Отставка Валерия Сердюкова, многие годы заведовавшего Ленинградской областью, внесет свои коррективы в жизнь региона. Новому губернатору Александру Дрозденко (на фото) предстоит переосмыслить многие вещи, в том числе сложные взаимоотношения между городом и областью. О том, что может измениться в жизни региона, Online812 рассказали эксперты.
Владимир Княгинин, директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад»:
– Со сменой губернатора перемены, очевидно, будут. Мы уже сейчас видим перераспределение бюджетных потоков между городом и областью в связи с потерей крупных налогоплательщиков. Губернатор Московской области Сергей Шойгу, например, предлагает перенести НДФЛ по месту жительства – чтобы работающие в Москве платили налог Московской области. Технически это очень трудно сделать. Этот пример отражает то, с чем придется иметь дело новому губернатору Ленобласти – интенсификация взаимодействия города и области. Она будет расти по разным направлениям. Отсюда встанет вопрос поиска инструментов координации деятельности. Москва таких инструментов не нашла.
Наконец, в стратегическом плане главный вопрос для области – за счет чего развиваться? В данный момент все инновационное, технологическое и кадровое развитие осуществляется за счет Петербурга. И я считаю, что пока это верный вариант.
Владимир Сократилин, социолог, исполнительный директор консалтинговой фирмы «Решение»:
– Особенность развития Ленобласти состоит в следующем противоречии: рядом Петербург, который с одной стороны является ресурсом для развития области, с другой – основным конкурентом за инвесторов. Чисто теоретически задача состоит в том, чтобы максимально использовать это преимущество нахождения Петербурга и минимизировать потери от конкуренции.
Тут два главных блока. Первый блок. Это федеральные программы на территории области. Это строительство федеральных дорог, газо- и нефтепроводов, федеральных портов... Задача области – участвовать в них.
Есть также и областные программы, которые в духе имеющегося противоречия нужно осуществить. Тут несколько направлений: это совместные инфраструктурные проекты с городом: планы строительства дорог, которые нужны и городу, и области. Совместное развитие общественного транспорта – автобусного и пригородного железнодорожного. Наконец, использование такого ресурса, как военные аэродромы – у Лисьего Носа, в Лодейном Поле, в Сиверском – и на их базе развернуть гражданские аэродромы. Хотя понятно, что есть лобби на самом высоком уровне, которые будут этому противостоять, но городу-то выгодно, чтобы были разные аэродромы, а не только Пулково. И два субъекта Федерации могли бы это лоббировать.
Второй большой блок – обеспечение города. Во-первых, это сельское хозяйство. Сейчас в торговых сетях Петербурга продаются израильская морковь, укроп, редиска. У области есть ниша, которую можно было бы занять. И позитивный пример есть – в Петербурге полностью решена проблема снабжения куриным яйцом, даже избыток его. То же самое касается куриного мяса. Это все произведено в Ленобласти. Не знаю, заслуга это Сердюкова или бизнеса. Факт тот, что развивается та часть, в которой заинтересован довольно крупный бизнес. А та часть, которую мог бы сделать мелкий и средний – снабжение картофелем, овощами, – не развивается.
Во-вторых, это рекреация – отдых и туризм. Если в Карелии на территории северного Приладожья хотя бы обсуждается идея создания национального парка (хотя ничего и не делается), то у нас – в южных районах Ладожское озеро – даже не обсуждается. Эти направления может развивать область. Сейчас они развиваются только формально, с расчетом на какие-то федеральные программы или на городских инвесторов. Конечно, с одной стороны, у нас есть такие развлекательные центры, как Коробицыно, Игора, с другой – их не область сделала. Да и для такого города как Петербург они маловаты.
Есть одно необходимое условие (почти из разряда утопии), чтобы сельское хозяйство и рекреация развивались – обычно их развитие начинается с малого бизнеса и перерастает в средний бизнес. Мы не можем тут ожидать каких-то гигантских проектов, они будут неэффективны. Климат в стране для развития малого и среднего бизнеса отвратительный – значит, нужно как-то поддерживать людей на местах. Если нельзя ограничить налоговое бремя, можно хотя бы защитить бизнес от бесконечных проверок. Это в силах местных властей.
И еще: у нас постоянно хотят развивать туризм. Но развивать надо не туризм, а инфраструктуру, люди сами тогда придут и все сделают. То есть власти должны создавать условия для развития бизнеса – строить дороги, парки – а не сами заниматься этим бизнесом.
Анастасия ДМИТРИЕВА
- Жизнь "иноагентов" сделают в России такой же невыносимой, как "лишенцев" в эпоху Сталина
- Поменяйте слово «русский» на «блек пипл» или «еврей». Чем это отличается от расизма?
- Телефонные мошенники никуда не делись! Они уже украли у нас 3 с лишним миллиарда рублей
- Наследники российских вождей подрастают и занимают важные посты
- К 2024 году в Петербурге не останется «замороженного» долгостроя. Так сказал Путин
- Петербуржцев стало на 6 тысяч меньше. Нас теперь 5 миллионов 378 тысяч
- Отказ Смольного от проекта «Мегалайна» лишил Петербург более чем 15 тысяч рабочих мест
- Смольный предпочел видеть в Горской яхт-центр, а не деревню айтишников
- Рынок IT-специалистов: вакансий все меньше, желающих все больше
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных