18+

В Петербурге идет процесс слияния вузов. К чему это может привести?

04/05/2012

Почти завершилось формальное объединение шести вузов Петербурга, стартовавшее в прошлом году, когда Дмитрий Медведев заговорил о том, что вузов в России слишком много. На очереди - новые кандидатуры для новых объединений. Ректор НИУ ИТМО Владимир Васильев, который также стал участником этого процесса, объяснил, зачем вообще вузам объединяться и к чему это может привести.

              На примере своего и присоединившегося к нему университета низкотемпературных и пищевых технологий Васильев рассказал, что для полного слияния вузам понадобится еще 2 – 3 года, но формально оно завершится уже в этом году. Следующими в очереди на объединение могут стать ФИНЭК и ИНЖЭКОН – по словам Васильева, сейчас «между руководителями вузов идут интенсивные консультации об объединении», но решение пока не принято. 

Разговоры о возможном объединении ФИНЭКа и ИНЖЭКОНа начались год назад – такая идея впервые прозвучала на прошлом Петербургском международном экономическом форуме. Правда, говорит Васильев, «она была жестко оценена профессорско-преподавательским составом – в основном ИНЖЭКОНа». Это замечание не случайно – по мнению Васильева, если объединение все же произойдет, то скорее всего, под брендом ФИНЭКа. 

Васильев надеется, что решение будет принято без давления Министерства образования, которое по закону может произвести объединение без согласия сторон. «Силовое присоединение – это крайне тяжелая и опасная дорога», – считает ректор.

В целом курс на объединение Васильев называет правильным, объясняя, что это способствует повышению качества образования. «Часто объединение рассматривают в контексте объединения имущественных комплексов, какого-то захвата. На самом деле, это не так». По его мнению, это необходимая мера для развития вузов в условиях современной экономики, и начался этот процесс во всем мире еще в начале 90-х, Россия же, как всегда, догоняет.

«Например, в Финляндии 3 или 4 года назад был образован университет, который объединил ряд вузов Хельсинки и других городов. Такие же процессы активно идут в Японии, Китае, США». По мнению Васильева, за счет укрупнения вузы пытаются занять более сильную позицию на рынке высшего профессионального образования.

Ректор признает, что процесс объединения безболезненным не будет – процедура сложна как с технической, так и с человеческой точки зрения.  При объединении, например, появляются «лишние» кафедры: «То, что кафедр станет больше, само по себе не страшно. Но часто в вузах появляются две одинаковые кафедры. А это уже серьезная проблема». 

Эту проблему решают по-разному. Например, в Горном  повторяющиеся кафедры просто объединяются. В ИТМО они пока остаются в удвоенном количестве: «Мы сначала посмотрим, как эти кафедры работают вместе, какая кафедра в какой области сильнее, и на основе этого будем проводить объединение», – объясняет Васильев.

Не удастся избежать сокращения профессорско-преподавательского состава, уверен Васильев. «Работать останутся лучшие. В Горном, например, для преподавателей и студентов уже подняли  планку, которой надо соответствовать, –  и сразу получился разрыв. Это, конечно, жесткие меры». В ИТМО сейчас вводятся некие обязательные требования к преподавательскому составу, и те, кто этим требования не будет соответствовать, будут уволены. Правда, для преподавателей, перешедших из университета низкотемпературных и пищевых технологий, эти требования  вступят в силу позже – только в 2013 году,  руководство вуза дает им 1,5 года на адаптацию. «Пока у нас ни одного человека не ушло», – подчеркивает Васильев.

С наибольшей готовностью, как кажется Васильеву, объединяются студенты. По  крайней мере, они не теряют ничего с точки зрения престижа, так как вузы объединяются под брендом более сильного. Что касается процесса обучения, то студенты, поступавшие в университет до объединения, будут продолжать учиться по прежней программе.

На вопрос, почему российские вузы выпадают из сотни лучших в мировых рейтингах и поможет ли объединение это исправить, Васильев сказал, что в мировые рейтинги «мы никак не попадем», так заведомо проигрываем по заявленным в них критериям. «Так, у нас нет работающих в вузах лауреатов Нобелевской премии, кроме одного – Алферова. Нет фонда целевого капитала и не будет – бизнес в России не вкладывает деньги в образование. Дальше – у нас меньше иностранных студентов, чем в других вузах. Но к нам не едут не потому, что у нас плохо учат, у нас социальная структура вузов плохая – вспомните наши общежития. Но когда речь идет о качестве образовательных программ – не так все и плохо».

Справка

Первые объединения вузов в России начались около пяти лет назад  в Ростове и Красноярске – были созданы два федеральных университета, Южный и Сибирский. Затем объединения продолжились в Якутске, Екатеринбурге, Архангельске, Владивостоке. В Москве этот процесс запустился, как и у нас, в прошлом году – произошло слияние не менее 12 вузов.

На данный момент в Петербурге объединились 6 вузов:

к ИТМО присоединился СПбГУ низкотемпературных и пищевых технологий;
к Политехническому университету – городской институт машиностроения;
к Горному – Северо-Западный технический университет. 

Объединились также Государственная морская академия им. адмирала Макарова и Университет водных коммуникаций, создан Северо-Западный государственный медицинский университет (путем объединения Медицинской академии им. Мечникова и МАПО – Медицинской академии постдипломного образования).                          

Анастасия ДМИТРИЕВА