16+

«Свободы в сценариях о войне власти боятся не меньше, чем Удальцова и Навального»

14/05/2012

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Неделя началась с отчаянных попыток Медведева обратить на себя внимание, хотя он был уже никому не интересен, продолжилась разгоном мирной демонстрации полицией и коронованием и завершилась торжествами по случаю Дня Победы.


                 Примечательно, что интернет заставил показывать демонстрацию с плакатами типа «Не пустим вора в Кремль!» и полицейские акции против мирных граждан даже канал «Россия», хотя здесь картинку сопровождали соответствующим госканалу комментарием.

Честнее поступило НТВ – тут и закадровый текст был спокойнее, и дали высказаться даже Б. Немцову и С. Удальцову. Каждая демонстрация напоминает, что власть по-прежнему боится разбуженного молчаливого большинства и полицейскими мерами старается его запугать. Разогнать обратно по домам, запихать слова обратно в глотки… Вероятно, подробный показ по ТВ жесткой полицейской расправы в Москве имел заодно и цель запугивания. 

После полицейской прелюдии особенно выразительно смотрелась зачищенная Москва, по которой кортеж Путина ехал в Кремль. Ни одного случайного человека на улицах и набережных, кроме топтунов и полицейских! Вот он, идеал.

О самом же ритуале, о монархической потуге, которая выглядит нелепо в демократическом государстве с республиканской формой правления (Конституция РФ, ст. 1), могу лишь сказать стихами А. Фета, написанными по случаю коронования Александра III  15 мая 1883 г.: «Как солнце вешнее сияя, В лучах недаром ты взошел Во дни живительного мая На прародительский престол. Горит алмаз, блестят короны, И вкруг соборов и дворца, Как юных листьев миллионы Обращены к тебе сердца. О, будь благословен сторицей Над миром, Русью и Москвой И богоданной багряницей От искушений нас укрой!»

Триумф и императорские почести, даже какая-то цепь, напоминающее бармы – драгоценное оплечье московских царей, – все напоминало коронование. Но кроме того, явно ощущалось желание подчеркнуть лишний раз свою легитимность: видите, видите, Чуров выдал удостоверение (кому он будет его показывать? Неужели тем, кто придет арестовывать?), а сам Зорькин при всех сказал, что я назначен президентом! Правда, престол не прародительский, а собственный, на который он то вскакивает, то слезает, когда пожелает, и «народных сердец» вокруг кремлевских соборов не было – народ заменили макетом из отборной публики, привыкшей есть с его руки... Выглядел восторг придворной челяди непристойно.

Что же касается фильмов о войне, то ТВ дало обычный микст из фантастических советских фильмов типа «Щита и меча» и не менее фантастических современных типа «Китайской шкатулки» и «Чужих крыльев» (хотели еще показать фантастический фильм «4 дня в мае», но испугались – там гитлеровская часть помогает советской разведгруппе отбиваться от советских танкистов во главе с пьяным майором, подробнее см. об этом произведении, созданном в 2011 г., статью в Википедии).

Опять показали сериал про партизана Млынского – пропагандистскую бредятину, созданную по «романам» первого зам. председателя КГБ С. Цвигуна. Опять прошла по двум каналам, «Звезде» и Пятому, «Война на Западном направлении» (1990, к/ст. им. Довженко).

Про этот фильм, снятый по мотивам романа «Война» (1967 – 1980) И. Стаднюка, стоит сказать особо. Этот кондовый советский роман имел одну необычную по тем временам деталь, связанную с тем, что Стаднюк был русским националистом: в романе действовал еврей Мехлис, любимец Сталина, политработник, который ничего не понимал в военном деле, но давал указания и запугивал. В сценарии, наспех сляпанном в период перестройки с участием самого Стаднюка, демоническая личность демагога Мехлиса, его роль были значительно укрупнены. А еще в духе времени (шел 1990 г.) в сценарий добавили репрессий 1937 года: допросов, избиений… Получилась типичная перестроечная бурда, немного больше напоминающая реальность, чем «Освобождение», но тоже бесконечно далекая от исторической правды. Теперь этот сериал бесконечно крутят, выдавая за «правду».

Жемчужиной на общем фоне выглядел фильм «На войне как на войне» (1968, реж. В. Трегубович) по повести В. Курочкина. Были любопытные новые документальные фильмы – например, про А. Ботяна, судоплатовского супердиверсанта, прототипа майора Вихря. Но «Обыкновенный фашизм» (1965) М. Ромма и «Проверка на дорогах» (1971) А. Германа в праздник не показывают никогда. Как и «Восхождение» (1976) Л. Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников» (1970).

Вообще в области художественных фильмов о войне 1941 – 1945 гг. давно наступил сценарный голод, он же сюжетный кризис. С одной стороны, есть жесткая схема, отступать от которой не дают, с другой – попытки найти новые сюжетные повороты, порой экзотические. Отсюда боевики в американском стиле и упомянутые «4 дня в мае» или фильм, который еще в 2001 г. Алексей Учитель хотел снять, – о борделе в Мурманске для союзников, где трудились русские женщины (фильм, естественно, снят не был).

Между тем никакую экзотику искать не нужно – давно есть книги Марка Солонина, которые признаны серьезными историками, но которые просто не решаются пустить в дело. Поскольку Солонин доказал, что Сталин собирался начать завоевательную войну в Европе раньше Германии, но Гитлер его просто опередил, а крестьянская (в основном) Красная армия до середины 1942 года вообще не хотела воевать и массово бросала оружие и сдавалась в плен. И только увидев, что война идет на уничтожение не только комиссаров и евреев, но и русских как нации, увидели признаки геноцида, начала воевать. Фактически Солонин выступил чистым толстовцем: только «дубина народной войны» решает дело, и он это доказал на конкретном материале.

А что касается вооружений, то по качеству и количеству их, а также по мощности военной промышленности СССР многократно превосходил Германию, равно как и людскими ресурсами. В итоге Солонин доказывает, что СССР к войне был технически готов лучше, а атака Германии на СССР была чистой авантюрой, которая не могла завершиться ничем, кроме поражения.

Представляю, как ожило бы наше кино, если бы власти дали возможность снимать фильмы «по Солонину». Но свободы в области сценарной мысли власти боятся не меньше, чем Удальцова и Навального.                      

ранее:

«Как жаль, что нет сериалов про архитектурно-строительную мафию»
Найти «чужих» и изливать на них агрессию...
Как на одном канале уживаются «Ментовские войны» и «Анатомия лжи»
«Хабенский с Пореченковым – это не актеры, а натурщики с неподвижными, без мимики лицами»
«Неужели Алиса Фрейндлих так нуждалась в деньгах, что согласилась на публичный позор»
«Передача, на которую я подсел – это «Безумно красивые»











Lentainform