18+

По какому принципу в Петербурге дежурят фоторадары

17/05/2012

Камеры автоматической фотофиксации нарушений скоростного режима для петербургских водителей не новость. Владельцы железных коней уже привыкли к тому, что за превышение скорости их может «оштрафовать» не сотрудник в погонах, а хитрый прибор. Большой ли толк от внедрения фоторадаров? И можно ли оспорить зафиксированное техникой нарушение?

                  40 камер и один паркон

Автоматические фоторадарные комплексы (так официально они именуются) в Петербурге появились в мае 2010 года. Сначала их было немного, со временем количество приборов увеличилось. Сегодня на петербургской КАД существует 5 так называемых стационарных рубежей контроля (на каждом из них установлены по 4 камеры, чтобы можно было контролировать все полосы). Кроме того, в распоряжении ГИБДД есть еще 20 передвижных комплексов. Правда, все одновременно они на дорогах не появляются. Дело в том, фоторадарные комплексы обслуживают особые специалисты-инженеры (погон они не носят, это штатская должность), а их не так много. В среднем с передвижными фоторадарами на петербургских улицах работает две смены по 10 человек в каждой. Есть у питерских гаишников и 5 парконов — приборов, следящих за неправильными парковками в городе. Но пока из-за той же нехватки сотрудников «работать» выезжает всего 1 паркон из пяти. «Нарушителей» он, как правило, собирает в центре города – там, где эвакуатору не проехать.

Трасса, где встанет «человек с фоторадаром», определяется так: автоинспекторы еженедельно анализируют аварийность на петербургских дорогах и отмечают места, где происходят ДТП с наиболее тяжелыми последствиями и человеческими жертвами. Некоторые заявки на размещение фоторадара поступают от районных гаишников, знающих, какой участок дороги им нужно отследить.

– Иногда потребность в фоторадарном комплексе возникает из-за ремонта дорог, – рассказывает Андрей Голенкин, заместитель начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП). – Например, проспект Народного Ополчения раньше был весь в ухабах, и водители ездили по нему осторожно. Провели ремонт — и народ «полетел». И районные подразделения ГИБДД понимают, что после окончания ремонтных работ людей нужно будет притормаживать.

Сейчас основную нагрузку на себя принимают передвижные комплексы. В перспективе, утверждают в ГИБДД, Петербург практически полностью перейдет на стационарные фоторадары. Связано это с тем, что передвижные камеры можно поставить не везде. Работают с ними люди на обыкновенных машинах без спецсигналов и опознавательных знаков. Такое авто нельзя ставить где попало, оно должно быть припарковано в строгом соответствии с правилами дорожного движения. А это не всегда реально. Например, рассказывают специалисты, Октябрьская набережная печально знаменита количеством кровавых аварий. И камеры фотофиксации там очень нужны. Но — поставить их можно не везде. Сейчас эта проблема решается. Во время ремонта на набережной будут построены специальные конструкции для размещения фоторадаров. Подобные работы запланированы и на других опасных трассах. Всего же до конца года в Петербурге появится не менее 13 новых рубежей стационарного контроля скорости, где «встанут» более 50 камер.

Человеческий фактор

По словам сотрудников ГИБДД, практически все действия, связанные с фиксацией любителей погонять на дороге, выполняет компьютер. Происходит это так: отработав смену, инженер с передвижным фоторадаром приезжает в ЦАФАП и «скачивает» все снимки с прибора на компьютер (стационарные комплексы передают фотографии в режиме онлайн: щелкнул — передал). Затем программа распознает номерные знаки. Только после этого фотографии поступают в распоряжение специалистов, которые должны вручную проверить все снимки и правильность распознавания номера. Кроме того, отсеиваются бракованные кадры — таковыми считаются все снимки, где запечатлено больше одного автомобиля. Даже если от второй машины виден лишь кусок колеса — снимок выбрасывается, поскольку невозможно определить, какая именно машина нарушила скоростной режим, а штраф не выписывается никому. Кстати, передвижные комплексы настроены так, чтобы снимать только капоты с номерами — салон в их объектив не попадает.

«Фотопривет» и копию постановления о возбуждении административного дела отправляют по адресу регистрации машины заказным письмом с заказным уведомлением. Если адресат письма не получил, почта сообщает об этом в центр фотофиксации и по истечении срока, предусмотренного законом для добровольной оплаты штрафа, задачу его получения ставят перед судебными приставами. Кстати, по данным общероссийской статистики, штрафы, выписываемые ЦАФАП, составляют пятую часть от всех штрафов в России.

Официальных знаков, предупреждающих водителей о том, что на дороге стоят фоторадары, в России пока не существует. Таблички, установленные на въездах в Питер, — жест доброй воли со стороны городских властей. Но, как утверждает Андрей Голенкин, на самом деле нужды в таких предупреждениях нет — петербургские фоторадары работают с инфракрасными вспышками и ослепить водителя не могут. А предупреждать, чтобы гонщик сбросил скорость и не нарвался на штраф, и вовсе не стоит – ПДД нужно соблюдать везде, а не только перед постом ГАИ.

– Ведь что интересно, – отмечает Андрей Голенкин, – любовь погонять — это не менталитет. Русский человек, выезжая, например, в Финляндию, становится финном и соблюдает там скоростной режим. Почему не быть европейцами у себя на родине?

Возможно, причиной такой дисциплинированности за рубежом является размер штрафов за превышение скорости. В той же Финляндии минимальное наказание за такое нарушение составляет 115 евро (примерно 4500 рублей). Российские штрафы значительно меньше: 100 рублей за превышение скорости на 10-20 километров в час, 300 – за превышение на 20-40 км/ч. Чтобы «получить» штраф в 1000 рублей, разрешенную скорость нужно превысить в пределах от 40 до 60 км/ч. Вот и гоняют в России почем зря, не жалея ни машин, ни людей.

Презумпции невиновности не существует

Если сами камеры у водителей не вызывают никакого возмущения, то результаты их работы зачастую автовладельцев не устраивают. Несогласные со штрафами пишут жалобы в ГИББД, утверждая, что они ничего не нарушали, и требуя доказать обратное. Однако в этом вопросе презумпции невиновности не существует. Если фоторадар заснял машину, доказывать, что не виноват — головная боль владельца авто. Причем доказательства должны быть весомыми. Например, говорят в ГИБДД, можно предъявить видеозапись машины, находящейся совсем в другом месте. И доказать, что съемка была сделана именно в то время, когда радар «засек» нарушение.

– Был у меня в практике случай, – вспоминает начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД Валерий Балашов. – Выписали штраф одной автовладелице. Но она утверждала, что в это время не могла нарушить правила, поскольку навещала в санатории дочь. Однако доказать, что ее машина не выезжала с территории санатория, женщина не смогла. А ведь мы не утверждаем, что за рулем сидела именно она. Водителем мог быть и другой человек.

Доказательством невиновности владельца машины, оказывается, не может быть даже угон — если он не был оформлен соответствующим образом (то есть если к моменту нарушения не было зарегистрированного в полиции заявления об угоне). А вот доверенность на управление авто, выданная к этому времени другому человеку вместе с полисом ОСАГО, вполне, что называется, считается. Но в этом случае собственник машины обязан обеспечить явку получателя доверенности в ГИБДД, а тот, в свою очередь, – согласиться принять вину за нарушение на себя.

Между тем, толк от использования фоторадаров вполне ощутимый. По подсчетам сотрудников ГИБДД, количество пострадавших в ДТП резко сокращается — по крайней мере на тех трассах, где комплексы фотофиксации работают постоянно. Например, на Пулковском шоссе за первые три месяца 2011-го пострадали семеро. За год люди привыкли соблюдать скоростной режим, и первый квартал 2012-го обошелся без пострадавших. Вдвое снизилось и количество фиксируемых нарушений — с 74 000 до 46 000.

– Несоблюдение скоростного режима — прямой путь к увеличению тяжести последствий ДТП, – уверен Андрей Голенкин. – Чем быстрее несется машина, тем больше вероятности, что в ДТП пострадают люди. Поэтому показателем эффективности комплексов автоматической фиксации скорости считается именно снижение тяжести последствий ДТП, то есть количества человеческих жертв и пострадавших.

Цена вопроса

Передвижной автоматический фоторадарный комплекс стоит порядка 540 тысяч рублей.

Справка

С начала 2012 года на основании работы фоторадаров ГИБДД выписала 282 611 штрафов на общую сумму около 107 миллионов рублей. 98 000 штафов (на сумму более 37 миллионов рублей) уже оплачены.

Кстати

Чаще всего передвижные фоторадарные комплексы стоят на проспектах Луначарского, Дальневосточном, Индустриальном и Малоохтинском, а также на улице Кораблестроителей, Мурманском, Приморском и Киевском шоссе.                          

Татьяна ПЕСИНА, фото offroadclub.ru