16+

«Все эти "Поединки" и "Гражданин Гордон" - предназначены исключительно для идиотов»

25/05/2012

ВИКТОР ТОПОРОВ

Главным событием теленедели стал, естественно, старт сериала «Побег-2» на Первом. Ну, не прогулки же писателей под «Дождем» от «Жан-Жака» до «Джон-Донна», но непременно – через «Абая».


          Ну, не в лучших же традициях социалистического реализма снятый документальный фильм о «душке» Хрущеве, который непременно назвал бы нынешних инженеров человеческих душ нехорошим словом.

«Побег-2» собирались показать еще прошлой осенью (ровно через год после «Побега-1», как принято повсеместно), перенесли, однако, на постинаугурационный период – и можно понять почему.

Напомню, что сериал этот представляет собой точный до буквализма «перевод с американского» лишь с самыми минимальными отклонениями (скажем, афроамериканские бандиты здесь превращаются в «уралмашевцев», итальянский мафиозо – в грузинского вора в законе, пуэрториканец – в турка-месхетинца, и так далее). История с групповым побегом заключенных из «московской» тюрьмы замешана, однако, на большую политику. К победе на президентских выборах-2012 здесь, игнорируя «фактор Чурова», рвется прямо из Лондона «Борис Березовский».

Правда, в заключительной серии его убивают, но теперь, во втором сезоне, у зловещих (самым туманным образом обрисованных) заговорщиков появляется новый кандидат в президенты – двухметровая женщина, министр финансов РФ, этакая – если проводить аналогии, не зная еще новой структуры и состава реального кабинета министров, – «Мадам Арбидол»...  В американском оригинале всё куда проще: эта женщина уже вице-президент – и для того чтобы привести ее к власти, заговорщикам достаточно убить действующего президента. Но у нас-то пост вице-президента устранен – и как раз во избежание подобного поворота событий!

И вот женщина – кандидат в президенты РФ готовится к прямым теледебатам как к решающему событию всей президентской гонки. К прямым теледебатам, интересно, с кем? И кого она, собственно, собирается победить?

Фактор Путина проигнорирован в сериале начисто (как и фактор Чурова), хотя и нельзя сказать, чтобы дело происходило в какой-то во всех смыслах альтернативной реальности. Ведь сидит наша министр финансов у себя в кабинете прямо под портретом Дмитрия Анатольевича Медведева – и как раз под этим портретом отдается на столе преданному спецслужбисту ниже ее на голову с четвертью… Плохо представляю себе в этой ситуации Алексея Леонидовича Кудрина (пока сериал снимался, министром финансов у нас был именно он); особенно – в ситуации с портретом президента Медведева на стене.

Так или иначе, премьерный показ сериала перенесли с осени на позднюю весну, лишний раз доказав тем самым то, о чем я уже не раз твердил читателям данной рубрики, – именно по сериалам следует судить о текущей политике, а всякие там аналитические телешоу, все эти «Честные понедельники», все эти «Поединки», весь этот «Гражданин Гордон» – предназначены исключительно для идиотов (или для тех, кто желает почувствовать себя идиотами) – политический «Дом-2», и никак не более того.

В этом контексте интересна судьба другого сериала – «Однажды в Ростове», – уже давно снятого на телеканале «Россия», но почему-то (!) до сих пор даже не начатого показом (там 24 серии). Строго говоря, это не сериал, а телефильм, даже телероман. Отталкиваясь от печально знаменитого расстрела новочеркасских рабочих 1 июня 1962 г., телероман развивается в бандитскую сагу на документальной основе (прогремевшее на весь СССР дело ростовских налетчиков-«фантамасов»), прирастает диссидентской и КГБ-шной линиями и, увы, в конце концов благополучно выныривает в «Мою прекрасную няню» (далеко не в последнюю очередь потому, что продюсером и исполнителем одной из главных ролей здесь выступает Сергей Жигунов).

Телефильм сейчас выложили в сеть «пираты» – и его вовсю скачивают, а начиная с 22 апреля показывают на Украине. Эстетически он событие заметное, хотя и неоднозначное – и я, пожалуй, подробно напишу об этом, когда его наконец покажут широкому телезрителю. Причина же нынешней неторопливости телевластей очевидна: «чекисты» показаны здесь подробно и по-разному, отчасти даже не лишены обаяния, однако сам по себе КГБ представлен воистину сатанинской организацией. Что, в силу ряда нынешних обстоятельств, «не есть хорошо» – или, точнее, наверняка должно показаться «нехорошим» теленачальству. А ведь начальство у нас, что ни говори, пуганое – и отнюдь не Болотной оппозицией оно пугано.

В фильме «Однажды в Ростове» фигурирует и Н. С. Хрущев – подлинный виновник новочеркасского расстрела, – и его здешний образ куда убедительнее и достовернее того неутомимого труженика и радетеля за дело народное, который получился у документалистов с Первого канала, тщательно, чересчур тщательно проинструктированных такими истинно объективными свидетелями, как Сергей Никитович Хрущев и Рада Никитовна Аджубей. Что лишний раз доказывает: веры нет ничему, кроме сериалов! Да и им-то...                 

ранее:

«Ехал я как-то в Москву с приятельницей Леной...»
«Ведущий на государственном ТВ не имеет права никого называть «кощунницами»
Кто получит «Национальный бестселлер»?
Почему Пелевин не получит «Национальный бестселлер»
Какими привилегиями пользовались петербургские члены Союза писателей
Почему креативный класс не волнует афера с цифровым ТВ











Lentainform