16+

«В храме Христа Спасителя иконы хорошо выписаны, но лики молчат»

20/04/2012

«В храме Христа Спасителя иконы хорошо выписаны, но лики молчат»

Совсем недавно, во дни мятежных событий продолжаю по Пречистенской набережной путь к храму Христа Спасителя. Долго по Соймоновскому проезду обхожу выросшие за последнее время потоки машин. Наконец, оказываюсь у подножия храма.


                    В палатке напротив предлагают купить билеты на экскурсию по храму. Так. музей это или храм? Решаю, что храм и не покупаю билетов. Вхожу в нижнюю церковь. Сумрачно. Посетителей не очень много.

Господи, прости меня грешника, но храм воспринимается холодным и пустым. Новодел он и есть новодел. Всматриваюсь в стены, пол, потолок: гранит, мрамор, цветной металл и благородные породы дерева. Иконы хорошо выписаны. Но лики молчат. То ли дело в простой деревенской церковке кубанской станицы Павловской, где мне довелось не так давно принимать участие в обряде венчания моего родственника, то ли в Исаакиевском соборе в Петрограде, где даже луч солнца на творении художника ощущается как живой.

Прохожу в правое крыло. С удовольствием изучаю мундиры конногвардейцев и гренадеров русской царской армии. Солдатские головные уборы времен войны 1812 года поражают торжественностью отделки, но очень хороши в качестве мишени для любопытного и меткого неприятеля.

В верхнем храме запрокидываю голову ввысь. Меня всегда удивляла способность художников передавать перспективу с таким расчетом, чтобы я, маленький человек, внизу, встретился глазами с небожителями под стометровым куполом храма. Понимаю, что в этом присутствуют математический расчет и законы оптики, но чудо искусства остается чудом и за это пристрастие к прекрасному хочется не замечать молчащего великолепия вокруг.

Но куда денешься в поисках смыслов бытия от вечных вопросов кто виноват? и что делать? Сам же и отвечаешь: Никто не виноват и специально ничего не надо делать. Живем, как можем и творим как сподобится. Сегодня – храм, а завтра – тюрьму. В зависимости от движений прихотливой души. Обоснование находится потом. Не всегда удачное, но зачастую правдоподобное и оттого обладающее силой внушения. Так всегда у нас в отечестве было с революциями, войнами, юбилеями, воцарениями идолов или с их ниспровержениями.

А как же насчет вхождения дважды в одну и ту же реку или по поводу истории, которая повторяется лишь в виде фарса? Видно, что не про нас писаны эти мудрости и у нас свой, особенный путь. Только вот куда он ведет? Ведет ли он к храму или в противную от него сторону? Молчит Русь, не давая ответа.

За память о воинах наших – низкий поклон воссоздателям храма. Это и есть ответ нацистам и монархистам всех мастей: слава русская, православная добыта и обильно окроплена кровью истинных сынов России, независимо от национальности, вероисповедания и сословного положения. Аминь.

На выходе из Пантеона Героев примыкаю к какой-то экскурсионной группе, спешащей к куполам храма. Люди быстро заходят в лифт. Спешу и я за ними. Успеваю лишь занести одну ногу в лифт. Бдительная экскурсоводша предупредительно выставляет вперед крупную коленку и перекрывает вход в кабинку лифта: – Он с нашей группы, товарищи? Нет? Извините! – это она обращается ко мне. – Вам наверх нельзя.

Нельзя так нельзя. Стыдливо ретируюсь как уличенный в чем-то нехорошем. Вот так всегда, думаю, и пиво заканчивается на мне и в компанию не берут. Просто мне захотелось на халяву сверху наш грешный мир обозреть.

Выхожу из храма и спускаюсь на грешную землю. Аккуратно удаляюсь от Христа Спасителя, пересчитывая ступеньки храмового комплекса.                          

Сергей ДОНЕЦ, echo.msk.ru, фото in-road.ru





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform