегодня радетели «теологического факультета» в СПбГУ, в частности протоиерей Кирилл Копейкин, ходивший на поклон к ректору Николаю Кропачеву, говорят, что богословие здесь преподавалось всегда, они лукавят, как патриарх Кирилл, который утверждает, что никогда не надевал подаренные ему часы «Brеguet» стоимостью $30 000. Преподавались отдельные церковно-исторические дисциплины, существовали и соответствующие кафедры, но отнюдь не факультет. Лишь один раз традицию пытались нарушить: в 1918 г. закрытую большевистским Наркомпросом Духовную академию намеревались спасти, превратив ее в богословский факультет Петроградского университета…

Когда в 1992 году Министерство образования создало специальность «теология», то это отражало представления новой российской бюрократии о «демократической России». Теоретически внедрение богословия в учебно-научный процесс было бы полезно, поскольку изучение истории и культуры христианских обществ немыслимо без понимания основ христианской веры. Комплекс богословских дисциплин мог стать важным фактором прогресса гуманитарной науки в России и способствовать конкурентному развитию религиоведения, которое унаследовало от советской эпохи свое жалкое существование. Однако этого не произошло. Не в последнюю очередь потому, что развитие богословия, как и любой науки, предполагает свободу, университетскую автономию от чиновников, будь то патриарх или министр, ректор или компания «садовниц», тщательно стригущих «куст» факультетов.

Сегодня в России оформился парадокс богословского знания. Он заключатся в  том, что главные эксперты в этой области трудятся в светских институциях, а не в церковных заведениях, которые вынуждены паразитировать на сторонних специалистах, как это делает многотомная «Православная Энциклопедия». Круг этих экспертов хорошо известен, и исследователь, интересующийся определенной проблемой, прекрасно осведомлен, к кому конкретно с каким вопросам стоит обращаться.

Серьезное научное богословие давно стало «сетевой деятельностью», не предполагающей создания «учебно-научных структурных подразделений» в виде факультетов с их омертвляющим формализмом. Сегодня организационное разделение богословской проблематики и общеисторических проблем окажется губительным для обоих направлений.

Существующие организационные структуры, претендующие на развитие богословие, так и остались не востребованы современным обществом. Никак себя не проявил и возглавляемый Кириллом Копейкиным университетский Научно-богословский центр междисциплинарных исследований, который, кстати, является не общеуниверситетской структурой, а подразделением факультета искусств.

Подобное соподчинение указывает то место, которое богословию отводит университетская бюрократия. Это подтверждает и судьба петербургских «околотеологических» инициатив, прежде всего Высшей религиозно-философской школы Натальи Печерской и Института богословия и философии семейства Сапроновых, возникших еще в начале 1990-х гг. на волне интереса к «духовному».

Если первый превратился в «клуб по интересам», «отбивающим» гранты разного рода, то второй благополучно почил в виде богословской кафедры Русской христианской гуманитарной академии Дмитрия Бурлаки, наиболее коммерчески успешного проекта, где предлагают стать богословом всего за 54 000 рублей в год. Столь же невостребованным осталось и интересное начинание профессора Анатолия Алексеева в виде кафедры библиистики на филфаке СПбГУ, формирование которой совершается по остаточному принципу за счет студентов с недостаточной мотивацией.

Однако идею внедрения «теологии» в массы успешно подхватила Московская патриархия, которая давно пытается переложить  обязанность религиозного воспитания граждан на плечи государства и оплатить его из кармана налогоплательщиков. Еще в 1999 г. было создано отделение теологии Учебно-методического объединения классических университетов, которое, с помощью Свято-Тихоновского православного университета в Москве, разработала систему «клонирования» богословских факультетов по всей России.

Однако факт остается фактом. За последние 20 лет РПЦ не создала систему начального религиозного образования на своей территории и не сумела возродить церковную науку в стенах духовных академий, уровень образования в которых просто несравним с уровнем университетского образования. Это просто неинтересно руководству патриархии даже с точки зрения превращения «теологии» в «полит-технологии»: сегодня богословие уже не способно отвлечь внимание людей от скандала вокруг патриаршей квартиры и других негативных явлений в жизни Церкви, здесь нужны красивые картинки вроде Pussy Riot.

Такая ситуация снимает с повестки дня вопрос о государственном признании церковных дипломов, и стремление создать совместно с СПбГУ богословскую структуру оказывается лишь недобросовестным средством легитимизации некачественного образовательного продукта.

Впрочем, нынешний интерес СПб духовной академии к созданию теологического факультета имеет свои особенности. Даже согласно официальной информации эта идея возникла после включения в состав университета ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии», который располагается в историческом здании академии на Обводном канале, дом 7.

Борьба СПбДА за свою alma mater имеют долгую историю. Еще в 1993 г. Анатолий Собчак подписал распоряжение о передаче здания Петербургской епархии, вторгнувшись тем самым в компетенцию федерального центра. СПбДА все же сумела воспользоваться благоприятной конъюнктурой, заполучив в свое распоряжение северное крыло здания. Однако бессменный директор техникума Татьяна Жидких оказалась более сильным лоббистом. На уровне Министерства образования и правительства ей удалось добиться того, что вопрос о передаче здания «попам», как не стеснялись говорить на совещаниях в Белом доме, был снят с повестки дня.

Впрочем, ни петербургский митрополит, ни московский патриарх не перетрудились, пытаясь вернуть здание старейшему богословскому учреждению России. В конце концов, речь шла не о приобретении элитной недвижимости, а о сомнительном с точки зрения сиюминутной выгоды вложении средств в церковное образование. Как бы то ни было, после 1998 г. активных действий по возвращению Обводного, 7, не предпринималось, а после 2000 г. спортсмены сумели окончательно выжить богословов со своих площадей.

Сегодня спорное здание можно было бы без проблем вернуть для церковных нужд по 327-му федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», принятому в ноябре 2010 г., даже несмотря на отсутствие подзаконных актов. Однако это прекрасно понимала и искушенная в интригах Т. Жидких, которая поспешила вручить себя сильному покровителю в лице СПбГУ, добившись 30 декабря 2011 г. распоряжения правительства № 2457-р о создании на базе колледжа структурного подразделения университета.

Академия, приложившая немало усилий к налаживанию контактов с университетом, оказалась в сложном положении. Т. Жидких прекрасно понимала, что конфликт с СПбГУ крайне нежелателен для СПбДА. Однако церковная дипломатия предприняла контрмеры. Идея создания «теологического факультета» при университете, которому формально начинает принадлежать дом № 7 на Обводном канале, неминуемо поставит вопрос о возвращении здания прежнему хозяину и исходе спортсменов в новые помещения. Налицо попытка мягкого церковного «рейдерства»...

В то же время не похоже, что руководство университета горит желанием решать церковные проблемы. Известно, что когда люди хотят решить какую-нибудь задачу, они ее решают, в противном случае они создают комиссии и созывают конференции. Сторонникам нового факультета как раз было предложено организовать научную конференцию «Теологическое образование в классическом университете». Хочется  надеяться, что конференцией все и закончится. В настоящее время создание в Петербурге теологического факультета не только не принесет никакой пользы, но и нарушит уже сложившиеся научные связи.

Впрочем, это не единственные проблемы, которые «теологи» создают университету. Так,  пункт 7 устава СПбГУ гласит, что в университете не допускается осуществление деятельности организационных структур религиозных организаций. На каких же основаниях здесь действует православных приход при храме святых апостолов Петра и Павла, настоятелям которого и является автор идеи теологического факультета Кирилл Копейкин? Наверняка возглавляющие университет юристы знают единственно правильный ответ, обычным гражданам недоступный.                        

Александр МУСИН, доктор исторических наук, кандидат богословия





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform