16+

Что сейчас происходит с «Ленфильмом»?

05/05/2012

Что сейчас происходит с «Ленфильмом»?

Судьба «Ленфильма» по-прежнему тревожит петербургских режиссеров. В апреле состоялась пресс-конференция членов Общественного совета киностудии «Ленфильм» режиссеров Александра Сокурова, Дмитрия Светозарова, Константина Лопушанского, Вячеслава Сорокина и продюсера и композитора Андрея Сигле. Одним из спикеров был заявлен Алексей Герман-старший, но вместо него по телефону с журналистами говорила его жена сценарист Светлана Кармалита.


               Журналисты ждали сенсации, но представители Общественного совета в очередной раз выразили свое беспокойство  положением киностудии и  заявили, что подготовят собственную концепцию развития студии.

Самыми большими сторонниками  создания собственной концепции являются Александр Сокуров и Андрей Сигле. Делать свою концепцию они решили  потому, что их не устраивают способы модернизации студии, предложенные советом директоров «Ленфильма» во главе с Эдуардом Пичугиным. Андрей Сигле сомневался относительно способов финансирования этой концепции и сетовал на то, что с членами Общественного совета никто не посоветовался, а Александр Сокуров говорил о необходимости создать на базе «Ленфильма» студию, ориентированную на гуманитарные ценности. При этом Александр Сокуров и Андрей Сигле планируют создать на базе «Ленфильма» некий продюсерский центр, который возглавит Сигле. Но пока его не удается зарегистрировать. 

Откровеннее всего высказался Вячеслав Сорокин (известен по фильму «Тоталитарный роман»): «Ленфильм» – это государственная студия, и государство должно взять на себя ответственность за нее.

Эта же мысль, очевидно, близка и остальным членам Общественного совета, в частности Светлане Кармалите, которая сообщила о разговоре с министром культуры Авдеевым, которому было отправлено очередное письмо о судьбе «Ленфильма» и который сообщил, в частности, что судьба студии еще не решена и что «Ленфильму» может быть предоставлен государственный заказ на съемки 3 – 5 фильмов.

Александр Сокуров долго рассказывал про то, как премьер Путин хорошо относится к «Ленфильму», но его подчиненные плохо выполняют его распоряжения.

Еще один повод для беспокойства членов Общественного совета – отношения с нынешней петербургской администрацией. Прежние надежды и амбиции кинодеятелей  были связаны с Валентиной Матвиенко, а приход новой команды отменил или поставил под сомнение прежние договоренности. Заглохла идея с Высшей школой кинематографического мастерства Константина Лопушанского. Школа, которую собирался финансировать городской бюджет  (ежегодный бюджет – 5 млн руб.),  должна была  открыться  еще осенью прошлого года, но сейчас она закрыта.

Но главное, возникли проблемы с идей взять «Ленфильм» на баланс города – с осени прошлого года, когда власти обсуждали эту идею, в Петербурге поменялся председатель Комитета по культуре, и теперь, по словам Александра Сокурова это ведомство возглавляет «сторонник приватизации «Ленфильма»», что вызывает у отдельных членов Общественного совета «Ленфильма» недоверие ко всем нынешним инициативам города по отношению к студии.

То, как члены Общественного совета относятся к Дмитрию Месхиеву (он и есть председатель комитета), видно уже по тому, как они избегают называть его по имени. Так же режиссеры продолжают бояться, что студию могут перепрофилировать – Дмитрий Светозаров предположил, что чиновников и бизнесменов интересует земля в центре города.

Этот клубок разнообразных проблем и идей выявил и без того очевидную проблему – ответ на вопрос, что будет с «Ленфильмом», кажется, не знает никто.

Члены Общественного совета уверяют, что перевод студии за город невозможен по финансовым соображением – это еще дороже, чем реконструкция, да и, как утверждает Александр Сокуров, территория «Ленфильма» на Каменноостровском проспекте неудобна для застройки – там, по его словам, нельзя строить высотки и подземную парковку (впрочем, это в Сокурове говорит градозащитник).

Однако и варианты концепций развития кинопроизводства на старой территории выглядят сомнительно.

Кинематографисты рассчитывают на возвращение «Ленфильму» киноколлекции, права на которую были проданы еще в 1998 году холдингу  «Медиа-Мост», а потом перешли к ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». Еще эксклюзивными правами  до 2013 года на показ 100 картин «Ленфильма» обладает Пятый канал.

Если государство найдет способ вернуть права на киноколлекцию «Ленфильму», то у студии может появиться некоторый доход. Вопрос – какой? Члены Общественного совета ссылаются на опыт «Мосфильма», который, по их словам,  получает от своих картин до 270 млн рублей в год. Но «Мосфильм», как уверяют СМИ, обладает киноколлекцией в 2,5 тысячи фильмов, тогда как ленфильмовская коллекция насчитывает только около 600 наименований.

В 2008 году она приносила прибыль всего в 374 тыс. рублей. При этом долг студии за коммунальные платежи составляет сейчас 60 млн рублей, а ее производственная база нуждается в серьезной реконструкции.

Очевидно, что студии не обойтись без мощных денежных вливаний. Александр  Сокуров уже заявлял, что реконструкция студии и ее развитие обойдется в 2 миллиарда  рублей. Но очевидно, что государство не готово доверить творческим людям такую сумму. Да и кадровые движения указывают на то, что симпатии власти не на стороне мэтров – в состав совета директоров «Ленфильма» включены представители АФК «Система» -  компания, которая стремилась слить «Ленфильм» с принадлежащей ей студией РВС.

С другой стороны, очевидно, что если государство и предпочло бы переложить груз ответственности за «Ленфильм» на плечи коммерческой компании, то таковую еще надо найти –  АФК «Система»  и владеющий ею Владимир  Евтушенков уже не так сильно, как раньше, заинтересованы в приходе на «Ленфильм». А другие кандидаты отсутствуют.

Фигура Андрея Сигле как человека, обладающего коммерческим опытом, вероятно,  не рассматривается.

Пока ясно, что история «Ленфильма» из драмы превращается в затянутый и плохо сделанный сериал.                         

Елена НЕКРАСОВА









Lentainform