16+

Почему в Петербурге никак не могут построить вокзал для скоростных поездов

05/06/2012

Почему в Петербурге никак не могут построить вокзал для скоростных поездов

Губернатор Полтавченко пока не может договориться с президентом АО «РЖД» Владимиром Якуниным (на фото слева) о том, где в Петербурге нужно строить вокзал для приема высокоскоростных поездов.


           Это ставит под угрозу реализацию всего проекта ВСМ, сроки строительства которой жестко ограничены. Магистраль необходимо проложить к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Только для пассажиров второго этажа

Глава РЖД Владимир Якунин на днях объявил, что проект создания высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом полностью готов. Две столицы соединят 660 км новых рельсов, время поездов в пути составит 2,5 часа. Стоимость проекта оценивается в 1,125 триллиона рублей, 70% профинансирует государство, остальное – инвесторы.  Со дня на день должно выйти постановление Правительства РФ о строительстве магистрали.

Но, похоже, Владимир Якунин поторопился объявить о готовности проекта. Так как вопрос о том, куда в Петербурге будут пребывать высокоскоростные поезда, до сих пор не решен. В РЖД хотят, чтобы составы обязательно приходили на Московский вокзал. Смольному эта идея кажется не бесспорной.

Согласно концепции нового терминала ВСМ, разработанной по заказу РЖД, высокоскоростные экспрессы будут останавливаться на втором этаже Московского вокзала. Платформы построят на высоте 12 метров от земли, сверху все это накроют стеклянным колпаком высотой в 25 метров. Сейчас проект находится на согласовании в КГИОП.

У некоторых градозащитников вызывает опасения, что столь крупная конструкция  испортит панораму в историческом центре города.

– Все законодательства по охране соблюдены, стеклянный купол не будет видно ни с одной точки. Поэтому принципиальных возражений у КГИОПа нет, – говорит источник, занимавшийся разработкой концепции нового вокзала.

Московский вокзал, по его словам, будет сильно перестраиваться. На первом уровне сохранятся поезда  дальнего следования и электрички. Историческое здание вокзала отреставрируют. Для подъезда к новому терминалу проложат новую автомобильную трассу по полосе отвода железной дороги к Обводному каналу. Появятся парковки вместимостью не менее тысячи машин.  Для магистрали ВСМ построят эстакады, на которые уложат рельсы.

Последний козырь Смольного

В Смольном с решением РЖД не согласны. Вице-губернатор Сергей Вязалов неоднократно предлагал построить вокзал для ВСМ где-нибудь в Рыбацком или у  периферийной станции метро. Либо перевести с Московского вокзала на другие электрички и «дальние» поезда, чтобы его разгрузить. Иначе, как следует из слов вице-губернатора, центру Петербурга грозит транспортный коллапс, спровоцированный притоком «высокоскоростных» пассажиров.

Сергей Вязалов публично не озвучивает истинную причину упорства Смольного. На самом деле, проблема в другом, и не зря ее курирует «финансовый» вице-губернатор.  Строительство вокзала и сопутствующей ему инфраструктуры требуют крупных финансовых вложений. Суммы пока не озвучиваются, но речь идет  о сотнях миллиардов рублей. В РЖД полагают, что затраты связанные с городской инфраструктурой, должен нести Петербург. Смольному идея пришлась не по душе.  До сих пор не решен самый главный вопрос – кто и какие инфраструктурные объекты будет строить.

Местоположение вокзала ВСМ – последний козырь в колоде Смольного, с помощью которого он пытается заставить РЖД взять на себя часть инфраструктурных расходов.

В настоящий момент, по словам источника в Смольном, ситуация близка к тупиковой. Финансовые переговоры идут трудно. 

– Проблема в том, что в свое время РЖД продала землю Московской товарной  дочерним или каким-то своим структурам. Они заработали на ней денег. А теперь хотят, чтобы город за свой счет решил массу задач: построил новые станции метро рядом с Московским вокзалом, новую автомагистраль, путепровод. А у нас и так бюджет очень напряженный.  Если  АО «РЖД» собиралось развивать проект ВСМ, логичнее было бы использовать землю бывшей Московской товарной под этот проект.  А они взяли ее и продали! А мы должны теперь нести расходы для коммерческого, в принципе, проекта. Понятно, что и горожане что-то от этого получат, но все равно  – это очень серьезная нагрузка на бюджет, – говорит источник в Смольном.

Вариант переноса вокзала, по его словам, в РЖД даже не рассматривают. 

-  Потому что РЖД это не удобно.  Они хотят, чтобы все поезда прибывали на Московский вокзал и категорически не хотят перенаправить свой нынешний пассажиропоток на другие вокзалы. Но вопрос надо рассматривать в совокупности, потому что такое решение добавит городу проблем. Очень сильно увеличится транспортный поток. Каждый день скоростные поезда будут привозить несколько тысяч пассажиров. Нагрузка на Московский вокзал увеличится примерно в 1,6 – 1,8 раза. А ведь транспортные проблемы вокруг Московского вокзала и так значительные: бесконечные пробки на Лиговке, не хватает парковок и их очень трудно организовать. То есть проблемы есть уже сейчас, а дополнительный  пассажиропоток их усугубит.

Московские связи

Эксперты считают, что терминал для ВСМ нужно строить в центре Петербурга. Во всем мире высокоскоростные поезда прибывают в центр городов. Это – их главное конкурентное преимущество.

По мнению главы Бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования городского НИПИград Михаила Петровича, приход высокоскоростных поездов в центр – хороший шанс для преобразования Московского вокзала.  Петрович является одним из консультантов проекта строительства терминала ВСМ в северной столице.

-  Я считаю, что для города выгодно иметь такую имиджевую точку в центре Петербурга, из которой легко можно попасть в центр Москвы. Московский вокзал – одна из ключевых составляющих города, где возможно дальнейшее развитие.  Но его сегодняшнее состояние отстало лет на пятьдесят от нашего времени, инфраструктура пришла в упадок. Нигде в развитых странах нет транспортных узлов в таком состоянии!  Нужно приводить его в порядок – чтобы Московский вокзал соответствовал стратегии развития Петербурга и тем задачам, которые мы перед собой ставим. Сегодня мы наблюдаем там усиление торговой функции,  интересной и жителям, и гостям Петербурга. А площадь Восстания можно превратить в элемент культурного каркаса города.

Конечно, можно и без ВСМ развивать территорию площади Восстания, но нужна какая-то идея развития. Сейчас это – усиление связи с Москвой. Я считаю, что это – мысль хорошая, и ее надо поддерживать.  Усиление мобильности населения -  очень важный фактор. В этом участвуют и обычные люди, которые едут в Москву по делам ежедневной службы, и туристы. Мы проводили исследования, и оказалось, что пассажиры «Сапсана», например, приехав в Петербург по делам, основном идут от вокзала пешком.  То есть их бизнес и офисы расположены в зоне пешеходной доступности от Московского вокзала. То же самое, кстати, происходит в Москве. Там много офисов подтянуты к Комсомольской площади.

Нужно  строить дороги, чтобы можно было подъехать к вокзалу и на личном автомобиле, и на автобусе. Нужна нормальная посадочная площадка, а не то, что  есть сейчас, а также нормальная парковка.  Нужно развивать общественный транспорт. По планам в районе Площади Восстания предусмотрено строительство двух станций метро: станции «Знаменская» – шестой Красносельско-Калининской линии, и станции «Лиговский проспект-2» в районе улицы Черняховского.  Обсуждаются новые магистрали для автотранспорта, должна появиться дорожная сеть со стороны Московской товарной. Планируется соединить улицу Черняховского с Кременчугской. Правда, пока не договорились, что там построят  – тоннель или путепровод. Необходимо позаботиться о пешеходах. Переход через Лиговский проспект, куда в первую очередь попадают гости города, выходящие из Московского вокзла, – это «антивизитная карточка» Петербурга. Нужна новая пешеходная инфраструктура.

Вариант переноса вокзала ВСМ в другое место, на мой взгляд, более затратный. Он требует не только строительства рельсов и платформ, но и всей инфраструктуры: торговой, деловой, дорожной, плюс  нужно создавать пространство для людей. Такие пространства создаются не за год, а за десятилетия, столетия. В каком-то другом месте потребуется значительно больше времени, чтобы узел заиграл, стал привлекательной культурной точкой. А не чисто технической: приехать – уехать.

По мнению Михаила Петровича, плюсы строительства вокзала ВСМ в центре Петербурга намного перевешивают минусы. Тем более что другого проекта все равно нет. Никто не занимался  разработкой альтернативных вариантов.

В АО «РЖД» до окончательного решения «вокзального вопроса» обсуждать его с прессой не хотят. В РАО «ВСМ», непосредственно курирующем проект создания высокоскоростной магистрали, от комментариев также отказались.

По информации Online812, на ближайшее время запланирована встреча Георгия Полтавченко с главой РЖД Владимиром Якуниным. Предполагается, что они должны прийти к финансовому консенсусу, после чего Смольный даст добро на строительство терминала ВСМ на Московском вокзале.                        

Мария ГОРДЯКОВА









Lentainform