16+

Зачем Смольный пугал банк ВТБ перспективой отобрать «Набережную Европы»

29/05/2012

Зачем Смольный пугал банк ВТБ перспективой отобрать «Набережную Европы»

Всю неделю сохранялась интрига вокруг «Набережной Европы» - участка на Петроградской стороне, где ВТБ собирается построить элитное жилье и Театр балета. В понедельник СМИ сообщили, что глава Комитета экономического развития (КЭРППиТ) Евгений Елин написал письмо губернатору с предложением изъять у ВТБ участок под будущим кварталом «Набережной Европы» и разбить там парк.


                       Появилось несколько версий, объясняющих появление такого письма. Одна из них – город шантажировал ВТБ, чтобы заставить его пойти на уступки Смольному в других проектах.

О письме Евгения Елина сообщили сразу несколько СМИ. В нем говорилось, что комплекс «Набережная Европы» вместе с театром Бориса Эйфмана будут занимать слишком ценную с градостроительной точки зрения территорию – берег Малой Невы между Биржевым и Тучковым мостами. И правильнее было бы вернуться к старой идее – разбить там парк, который к тому же не будет портить вид Ростральных колонн и закрывать обзор Князь-Владимирского собора. Вывод: контракт с инвестором надо расторгнуть, выплатив ему компенсацию из бюджета.

В то, что глава одного из ключевых комитетов Смольного мог без предварительного согласования с губернатором покуситься на ВТБ, не верит ни один из экспертов.

Идея Евгения Елина о превращении этого места в публичное пространство не новая – о необходимости возвращения к планам начала XX века, нашедшим продолжение в Генплане 1948 года, говорили специалисты и не раз писал Online812. Однако на официальном уровне она озвучивалась впервые, тем более в такой революционной формулировке. Градозащитники, естественно, восприняли письмо Елина с энтузиазмом.

Участок земли под «Набережной Европы» является собственностью РФ (прежде там находился федеральный Институт прикладной химии) и сдан инвестору – дочернему предприятию банка ВТБ ЗАО «ВТБ-девелопмент» – в аренду. Теоретически договор можно расторгнуть. В градостроительном сообществе ходили невнятные слухи, что все это мероприятие планируют включить в программу развития исторического центра и рассчитаться с инвестором за счет выделенных на нее средств.

Сам инвестор до последнего (т.е. до вечера четверга) находился в глухой обороне. Как заявил Online812 начальник департамента общественных связей ЗАО «ВТБ-девелопмент» Александр Ротштейн, «никакого письма КЭРППиТа мы не видели, представители Смольного к нам ни с какими предложениями не обращались». По его словам, затраты на реализацию проекта «Набережная Европы» к настоящему моменту составляют 500 миллионов долларов, однако это не значит, что за такую сумму компания готова отказаться от строительства.

Вся история изначально выглядела довольно странной. Во-первых, официальная позиция объявлена через письмо, якобы закрытое, но попавшее в СМИ явно по инициативе самого КЭРППиТа, который сразу же подтвердил его подлинность. То есть губернатору Полтавченко была оставлена возможность сказать, в зависимости от развития ситуации, либо «да», либо «нет». Во-вторых, относиться к строителям без пиетета – это в духе нынешнего Смольного, но вот идея раскошелиться на компенсацию инвестору на нынешний Смольный не похожа.

В связи с этим появилось несколько версий. Некоторые эксперты считали, что все это инициатива самого ВТБ – банк решил выйти из этого затратного проекта. Банки не любят заниматься непрофильным бизнесом, и ВТБ связался с «Набережной Европы» по инициативе Валентины Матвиенко, чей сын и сейчас возглавляет «ВТБ-девелопмент». Теперь теплые чувства к Матвиенко не актуальны, поэтому если есть возможность закрыть проект, вернув все вложенные в него деньги, – это надо делать. Но самим сворачивать свой бизнес – это имиджевый удар, а если по принуждению властей – совсем другое дело.

Однако уже утром в пятницу эта версия развалилась. Улетевший в Мюнхен Георгий Полтавченко из-за границы прокомментировал письмо: «Хорошо, что мои коллеги имеют свое мнение, но в данном случае я с ним не согласен», – сказал Георгий Сергеевич. Конечно, идея парка хороша, но в данном месте с зеленью особых проблем нет, а «Набережная Европы» городу нужна.

Поэтому остаются другие версии событий. Основная: город пытался таким образом надавить на ВТБ, чтобы заставить его пойти на уступки по другим проектам, которыми занимается ВТБ в Петербурге. Вариантов два:  Пулково-3 или ЗСД. С Пулково-3 есть проблемы с обеспечением транспортной доступности нового аэропорта. Ни легкого трамвая, ни метро город сделать к моменту открытия терминала не успевает. И, наверное, рад переложить часть транспортных забот на плечи инвестора. По ЗСД, который строится в рамках частно-государственного партнерства, еще не до конца урегулированы финансовые обязательства сторон. И город хочет получить условия получше.

Это версия объясняет, почему Смольный не выходил напрямую на контакт с «ВТБ-девелопмент» и озвучивал свои планы закрыть проект «Набережная Европы» в виде полуофициального письма, подлинник которого нигде не опубликован.

Стоит заметить, что это не первая шпилька подобного рода в адрес ВТБ. Ранее городские власти заявляли, что не хотят переезжать в «Невскую ратушу», которую по соглашению с прежними властями строит все тот же «ВТБ-девелопмент». По словам Александра Ротштейна, в проекте «Невская ратуша» Смольный взял на себя обязательство выкупить одно из зданий комплекса, в котором предполагал разместить часть городских комитетов. Соответствующий договор уже подписан, однако выкуплено это здание должно быть после окончания строительства. «Никаких официальных документов от городских властей о том, что они каким-либо образом меняют свои планы, мы не получали», – заявил представитель «ВТБ-девелопмент».

Видимо, к четвергу, когда губернатор высказался по «Набережной Европы», считают сторонники этой версии, переговоры с банком привели к каким-то конкретным результатам. Либо Смольный сумел выторговать то, что хотел, либо ВТБ сумел отстоять свои позиции.

Впрочем, по данным Online812, у «ВТБ-девелопмент» возникли сложности с подготовкой проекта планировки, с чем сейчас сталкиваются очень многие инвесторы в Петербурге. Как рассказывают источники, будущие здания «Набережной Европы» займут место исторических зеленых насаждений, кроме того, не решен вопрос о размещении детского сада. Разработкой проекта планировки по заказу инвестора занимался НИПИГрад, но не так давно договор с ним был расторгнут.   Но, как заявил Online812 Александр Ротштейн, все работы идут по графику, никаких срывов сроков – в частности, с подготовкой проекта планировки территории — нет.                          

Антон МУХИН, фото vchera.com









Lentainform