18+

Почему финские мигранты ходят в кружки, а петербургские открывают бордели?

24/05/2012

Соседней с нами Финляндии намного эффективнее удается решать проблему мигрантов, чем Петербургу, - полагает научный руководитель социологического центра «Мегаполис» Татьяна Протасенко. Как они это делают, известный питерский социолог рассказала Online812.

                     Африканцы адаптируются лучше русских

- Чему нам стоит поучиться у финнов?
– В отличие от нас, у них лучше налажен учет мигрантов. Нелегалы для Финляндии  – это нонсенс. Там  достоверно знают, кто, когда и откуда приехал. Есть программы адаптации мигрантов из разных стран к финскому образу жизни.  Для них выпущено очень много пособий – о правилах поведения в  трудовой сфере, в быту. В этих брошюрах подробно объясняется, как принято поступать в Финляндии, а как – нет. Там не принято, например, при разговоре нарушать личное пространство – подходить слишком близко. Не принято приставать к финнам с расспросами. На детей нельзя кричать, шлепать их, заставлять силой делать что-то. Для мигрантов при муниципалитетах построены адаптационные центры.

- И что в этих центрах делают с мигрантам?
 - Я была в одном таком в пригороде Турку: внешне он выглядел как огромный сарай со множеством комнат, но весьма благоустроенный внутри. Там мигранты могут заниматься финским языком или посещать разные кружки, где  учат, например, шитью, или основам профессий, или танцам. Не обязательно национальным – хоть фламенко. Еще есть самодеятельность. И кухни, где можно выпить чаю-кофе.  Это все – бесплатно. Мигрантам предоставляют жилье муниципалитеты – как правило, на окраинах, в так называемых социальных районах. Нам показывали такую квартиру в пригороде Хельсинки: небольшая – метров 30 – 35, очень чистая, с большой лоджией, хорошим ремонтом и встроенной мебелью.

- Мигрантов из каких стран больше всего в Финляндии?
– У них есть квоты на прием мигрантов и беженцев из стран, где происходят всякие катаклизмы. Несколько лет назад был поток из Сомали, когда шла война в Югославии, они принимали беженцев из Косова.  Сегодня самый распространенный иностранный язык в Финляндии после русского и эстонского – сомалийский.

- С кем возникает больше всего проблем?
-  Не могу сказать, с кем больше, но с мигрантами из России проблем немало. Даже беженцы из Сомали внешне адаптируются лучше и быстрее, чем русские. Виной всему наш образ жизни и уверенность, что «если нельзя, но очень хочется, то можно». Русские постоянно пытаются нарушать финские правила жития и законодательство: надо идти по правой стороне, а русские идут по левой. Финнов это раздражает. Наши свободолюбивые граждане, особенно женщины, не принимают многие  правила поведения в семье, которые в Финляндии очень жесткие. Именно поэтому у них возникают проблемы с детьми – например, случай с Халонен и другие, которые сейчас на слуху. Дети в Финляндии – на особом положении: они считаются национальным достоянием, поэтому родители, в том числе мигранты, несут ответственность за их воспитание именно так, как нужно стране. Поэтому там ребенок, даже маленький, может пожаловаться на родителей. У них очень сильная система защиты детства,  и она  хорошо финансируется. Сами финны иногда говорят, что дома, где содержатся дети отдельно от родителей, заинтересованы в том, чтобы дети оттуда не уходили, потому что это связано с выделением средств.  В Финляндии много хорошо оборудованных детских площадок, куда может прийти любой родитель  с детьми. Сотрудники площадок даже могут позаниматься с малышами и покормить их бутербродами. Все – бесплатно. При этом сотрудники наблюдают за поведением родителей. Если им не понравится, как те общаются с детьми, они сообщат в социальную службу. Сомалийские семьи, к слову, как-то очень быстро понимают все эти правила и не допускают в общении с детьми того, что допускают наши женщины. 

Мало того, большинство наших мигранток имеют высокий уровень образования. И выходя замуж за финна или переезжая в Финляндию, у них идет понижение уровня образования и того положения, которое они имели. Возникает стресс. Людям, которые имеют высокий уровень образования, адаптироваться легче – если они попадают в адекватную среду, либо сложнее – так как у них есть свои представления, что правильно, а что нет. А люди с более  низким уровнем легче принимают жесткие правила поведения. У мигрантов из Сомали, конечно, ниже уровень образования. Поэтому они ведут себя тише, спокойнее и адаптируются, по моим наблюдениям, гораздо быстрее.

- Как сами жители Финляндии относятся к мигрантам ?
– Там постепенно растет недовольство. Как ни странно, больше всего они недовольны цыганами. К русским относятся не очень хорошо. В прошлом году были погромы русских дач в Иматре. Видимо, причина в том, что приезжих из России в приграничном районе стало слишком много. Но такое происходит в любой стране: когда количество чужаков в поселении переваливает через 30 процентов, возникают проблемы.

Секс под контролем

- Петербургская программа «Толерантность» была создана для того, чтобы воспитывать горожан в духе мультикультурализма.  Коренных финнов тоже так воспитывают?
– Уже вся Европа признала, что доктрина мультикультурализма потерпела крах. Раньше наша программа «Толерантность» была направлена на то, чтобы приучить петербуржцев к мысли, что есть другие народы и национальности и надо жить с ними в дружбе. То есть эта программа была в основном направлена на адаптацию петербуржцев к ситуации. Но отношение горожан к мигрантам все равно ухудшалось. Поэтому новая программа «Толерантность»  пойдет обратным путем: в ней должно быть предусмотрено много мероприятий по адаптации мигрантов. А не горожан. Нужны пособия, брошюры для мигрантов, которые бы обучали их тому, как принято вести себя в городе. Да, у нас есть Кодекс петербуржца, но там все больше про культуру написано – музеи, театры. И почти ничего – про правила поведения в быту. Давно пора открывать для них адаптационные центры. Как я знаю, уже принято решение, что такие центры для мигрантов должны появиться в каждом районе Петербурга.

Мигрантов в Петербурге, по разным оценкам, от 200 тысяч чуть ли не до двух миллионов. Сколько точно – никто не знает. И они все где-то рассредоточены. У нас уже складываются стихийные анклавы, а этого допускать ни в коем случае нельзя. Горожане начинают бояться таких анклавов. Финны точно знают, где какие мигранты у них живут.  В Петербурге об этом – весьма смутное представление. Нам необходимо знание «миграционной» карты города, чтобы знать точно, где работают мигранты и где они живут.

Раньше проблема иногородних по степени важности находилась у горожан где-то во второй десятке. Сейчас она плотно вошла в первую десятку. И одна из проблем – страх за себя, своих женщин и детей.  Потому что сейчас уже совсем другой мигрант пошел! Он совсем не знает русского языка, и, как правило, это – молодые мужчины, довольно низко образованные, из  сельской местности. И они, прямо скажем, озабочены сексуально. Об этом никто не говорит, но эта проблема есть, и она очень серьезная. Наши респонденты, которых мы опрашивали по телефону – и только поэтому они не боялись отвечать, — говорили, что вынуждены встречать своих жен и девочек-подростков, так как боятся нападения мигрантов. И это происходит не только на окраинах. Нам жители Центрального района рассказывали, что мигранты поблизости открыли бордель!

«Дикие» петербуржцы

- Что сами гастарбайтеры думают о нас?
– Петербургские мигранты очень активно осваивают интернет, общаются на форумах. Мы изучали, что они там пишут. Меня потрясло высказывание одного мигранта о петербуржцах: «Они такие дикари! Они живут годами в одном доме и даже не знают, как зовут соседа».  А это, кстати, – одна из черт городского образа жизни, в отличие от сельского.  Еще мигрантам непонятно, почему мы так мало общаемся между собой. По их мнению, мы – неразговорчивые и много пьем. Мы проводили опрос приехавших в Петербург азербайджанцев, таджиков, узбеков, чтобы понять, кто для них является авторитетом. Да, у них есть официальные главы диаспор и национальных обществ, но с ними, как оказалось, большинство мигрантов не общаются. Все вопросы они решают через родственников, знакомых. У них есть свои «экстренные телефоны», даже своя система адаптации для вновь прибывших.  В Петербурге существует параллельный мир. Мигрантский.  Хотя допускать этого ни в коем случае было нельзя.

Образ жизни

Как правильно себя вести в Суоми


* Опоздание более чем на 15 минут непростительно. Финны пунктуальны.

* Рукопожатием приветствуют как мужчину, так и женщину. Женщины между собой тоже здороваются рукопожатием. Финские мужчины, здороваясь друг с другом, не целуются.

* Финнов не нервируют паузы в разговоре. Нельзя повышать голос, особенно в общественных местах. Слишком громкая речь, по мнению финнов, – грубость.

* Сауна посещается с членами семьи,  друзьями, деловыми партнерами. Шапочки в сауне не практикуются.

* Пользоваться мобильными телефонами в больницах запрещено, в ресторанах не принято, в театрах или в церкви считается варварством.

По материалам www.infopankki.fi, www.infofinlandia.ru

«У финских граждан нет налаженных контактов с мигрантами»

Комментарий МВД Финляндии и Генерального консульства Финляндии в Петербурге.

В Финляндии в конце 2011 года постоянно проживало 183 000 мигрантов. В действительности численность населения иностранного происхождения много больше, т.к. с течением времени тысячи уже получили финское гражданство. Например, в прошлом году финское гражданство получили 4794 человека. Среди лиц, запрашивающих финское гражданство, преобладают русские, эстонцы и сомалийцы. В Финляндии проживает около 250 000 лиц иностранного происхождения, мигрировавших главным образом из России и Эстонии.

Большая часть приезжающих в Финляндию мигрантов являются членами семьи граждан Финляндии или иностранцев, имеющих вид на жительство в  Финляндии, как правило, это супруг или супруга из другой страны. В основном иностранные супруги граждан Финляндии из соседних стран, но все-таки у финских мужчин чаще, чем у женщин, супруга/супруга  из России или Эстонии. У финских женщин, как правило, мужья из Швеции, Турции, Африки или Центральной Европы. Членам семьи вид на жительство оформляется на основании родственных связей.

У ингерманландских  финнов, проживающих в основном в России, было право переехать в Финляндию при условии подтверждения финского происхождения, успешной сдачи теста по финскому языку и наличии жилья в Финляндии. Ингерманландцев в Финляндии проживает около 30 000.

В Финляндии насчитывается порядка 20 000 беженцев. Часть из них переехала в рамках квоты, выделенной для программы ООН (UNHCR) из лагерей для беженцев, расположенных в различных точках мира. Финляндия в рамках этой программы взяла на себя обязательство принимать ежегодно 750 беженцев. В частности, переехали беженцы из Турции, Мьянмы, Вьетнама, Ирана, Ирака, с территории бывшей Югославии, Судана и Конго. 

Кроме того, Финляндия подписала международное Соглашение о беженцах, а это означает, что Финляндия по заявлению предоставляет международную защиту лицам, которые в своей стране стали жертвами гонений. Больше всего представителей из Сомали.

В течение последних лет около 10 тысяч человек получили вид на жительство на основании международной защиты.

Интеграция мигрантов регулируется в Финляндии законом с 1999 года. Обновленный закон вступил в действие в прошлом году. Задача закона состоит в том, чтобы, сосредоточившись на начальной стадии миграции, способствовать обеспечению работой и адаптации мигрантов. Ситуации прибывающих в Финляндию мигрантов значительно варьируются, поэтому мероприятия планируются индивидуально. Кому-то требуется только небольшой курс финского языка для получения работы, другому приходится овладевать совершенно новой профессией в Финляндии. За общий инструктаж мигрантов по приезде в страну отвечают обычно муниципалитеты. Центры трудоустройства, в свою очередь, направляют прибывших на обучение и работу. Вопросами, касающимися детей, занимаются школы и детские сады.

В последнее время в Финляндии не проводились тщательные исследования по вопросу отношения коренных финнов к мигрантам. Крупнейшая финская газета Helsingin Sanomat проводила в 2010 году опрос общественного мнения по данной теме. Опрос выявил обострение позиции финнов по сравнению с 2007 годом. После с публикации опроса, многие специалисты посчитали виновником ситуации ухудшение экономического положения в стране.  Считается, что мигранты приезжают в Финляндию только для того, чтобы жить на социальное пособие, а запрет на их въезд сможет улучшить ситуацию.

В области миграции Финляндия – молодое государство, поэтому у финских граждан нет ни большого опыта общения, ни налаженных контактов с проживающими в стране мигрантами.                          

Мария ГОРДЯКОВА






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.