18+

Что такое креативный кластер, и зачем он нужен Петербургу?

09/06/2012

Нынешние городские власти, склонные пересматривать многие глобальные проекты прежней администрации, вроде Орловского тоннеля или Ново-Адмиралтейского моста, тем не менее, благоволят к созданию в Петербурге креативного кластера. Online812 решил выяснить, что под этим могут понимать в Смольном.

                    Идею кретивного кластера продвигает Комитет по инвестициям и стратегическим проектам. По уверениям руководителей комитета Георгию Полтавченко предложение понравилось, и теперь уже готов проект стратегии развития нового кластера.

Из многочисленных определений, что такое «creative cluster», выделим предложенное экспертом ЮНЕСКО по креативным городам Саймоном Эвансом. Он говорит о кластере, как  сообществе творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на некой замкнутой территории. Такие места предназначены  не только для работы, но и для жизни, для общения и в итоге – для генерирования общих идей.  

Обитателями креативных кластеров не обязательно являются художники, дизайнеры, архитекторы и люди других профессий, которых принято называть творческими. Это могут быть специалисты по IT-технологиям, программисты, малые предприниматели на стадии «старт-ап» и т.д. Кстати, подобный нехудожественный кластер «Зона действия» работает  в Лофт-проекте «Этажи».

Но в основном у нас говорят о мастерских художников, дизайнерских студий в сочетании с выставочными, театральными залами и другими публичными пространствами. Недавно Сергей Капков, министр культуры в правительстве Москвы, предложил использовать для создания креативных кластеров не только промышленные зоны вокруг центра столицы, но и парк, который может появиться на месте гостиницы «Россия». Г-н Капков обещал кластерам льготы и другую материальную и техническую помощь.

Впрочем, по мнению Александра Дыбаля, заместителя генерального директора «Газпром-нефти», которое он высказал несколько лет назад на одной из дискуссий по креативным кластерам: «Создание творческих кварталов в Петербурге возможно только как следствие появления в городе офисов крупных компаний. Если в Петербурге заработают полноценные офисы нескольких по-настоящему крупных компаний, то сформируется спрос на продукцию креативной индустрии: будут открываться галереи и центры современного искусства; появятся необычные ресторанные, клубные, фестивальные проекты. Только мощная бизнес-среда способна спонсировать большое число творческих проектов и быть покупателем их продукции».

Мы предложили высказаться на тему «индустрия – пространство кластер» трех потенциальных участников процесса их создания.

Олег Паченков, директор Центра независимых социологических исследований:

- Что такое креативные индустрии – это люди или помещения?
– Люди. Помещения потом, хотя и они важны. Десять лет назад ключевым словом в тусовке креативных индустрий было понятие «проект». Сегодня ключевое слово – «пространство». 

- И что необходимо для появления креативных индустрий в Петербурге?
– Они есть, но для их расширения и роста важны следующие вещи. Рынок: спрос, потребители, готовность публики. Пространства для размещения. Синергия – размещение разных креативных индустрий рядом друг с другом.

- Как это креативное пространство должно выглядеть на практике?
– Это может быть офис, квартира. Важна деятельность в определенной сфере, это может быть медиа, театр, клубы и т.д. Деятельность, где экономическая прибыль добывается за счет нематериальных активов.

- Место для размещения креативного кластера в Петербурге имеет значение?
– Это не принципиально. Важно, чтобы было дешево.

Анна Шумилова, президент фонда поддержки современного искусства Rizzordi Art Foundation:

– Давать определение, что такое креативное пространство, тема благодарная.  Потому что никто не знает, каким конкретно оно должно быть и с чем, в принципе, надо сравнивать, к чему стремиться. К определению «креативное пространство» можно подвязать практически любую организацию, занимающуюся творческой деятельностью. Что и происходит на практике. Но если сузить значение, провести параллель от названия к назначению, то по праву креативным пространством могут называться только коворкинг-центры (коворкинг – модель работы, в которой независимые друг от друга участники используют общее пространство для своей деятельности. – В. Ш.), крупные архитектурные бюро, компании, работающие в области рекламы, они и есть настоящие креативщики.

А институцию, которая занимается выставочной деятельностью, наверное, правильнее определить как культурное пространство. Ни одно более-менее значимое место культурно-массового паломничества в Европе не называется креативным пространством. Они имеют абсолютно определенные названия, например: Centquotre в Париже или Kunst-Werke в Берлине.

В России, стране безнадежно отсталой в первую очередь по части культурных пространств, такие центры, как бы они ни назывались, – просто необходимы. Чем больше, тем лучше. Во-первых, это создание территорий, где сосредоточены музеи и галереи, во-вторых – частичное решение проблемы занятости молодежи, в-третьих, ее вовлечение в мировые художественные практики и тенденции. Прекрасно, если к этому добавляются детские программы. Главное – не перейти тонкой грани и не стать организацией, к искусству имеющей отдаленное отношение. Еще один бизнес-центр или Луна-парк стратегически Петербургу не нужен.

Сергей Падалка, руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья»:

– Мое отношение к созданию в Петербурге креативных кластеров -настороженно-сдержанное. Сразу вспоминаю «Generation P» Виктора Пелевина, где один персонаж говорит другому: творцы нам не нужны, требуются криэйторы. То есть востребованы не те, кто изменяет реальный мир,  а люди, создающие иллюзии.
В Москве существует центр дизайна Artplay. Это крупный бизнес-центр с десятками тысяч кв. метров на бывшей территории завода, упакованный в пиаровскую обертку креативного кластера. Там процентов 5 занимают дизайн-студии и другие творческие направления, остальное – шоу-румы магазинов мебели и стройматериалов.

Но и такое соотношение лучше, чем обычный торговый центр. Принципиально важно, что Artplay предоставляет серьезные скидки по арендной плате для архитектурных и других мастерских. Только при таком условии креативные кластеры смогут существовать в Петербурге.

Если говорить о местах для размещения таких кластеров в Петербурге, то они должны находиться в историческом центре, идеально подходит промышленный пояс начала ХХ века.                           

Вадим ШУВАЛОВ