16+

Заставят ли петербургских застройщиков строить дороги и школы?

23/05/2012

Заставят ли петербургских застройщиков строить дороги и школы?

В своем послании Георгий Полтавченко огорчил строителей. Объявил о новом подходе к строительству - предложил разделить территорию города на две зоны. В первую войдут жилые комплексы, для которых город будет строить инфраструктуру (дороги, школы, детские сады и пр.) за счет бюджета, как и прежде.


                        Во вторую – те, для которых этого бюджет делать не будет. Online812 попробовал разобраться, чем эта идея обернется для застройщиков и их клиентов.

Обязательства города перед застройщиками по освоению новых и развитию застроенных территорий на 1 января 2012 года составили, по словам Полтавченко, более 677 млрд рублей. На эти деньги город должен построить объекты социально-бытовой инфраструктуры – школы, детские сады, поликлиники и дороги – до 2015 года (эта сумма более чем в 1,7 раза больше доходной части бюджета Петербурга на 2012 год). Примечательно, что ни один опрошенный нами эксперт не стал опровергать величины суммы обязательств.

По словам начальника аналитического отдела ИК БФА Дениса Демина, городские власти давно жалуются на то, что строители перевыполнили планы до 2015 года – то есть построили свои комплексы на три года раньше. Поэтому и возник такой дисбаланс с развитием инфраструктуры.

«С одной стороны, да, компании поторопились, много построили, – говорит Демин. – Но город имеет возможность влиять на темпы, на ввод конкретных объектов, на распределение участков и прочее. Поэтому тезис «вы слишком быстро строили» воспринимается скептически».

Выход из ситуации, предложенный Смольный, – в отказе от строительства части инфраструктурных объектов и перекладывании этих обязательств на застройщиков, по мнению вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, «станет тормозом, сдерживающим развитие инвестиционно-строительного комплекса города».

Впрочем, замечают эксперты, многое в озвученных губернатором планах остается неясным. Например, предложение про две зоны: по каким критериям будут решать, кто в какую войдет? Губернатор заверил, что «индивидуальный подход исключается», и все решения будут исходить из интересов градостроительной политики города. По мнению Алексея Белоусова, определение объектов, которые будут строиться за счет бюджета, – самый сложный вопрос. «Для строительного сообщества принципиально важно, чтобы решения, принимаемые властью города, были прозрачны и поняты абсолютно всем. В настоящее время не существует критериев, в соответствии с которыми будут определены инфраструктурные объекты, финансируемые из средств городского бюджета». Плохо, если вместо критериев просто появятся «компании богоугодные и не богоугодные», говорит Денис Демин.

Остается также непонятным, коснется предложенный порядок только новых объектов или будут пересмотрены и старые договоры. Если коснется, говорит Демин, то это можно будет назвать «попыткой свалить все проблемы на прошлое правительство. Это неправильно. Если у нас слишком много жилья – значит, надо заморозить новое строительство. Но при этом исполнить обязательства по построенным объектам».

Заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов считает, что речь, скорее всего, идет только о будущих проектах: «Что касается уже построенных – поезд ушел. То же самое – с новыми, по которым уже заключены договоры с городом. Если город дал участок под  застройку и договор подписан – он не может в одностороннем порядке изменить его условия. А если дом уже сдан, то застройщик вообще не имеет к этому никакого отношения.  Не будет же город предлагать жильцам – может, сами дорогу к дому построите?»

Есть, конечно, вариант пересмотреть договоры по существующим объектам в двустороннем порядке, но «строители никогда не скажут, что они готовы выложить лишние миллиарды», говорит Демин, ведь «они находятся в жесткой конкуренции друг с другом». Кроме того, если застройщики начнут сами достраивать инфраструктуру под свои объекты, то неизбежно начнут максимально экономить и на качестве объектов, и на качестве жилья, считает эксперт. Вместе с тем неизбежно вырастут и цены на недвижимость.

Крупные компании, по мнению Демина, вполне могут задуматься об уходе в петербургского рынка, если их поставят в такие жесткие условия: «некоторые и так уже начинаются присматриваться к Москве и другим городам». Леонид Сандалов, однако, думает, что до этого не дойдет: «если городские власти увидят, что ничего не получается, они всегда могут дать задний ход».

Эксперты между тем, как и городские власти, не очень представляют, что делать в сложившейся ситуации.

«Если человек уже упал и сломал руку – какой вариант ему можно предложить? Не ломать руку? Мы в такой ситуации и находимся, – говорит Денис Демин. – У нас дыра в 600 миллиардов. Как сделать, чтоб ее не было? Никак. И что делать – я не знаю. Смотря какую проблему мы решаем. Если мы хотим строить жилье и дальше – нужно изыскивать решения. Либо менее щедро раздавать земли под застройку. Последние 2 – 3 года у нас недвижимости вводилось ежегодно больше, чем в Москве в абсолютном значении!»

«А как справляются сейчас со строительством инфраструктуры? – говорит Леонид Санждалов. – Почитайте в газетах, например, о состоянии дорог в Приморском районе: к новым жилым кварталам, уже заселенным, только на танке проехать можно! Вот так пока и будут решать».

Сокращение объемов строительства – тупиковый путь, считает Алексей Белоусов: «Если строить только в том объеме, на который у города потенциально хватит денег, то будет сокращаться объем вводимого в эксплуатацию жилья. Одновременно с этим будет сокращаться и доходная база городского бюджета, что приведет к очередному сокращению строительства на последующий год и так далее».

Он видит только один выход из ситуации – заимствования: «Если в городском бюджете не хватает средств на строительство данных объектов, то, возможно, стоит оформить внешние заимствования под эти цели. Эта практика существует во многих городах как России, так и зарубежья».

Кроме того, говорит Белоусов, городские власти должны наконец-то определить приоритеты строительства. «Если жилищное строительство будет приоритетом номер один, как в данный момент это определяет Владимир Путин, – то это одна ситуация. А если нет – это уже совсем другие условия».                            

Анастасия ДМИТРИЕВА











Lentainform