16+

В системе здравоохранения Петербурга началась «чистка»

15/06/2012

В системе здравоохранения Петербурга началась «чистка»

На минувшей неделе были уволены четыре главных врача: Анатолий Домашенко (больница Святого Георгия), Виктор Козлов (Александровская больница), Татьяна Кавлис (роддом № 10), Борис Тайц (Елизаветинская больница).


                   Последний после инфаркта он еще проходит курс реабилитации, но будет уволен, когда закончится больничный лист. Может быть, это начало реформирования городской системы здравоохранения, которая с прошлого года переживает тяжелые времена?

Как Терфонд ОМС оказался в долгах

В этом году на целый месяц (в марте-апреле) Комитету по здравоохранению пришлось закрыть плановую помощь в фактически во всех крупных клиниках – так называемых скоропомощных стационарах. Пациентов там просто некуда было класть, в коридорах они уже не помещались. Одно из объяснений этому – закрытие на ремонт в ряде клиник отделений в общей сумме на 360 коек. Объяснение, конечно, не самое убедительное – по 100 – 120 человек лежали в феврале-марте в коридорах крупных многопрофильных больниц, да и в некрупных коридоры не пустовали. Пациенты теперь рассказывают, что места рядом с сестринским постом были самыми популярными.

Плановую госпитализацию закрыли, чтобы хоть как-то ограничить поток больных. Но не только из-за того, что госпитализация в коридоре – нарушение санитарных норм. За каждым пациентом, поступающим в клинику, следуют деньги на лечение из Территориального фонда ОМС. А он к тому моменту еще за прошлогодние койки в коридорах с больницами не рассчитался.

В 2011 году городские клиники  перевыполнили плановые задания на оказание медицинской помощи – и у фонда не хватило денег расплатиться с ними. Плановые задания – это число поступающих в клинику пациентов с разными заболеваниями, которое рассчитывается на основании статистических данных за предыдущие годы.

А перевыполнили клиники план потому, что испугались – могут не выполнить. Так как летом 2011 года в крупных клиниках начались ремонтные работы по программе модернизации, число койко-мест сократилось, а расходы на оплату коммуналки и зарплату остались прежними. И тарифная комиссия при Комитете по здравоохранению откликнулась на просьбу руководителей больниц – увеличила на 20% тарифы. То есть вместо коэффициента 1 оплаты за пролеченного больного установила коэффициент 1,2. Однако план, который клиники боялись недовыполнить, они перевыполнили («Скорая помощь» продолжала регулярно возить пациентов  в больницы).

В результате в новый, 2012 год все вошли с огромными долгами – Терфонд должен был клиникам далеко за миллиард рублей, некоторые крупные больницы за пролеченных больных недополучили до 100 млн руб. В результате во всех больницах и поликлиниках зарплату выплачивали нерегулярно до апреля включительно. При чем тут поликлиники? Потому что если кому-то из Терфонда выдается больше денег, чем было запланировано, значит, кто-то другой получает меньше. Поэтому в течение всего первого квартала 2012 года денег не хватало всем.

В появившемся дефиците свою роль сыграло и введение медико-экономических стандартов (МЭС) – в соответствии с которым клиника получает 100-процентное финансирование за предусмотренный стандартом объем медицинской помощи. МЭСы в прошлом году ввели на сердечно-сосудистую хирургию, неонатологию, лечение ожогов. Это одни из самых дорогих видов медицинской помощи, они финансируются тоже из средств Терфонда. Кстати, уже сейчас ясно – до конца года денег на выполнение МЭСов может и не хватить.

Долгов нет. Денег тоже

В апреле – начале мая почти со всеми долгами перед петербургскими медиками наш Терфонд все-таки рассчитался, и уже 25 мая балансовая комиссия при Комитете по здравоохранению приняла решение о снижении коэффициента оплаты до 0,65 за пролеченных внеплановых больных – тем клиникам, которые сумели не превысить расходы над доходами и накопили денег на счетах в ожидании лета. (Зимой и летом больницы обычно переполнены, летом – палаты полупустые, а в это время нужны деньги для выплаты отпускных сотрудникам). Обойдутся, решила балансовая комиссия.

Майское снижение коэффициента для ряда клиник до 0,65 означает, что за одну и ту же медицинскую услугу, оказанную вне установленного плана, одни клиники будут получать 100-процентную оплату, другие – на 35% меньше. В их число вошли больницы №№ 2, 3 (Елизаветинская), 32, 33, НИИ скорой помощи им. Джанелидзе; детские больницы №№ 17, 3; роддома №№ 9, 17, 18; взрослые, детские и стоматологические поликлиники; диагностические и реабилитационные центры. Всего 64 медицинских учреждения. Для каждого установлена сумма, которая будет сэкономлена благодаря этой мере. Например, на 2-й больнице сэкономят за месяц больше 6 млн руб, на 3-й – больше 7 млн, на кожно-венерологических диспансерах от почти 1,5 млн до чуть больше 60 тыс. руб.

Зато другим больницам увеличили плановые объемы финансирования на общую сумму 856 млн руб.

Доплатите за анестезию

В системе обязательного медицинского страхования Петербурга работают 9 страховых медицинских организаций. Они получают деньги от Терфонд ОМС  и перечисляют их клиникам. Теперь пять из девяти страховых компаний  будут использовать коэффициент 0,65 для оплаты внеплановой помощи, оказанной клиниками, вошедшими в список, а остальные будут оплачивать ее, как обычно, с коэффициентом 1.

Воображение рисует ситуацию, в которой, например, в стоматологической клинике, регистратура получает от главврача список СМО, которые оплачивают лишь 65% тарифа за услугу. И регистратор говорит пациенту: «Ваша компания нам недоплачивает за внеплановую помощь. Приходите в следующем месяце, чтобы попасть в плановую». Или: «Доплатите за использованный материал, анестезию и т.д.».

Вот она – реформа здравоохранения, по которой всем обещано, что медицинские учреждения от муниципальных до частных будут работать в равных условиях, чтобы пациент мог выбрать и страховую медицинскую организацию, и клинику, в которой хочет лечиться. А система обязательного медицинского страхования будет якобы оплачивать все в соответствии с реальными затратами на медицинские услуги.

На самом деле все остается по-прежнему: за исключением нескольких видов медицинских услуг тарифы и система оплаты по-прежнему не отражают реальной стоимости, регулярно вводятся индивидуальные тарифы или индивидуальные коэффициенты. О какой конкуренции между медицинскими учреждениями речь, если у органов управления здравоохранением и у фонда главная задача – содержание подведомственной сети и своевременное латание дыр.

В результате выглядит это, например, так: государство уговаривает население страны рожать, но у конкретного роддома в прошлом году было всего, скажем, 100 родов. В этом году население вдруг нарожало 200 детей в этом роддоме. А по плану-то было 100, как в прошлом году! Перебрал норму – получи пониженный коэффициент. Роддому это неинтересно, значит, это провоцирует или брать плату с пациентов, или снижать нагрузку в роддоме.

Реформы нет, как и не было

Уже и все новые законы вступили в силу, и медико-экономические стандарты появляются, а все остается по-прежнему. Потому что бюджета фонда обязательного медицинского страхования не хватает и не может хватить на все, что обещано реформой, потому что планирование объемов медицинской помощи превращается в гадание на кофейной гуще, а их оплата зависит не от оказанной помощи, а от того, насколько грамотно работает менеджмент в конкретном учреждении.

Нет денег на зарплату? Увеличим клинике коэффициент. Есть деньги на счету? Коэффициент уменьшим. Зачем клинике, которая работает с профицитом, улучшать показатели, если все заработанное все равно отнимут? И эта система хоть со старыми, хоть с новыми законами не меняется.

Сколько денег нужно петербургскому здравоохранению, чтобы их на все и на всех хватало? По подсчетам Людмилы Косткиной, бывшего вице-губернатора, а ныне депутата ЗакСа, – еще 35 млрд рублей: «Я посчитала: 71 млрд руб. на здравоохранение, которые израсходовал в прошлом году город (в этом почти такая же сумма), – это 3,8 регионального валового продукта. ВОЗ считает, что здравоохранение более-менее благополучно в стране, где 5% ВВП расходуется на здравоохранение, – чтобы нам дотянуться до этого уровня, надо 100 млрд руб.. Если из федерального фонда ОМС городу добавят не менее 35 млрд, у нас все будет иначе. У меня огромные надежды на 2013 год, потому что с этого года деньги, которые направлялись на модернизацию здравоохранения, будут направлены на услуги…»

Главных врачей меняют на переправе

Тем временем  новое руководство города и Комитета по здравоохранению начало чистку среди руководителей крупных больниц – уже уволены четыре главных врача.

О существовании списка главных врачей, с которыми собирается расстаться новое руководство, заговорили через пару месяцев после назначения Андрея Королева на должность председателя Комитета по здравоохранению. Правда, неясно, кто этот список составлял и за какие провинности в него попали главные врачи (список не ограничивается уже уволенными, он  внушительнее).

Впрочем, почему «чистка» начинается со стационаров понятно – у них огромные финансовые обороты и в них надо наводить порядок. А с поликлиник что взять? Кроме нормальной первичной помощи, которая и должна снизить потоки больных в стационары. Но так экономить сложно – надо налаживать огромную неповоротливую систему оказания амбулаторной помощи. Куда легче просто ее содержать, увеличивая или уменьшая коэффициенты так, чтобы хватало на поддержку штанов. Доживут как-нибудь до 2013 года.                      

Ирина БАГЛИКОВА








Lentainform