16+

Как коллективный разум помогает в бизнесе

04/06/2012

Как коллективный разум помогает в бизнесе

Еще Аристотель доказал, что один человек не может быть умнее группы. Примером этому служит праздник – если к нему готовятся все собравшиеся, то получается весело, если трудится только повар – градус веселья получается сильно ниже.


                  Недавно в междисциплинарном лектории «Контекст» с лекцией выступил доктор философии Эмиль Серван-Шрайбер, основатель компаний, использующих технологии коллективного разума. Этим технологиям и была посвящена его лекция.

Умные группы

Технологиям коллективного разума и рынкам прогнозов уделяется самое серьезное внимание на Западе. Как бы их ни называли – «рынки прогнозов», «информационные рынки» или «интеллектуальные фьючерсы» – они используются не только для формирования прогнозов относительно внешних событий, но и для предсказания объемов продаж, оценки рисков, отбора новые идей внутри компании. Все это достигается благодаря привлечению к прогнозированию широкого круга участников, где каждый делает ставку, как в букмекерской конторе. Выяснилось, что прогноз одного, даже самого эрудированного эксперта, уступает предсказаниям нескольких рядовых сотрудников. Сегодня технологии рынков прогнозов для оценки стратегий и принятия решений используют компании Google, Wikipedia, Hewlett Packard, Yahoo, Siemens и другие.

Любопытно, что более точные прогнозы дают группы, в которых больше женщин, – в этих группах наивысший показатель IQ, и, как считает доктор Серван-Шрайбер, если бы мужчина обладали некоторыми качествами женщин, их коллективный разум был бы на более высоком уровне.

Разнообразие и независимость

Каждый участник группы привносит в нее свои знания вместе с сомнениями и предрассудками. Благодаря совместной работе знания накапливаются, а сомнения, основанные на собственных заблуждениях, взаимно нивелируются.

«Если все думают одинаково, значит, никто не думает» – здесь этот принцип работает как нельзя лучше. Многообразие – самый важный фактор в предсказании будущего. Пример – спортивные прогнозы, где, чем больше участников опрошено, тем точнее предсказан результат. Другие слагаемые «умной группы»: независимый поиск информации, независимое мышление и точный подсчет голосов.

Помимо прогнозов будущего, коллективный разум отлично зарекомендовал себя в сборе мнений и идей о развитии компании. И здесь наиболее ценными поставщиками информации выступают сотрудники, работающие непосредственно с клиентами: кассиры, официанты, продавцы. Они лучше знают, чего хотят люди. Скажем, прогноз относительно объемов продаж, составленный в Hewlett Packard, оказался точнее у продавцов, чем у менеджеров. Собирая именно такую информацию, Сэм Уолтон, основатель Wal-Mart, сумел успешно выстроить коммерческую стратегию своей компании. Прогноз коллектива зачастую совпадает с фактическими результатами, в то время как традиционные планы куда менее точны.

Еще одно применение технологии рынков прогнозов – выявление перспективных идей, и для этого достаточно спросить мнение коллектива, насколько идея приемлема (к примеру, опрос инженеров ВВС США относительно будущего производства самолетов показал, что наиболее востребованными будут беспилотники). Теорию о коллективной мудрости подкрепляет исследование The Wall Street Journal, по результатам опроса которого выяснилось, что самым высоким уровнем инноваций обладают компании, вовлекающие своих сотрудников в инновационную деятельность. Сбор идей и претворение их в жизнь позволяет этим компаниям сократить расходы на научные исследования. Но самый лучший способ использовать коллективную мудрость – сочетать его с другими подходами.

В России на сегодняшний день практика использования рынка прогнозов практически отсутствует.

Комментарии экспертов

Максим Буев, доктор экономики (Оксфорд), зам. декана факультета экономики Европейского университета в СПб, аналитик Королевского банка Шотландии:

– Что такое вероятность – это философский вопрос. В математической теории существуют два подхода. Первый: мы смотрим на вероятность события в прошлом. Например, Путин набрал 63% голосов, и это значит, что 63% населения России поддерживает Путина. Вероятность в прошлом всем известна. Другая вероятность – это информация у нас в голове, то есть мы думаем, с какой вероятность что-то произойдет в будущем. Это субъективный подход, который в математике называется байесовской вероятностью. До сих пор в математике и в экономике идут споры, как связать классическую вероятность, с помощью которой мы смотрим в прошлое, с байесовской вероятностью, с помощью которой мы смотрим в будущее. Рынки прогнозов претендуют на то, чтобы предоставить технологию связи построения прогноза байесовской вероятности с классической.

Александр Карпов, кандидат биологических наук, директор Центра экспертиз ЭКОМ:

– Основатель первого индексного фонда занимался тем, что долго исследовал эффективность действия брокеров на рынках и пришел к выводу о том, что 90% профессиональных игроков рынка не дотягивают до эффективности самого рынка. Поэтому лучше просто купить определенный пакет акций и не дергаться. Есть и смешная история по этому поводу. Она была описана в журнале «Финанс». Это история про обезьянку Лукерию. В 2008 году журнал «Финанс» решил развлечь публику. Они пошли в уголок Дурова, выбрали обезьянку Лукерию, а обезьянка Лукерия выбрала для них какие-то акции. На основании этого, по заранее определенным правилам был сформулирован инвестиционный портфель обезьянки Лукерии. На протяжении двух лет фонд обезьянки Лукерии регулярно бил всех профессионалов российского фондового рынка.

Сергей Лялин, генеральный директор агентства финансовой информации «Сбондс.ру»:

– Фондовый рынок – идеальная иллюстрация к коллективному мышлению. Но фондовый рынок – и прекрасная иллюстрация и того, что иногда возникают пузыри. Поэтому, как и любая концепция, концепция коллективного разума хороша, интересна и может работать, но имеет свои недостатки. Есть ситуации, когда прогнозы были далеки от реальности.

Полина Гусева, начальник Управления ценных бумаг банка «Российская финансовая корпорация»:

– Как только мы признаем, что есть коллективный разум и называем это психологией толпы, сразу возникает желание этими движениями манипулировать, управлять.

Справка

Лекторий «Контекст» – интеллектуальная площадка, где ученые и бизнесмены могут встречаться и задавать друг другу удобные и неудобные вопросы. В 2011 году на базе лектория был создан некоммерческий фонд, деятельность которого направлена на поддержку и развитие междисциплинарных инициатив и проектов. Партнерами фонда, наряду с журналом «Город 812», являются: научно-образовательные организации (Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, НИУ Высшая школа экономики, Леонтьевский центр), а также ряд компаний международного уровня, действующих в России (Дювернуа Лигал, Concept Club), и др.                    

Иван ПЕТРУХИН, фото freedownloadseo.com











Lentainform