16+

Чему Петербург может поучиться у Дубая

25/05/2012

Чему Петербург может поучиться у Дубая

За несколько десятилетий на берегу Персидского залива прямо из песка вырос удивительный город. Дубай называют Лас-Вегасом Ближнего Востока. Здесь все сделано с восточным размахом: если торговый центр, то самый большой в мире, если здание, то самое высокое на планете, если поющий фонтан, то самый дорогой из пока существующих.


                      Небоскребы Дубая проектируют только архитекторы с мировыми именами, и им в столице эмирата позволены любые эксперименты. С каждым годом в Дубай приезжают все больше русских — кто-то тратить деньги в магазинах, кто-то — зарабатывать. Теперь в город, напоминающий восточную сказку, можно улететь прямо из Пулково. Из Петербурга в Дубай начали летать самолеты компании «Эмирейтс».

Особняк в подарок от государства

Шейх Заид роуд — главная транспортная артерия Дубая. По обе стороны от дороги — огромные небоскребы. Еще 15–20 лет назад здесь была пустыня. За светящимися небоскребами — десятки подъемных кранов. Строительство в Дубае замирает только днем. А ночью и утром самый быстрорастущий город в мире строят гастарбайтеры: индусы и пакистанцы.

— Преступности у нас вообще нет, — говорить водитель такси. Он пакистанец. Приехал сюда 15 лет назад, да так и не смог уехать обратно. — У местных арабов и так все есть: у них большие зарплаты, нет налогов, а после свадьбы государство дарит молодым семьям двухэтажный особняк и около 100 тысяч долларов в подарок. Приезжие боятся нарушать закон, ведь за любое правонарушение их могут выслать из Арабских Эмиратов. Они этого не хотят.

— Все это благоденствие благодаря нефти?
— Нефть? Да ведь в Дубае она практически закончилась.

Это правда. Доходы от нефти в бюджет этого эмирата составляют сегодня не больше 10 процентов. Остальные деньги здесь зарабатывают на туризме, отелях, банках, техноцентрах и иностранных бизнесменах, которые рвутся в раскаленную пустыню.

Вечные гости Востока

В 1966 году, когда в Эмиратах обнаружили нефть, Дубай был небольшим городком с населением около 200 тысяч человек. Местные жители были малограмотны, они ловили рыбу и добывали жемчуг. Из даров цивилизации эти люди знали лишь «бедуинский кондиционер»: в своих домах они вывешивали на специальных штырях мокрые ткани, проходя сквозь которые воздух остывал. Поначалу от нефти им было ни горячо ни холодно: молодая страна копила деньги на случай войны с США. Только 25–30 лет назад местные арабы начали тратить их на строительство дорог, аэропортов, морских портов, паркингов. Уже тогда эмир Дубая шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум понял, что запасы нефти небезграничны. И стал привлекать в свой город иностранных бизнесменов. Для них в пустыне был создан рай: нет налога на прибыль, подоходного, НДС и полная свобода действий. После этого Дубай стал расти как на дрожжах. Сейчас там больше 2 миллионов человек примерно 140 национальностей. При этом местных жителей только 20 процентов. И все живут душа в душу. Образование и здравоохранение для всех бесплатное. А дети уже к 7 годам знают 2–3 иностранных языка. Устраиваясь на работу, приезжие, как правило, получают от своего работодателя бесплатное жилье. Они, как и местные, тоже не платят никаких налогов. Нет и коммунальной платы. Правда, иностранцам не положена пенсия. Но приезжих, в том числе и русских, это мало заботит. Большой зарплаты хватает на то, чтобы откладывать на старость, покупать недвижимость и дорогие автомобили. Кстати, в Дубае практически никто не ходит пешком. Государство даже толком не строит здесь тротуары. Они и не нужны, ведь прогуливаться пешком по 50-градусной жаре практически невозможно. Туристы ездят на такси (средняя цена по городу около 160 рублей), а гастарбайтеры — пакистанцы и индусы — на автобусах, которые здесь считаются «плебейским» видом транспорта. Есть и метро (около 50 рублей за 2 станции). Кстати, для женщин там существуют отдельные вагоны.

Сколько русских в Дубае, точно не знает никто. Ведь каждый месяц в город на песке прилетают около 25 тысяч новых жителей. Наши соотечественники работают везде — в авиакомпании «Эмирейтс», в отелях, ресторанах, магазинах, они водят такси, трудятся в банках и офисах. Россиян нет разве что в госучреждениях. Там могут работать только арабы. Причем их рабочему дню можно только позавидовать: как правило, они трудятся с 7 утра и до 11–12 дня. Практически единственный минус, как говорят русские в Дубае, это один выходной день. Правда, мало кто признается, что иностранцы в ОАЭ обречены быть вечными гостями. Они не могут подать заявление на получение гражданства. А вид на жительство обязаны подтвердить трудовым договором. Если, скажем, русская женщина разведется со своим мужем-мусульманином, то он может добиться, чтобы ее выслали из страны. При этом ребенок, само собой, остается с папой.

В самолете можно жить

Аэропорт Дубая пока еще не самый большой в мире. Арабам обидно, и они строят на окраине своего города новые воздушные ворота, которые будут рассчитаны на 120 миллионов пассажиров в год — именно столько проходит через лондонский Хитроу и чикагский О’Хара вместе взятые. Сейчас самолеты из Петербурга авикомпании «Эмирейтс» приземляются в Дубае каждую ночь, когда на улице прохладно, всего-то +35 градусов летом. К слову, аэропорт находится прямо в центре города. Когда он строился, еще никто не думал, что Дубай будет так стремительно расти. Сейчас аэровокзал принимает больше 10 миллионов пассажиров. А ведь вплоть до 1980 года в этом эмирате были лишь небольшой аэродром и три рейса в неделю. Сейчас же в дубайском аэропорту два терминала. И еще один персональный — для семьи эмира Дубая. Через этот же терминал проходят и его лошади. Их у эмира около 16 тысяч. Во время жаркого лета, когда столбик термометра поднимается до 50 градусов, шейх Мохаммед перевозит их в Европу.

Вместе с Дубаем росла и крупнейшая авиакомпания в мире «Эмирейтс». В 1985 году у нее было всего два самолета. Сейчас — 171. В дополнение к ним «Эмирейтс» заказал еще 232 лайнера. Добраться из Петербурга до Дубая можно с настоящей восточной роскошью. В самолете есть даже своя развлекательная система (фильмы, музыка, компьютерные игры), не говоря уже о мобильной связи. А пассажиры первого класса и вовсе летят в отдельных каютах. Кстати, именно первым классом «Эмирейтс» отправились в Абу-Даби главные героини в фильме «Секс в большом городе — 2». Своих бортпроводников «Эмирейтс» обучает сам. Будущим стюардам и стюардессам в колледже преподают даже основы мусульманства и арабской культуры. Так, им объясняют, почему пассажирам нельзя подавать еду левой рукой. Оказывается, в исламе она используется только для омовения при молитве. Некрасивым считается показывать мусульлманину стопы или обходить молящегося спереди. Невежливым считается отказаться от предложенного кофе. А вот от добавки — вполне можно. Для этого стоит лишь покачать пустой чашкой. Мужчинам не стоит обращать излишнего внимания на мусульманок. Это грозит штрафом до 60 тысяч дирхам (около 500 тысяч рублей). Кстати, многие законы ОАЭ вполне пригодились бы и в России. Например, в Дубае штраф за брошенный на улице мусор составляет 500 дирхам (около 4 тысяч рублей). Может быть, поэтому не только в международном аэропорту Дубая, но и в самом городе так чисто, что асфальт блестит на солнце. Кстати, из Дубая петербуржцы с помощью «Эмирейтс» вполне могут улететь практически в любую точку земли, вплоть до Австралии и Южной Америки.

Дом «на ногах»

Но и в самом Дубае есть что посмотреть. 300 искусственных островов в виде карты мира намыли в Дубае буквально за пару лет. Всеми постройками руководит шейх Мохаммед. Он зовет лучших архитекторов мира и просит сделать «что-нибудь необыкновенное». В Дубае они уже построили на искусственном острове самый роскошный отель мира «Бурдж аль-Араб». Еще никто и никогда не возводил на песке 300-метровое здание. В Дубае же находится самый высокий небоскреб на планете — Бурдж-Халифа (828 метров в высоту). Специально для него разработали особую марку бетона, который выдерживает температуру до 50 градусов. В элитном районе Бурдж-Дубай работает и самый высокий поющий фонтан в мире. Его струи взмывают вверх на 150 метров (это равнозначно 50-му этажу). Вскоре, вполне возможно, в этом городе появится и первое в мире вращающееся здание. В нем будет 80 этажей, причем владельцы пентхаусов смогут сами управлять вращением своих апартаментов.

Вторая русская жена

В Дубае разбегаются глаза не только от «зданий будущего», но и от развлечений. Здесь есть даже экзотические гонки на верблюдах. Причем «корабли пустыни» во время соревнований развивают скорость до 60 километров в час.

В стороне от праздников остаются только женщины-мусульманки.

— Мне кажется, у них скучная жизнь, — считает экскурсовод Элишка Шультен. Около 6 лет назад она приехала в Дубай из Прибалтики. — Главное развлечение для них — поход в торговый центр со своим мужем. Причем у одного мужчины может быть четыре жены. Главное, чтобы он смог их обеспечивать на одинаковом уровне.

У Элишки в Москве жила подруга. Как-то она познакомилась с арабом, который в столице России вел бизнес. Около двух лет они встречались, а потом он позвал женщину замуж. Та радостно согласилась и уехала с ним в Дубай.

— В аэропорту их встречала первая жена араба с четырьмя детьми, — рассказывает Элишка. — Для моей подруги это был сюрприз, ведь муж и слова не сказал ей о своей семье. В Дубае он тут же купил новой жене особняк и теперь приходит к ней два раза в неделю. Она целыми днями сидит дома и изредка звонит мне: «Ты где? На работе? Бедная ты...»

Впрочем, кроме шопинга, у арабских женщин есть еще одно развлечение — пляж. Правда, они могут туда ходить только по понедельникам в «женский день». Тогда на пляж не пускают мужчин и мусульманки могут наконец-то скинуть черную абайю, которая закрывает их с головы до ног. Но и на пляже в женский день мало кто из арабских женщин решается плавать в купальнике. Большинство окунается в Персидский залив в шортах и футболке, а то и в черной шелковой накидке. Кому-то не разрешают надевать купальник мужья, кто-то стесняется сам. А другие просто берегут кожу от солнечных лучей. В Дубае считают, что чем бледнее загар, тем выше социальный статус.                        

Катерина КУЗНЕЦОВА, фото автора











Lentainform