16+

Почему в петербургских квартирах все еще отключают горячую воду

20/06/2012

Почему в петербургских квартирах все еще отключают горячую воду

С окончанием отопительного сезона большинство горожан забывают о кошмарах прошедшей зимы и отправляются отдыхать. Для теплоэнергетиков, наоборот, наступает самая горячая пора. Что ждет наши батареи в будущем отопсезоне, Online812 рассказал генеральный директор ГУП «ТЭК СПб» Артур ТРИНОГА.


                  - Как вы оцениваете итоги завершившегося отопительного сезона?
– Отметку поставило правительство Петербурга. Оно оценило итоги городского сезона на «удовлетворительно».

- «Удовлетворительно» – это «тройка».
– Пройти сезон на «четыре» и «пять» на сегодняшний день не позволяет техническое состояние сетей и энергетического оборудования. Не только сетей ГУП «ТЭКа», но и всего теплосетевого хозяйства города в целом. Хотя положительный тренд все-таки присутствует. Ударный труд по реконструкции и замене теплосетей за последние несколько лет – наше предприятие перекладывает более 200 км ежегодно – привел к тому, что в 2011 году количество технологических сбоев на теплосетях «ТЭК СПб» уменьшилось более чем на 20 процентов.

- Но ведь серьезные февральские дефекты в Колпине произошли на ваших сетях?
-  Они произошли на сетях, которые ГУП «ТЭК» принял в эксплуатацию в мае 2011 года. Причем принял на правах простого товарищества, то есть ни на  баланс, ни в хозяйственное ведение эти сети нам не передавали. Мы были наняты  как эксплуатирующая организация. А до этого в течение 12 лет их обслуживала частная компания ЗАО «Лентеплоснаб». О состоянии принятых сетей можно судить по цифрам – срок эксплуатации 38% трубопроводов в Пушкинском и Колпинском районах превышает 25 лет.

- То есть виновными в дефектах в Колпине себя не считаете?
 - Безусловно, нет.

- Кто же тогда виноват, кого наказывать?
– Определять и наказывать виновных – прерогатива соответствующих органов. Понятно, что за несколько месяцев мы не могли кардинально изменить ситуацию в Колпине. Мы приняли это хозяйство с уже утвержденными производственными программами, хотя и смогли оперативно выделить небольшую часть своих средств на неотложные мероприятия. В моем понимании виноват тот, кто довел сети и энергетическое оборудование до такого технического состояния.

-  Вы имеете в виду «Лентеплоснаб»?
– В тот период, когда эта организация эксплуатировала сети, на их реконструкцию тратилось значительно меньше средств, чем было необходимо.

- После колпинского инцидента Ростехнадзор оштрафовал ГУП «ТЭК» на 750 тысяч рублей. Но вы отказались платить штраф, оспорили его в суде. Почему?
– Ростехнадзор наложил административный штраф по формальным признакам, не связанным с технологическими сбоями. В ходе проверки он выявил отсутствие определенных документов, необходимых, по мнению Ростехнадзора, для эксплуатации теплосетевого хозяйства этого района. Окончательную точку в споре о штрафе поставит суд. На настоящий момент первая инстанция по заявлению ГУП «ТЭК СПб» еще не вынесла решения, а очередное рассмотрение назначено на конец июня.

- Какие уроки вы извлекли для себя из этой аварии?
– Мы подготовили адресные программы по первоочередным мероприятиям по восстановлению теплоснабжения Колпинского и Пушкинского районов. Первый этап программы по замене теплосетей с объемом финансирования в 600 миллионов рублей уже реализуется в Колпине. На второй этап город выделяет еще 900 миллионов рублей, сейчас проводятся необходимые согласования. На эти средства в этом году планируется реконструировать уже не только сети, но и часть оборудования энергоисточников. Если сейчас этого не сделать, зимой ситуация может повториться.

- По каким признакам те или иные сети попадают в такие адресные программы?
– Мы разработали систему ранжирования, и на основе целого ряда критериев формируем наши адресные программы. Одни из самых важных критериев – это диаметр и срок эксплуатации труб. В первую очередь сейчас мы реконструируем магистральные трубопроводы – диаметром свыше 400 миллиметров, отслужившие 25 лет и более. Если происходит дефект на такой трубе, под отключение могут попасть сразу от 100 до 500 зданий. Затем идут аварийность, то есть количество дефектов на определенный отрезок длины, предписания надзорных органов. Эффективность нашей системы определяется по результату. Если мы вкладываем средства и видим, что количество дефектов уменьшается, значит, мы движемся в правильном направлении.

- Что вам не хватает для того, чтобы заменить все гнилые трубы? Допустим, у вас достаточно средств и времени. Что еще нужно?
– Вывести всех петербуржцев в отпуск, чтобы перекопать весь город! Но это такая нереализуемая фантазия. Мы и так постоянно наращиваем объемы замены теплосетей. В этом году планируем обновить не менее 250 км трубопроводов. На производство основных работ у нас есть всего 125 дней межотопительного периода. К сожалению, даже при наличии «безлимитного» финансирования, одномоментно переложить все требующие модернизации участки нельзя. В городе попросту наступит коллапс, учитывая также программы наших коллег и владельцев других инженерных коммуникаций.

- Вы уже полгода в должности гендиректора. Какие основные ошибки и проблемы в функционировании предприятия вы видите? Что нужно улучшить в первую очередь?
– Во-первых, слабо развита автоматизация процессов. Во-вторых, исполнительская дисциплина частенько хромает. В-третьих,  численность в 9,5 тысячи человек мне кажется неоправданно высокой. Есть дублирование функций некоторых подразделений. Сегодня – это болевая точка предприятия.

- В СМИ появилась информация о том, что «Газпром» ведет переговоры о покупке ГУП «ТЭК». Это так?
– Я в переговорах не принимаю участия, поэтому мне ничего об этом не известно. Могу только высказать личное мнение: теплоснабжение горожан должно оставаться в руках города.

- Еще Валентина Матвиенко обещала, что к 2012 году в Петербурге перестанут отключать горячую воду летом. Обещание удастся выполнить в срок?
– Состояние сетей и в некоторых случаях технические возможности пока не позволяют это сделать. Жителям ведь не важно, по какой причине у них отключают горячую воду – профилактический ремонт котельной, реконструкция сетей, дефект или что-то другое. Поэтому гарантировать сейчас, что отключений вообще не будет, мы не можем. А что касается профилактических работ, то мы продолжаем работать по сокращению сроков «летних» отключений. В большинстве районов у нас уже есть возможность переключать абонентов с одного теплоисточника на другой, а значит, обеспечить безостановочное горячее водоснабжение. В некоторых наших зонах в этом году будут непродолжительные отключения – в среднем 3 – 5 дней, но в основном у абонентов маленьких котельных, обслуживающих один или несколько домов. В ближайшее время часть из них мы планируем закрывать. Так, на Малой Охте будут закрыты 15 старых подвальных котельных, а их абоненты переведены на крупную 3-ю Красногвардейскую. Такое решение как раз позволит уйти от летних отключений горячей воды в этой части города.

- Смогут ли горожане когда-нибудь сами регулировать температуру батарей в квартирах?
– В новых домах предусматриваются индивидуальные тепловые пункты, которые в зависимости от температуры окружающей среды регулируют температуру теплоносителя во внутридомовых коммуникациях. В отдельной квартире такое сделать можно, но очень дорого. Должна быть перестроена вся система. На каждый из стояков нужно ставить не только регуляторы, но и приборы учета. Это сложная и дорогостоящая инженерная система. А чтобы эту идею реализовать в масштабах города, потребуется модернизация всей системы теплоснабжения.

- Традиционный вопрос: как продвигается борьба с «кризисом неплатежей»? По-прежнему ли растут долги абонентов перед ГУП «ТЭК»? Есть ли новые подходы в решении проблемы?
– Долги действительно растут. На настоящий момент задолженность абонентов перед нашей ресурсоснабжающей компанией превышает 4 млрд рублей. И львиная доля здесь приходится на исполнителей коммунальных услуг и жилищные организации. Этой проблемой сегодня серьезно озаботились и Жилищный комитет, и правительство города. Мы чувствуем с их стороны серьезную поддержку в решении этого вопроса. Мы активно начали переговоры с исполнителями коммунальных услуг –  управляющими компаниями, ЖКС – по согласованию долгов. Сверяем наши цифры – согласованную обеими сторонами сумму задолженности фиксируем, а по поводу дельты, если есть расхождения, обращаемся уже в суд. Кроме того, мы впервые объединили усилия с другими ресурсоснабжающими организациями. Как показывает опыт, у нас на 90% должники совпадают. Совместно пытаемся найти выход из ситуации для каждого абонента. Отключение горячей воды для нас неприемлемо: отключая, мы лишаем ресурса не организацию, накопившую долг, а всех жителей дома, в том числе исправно оплачивающих квитанции. Мы понимаем это и стремимся найти более эффективные методы работы. К недобросовестным управляющим компаниям – другой подход.  У нас есть злостные неплательщики, которые, по нашим сведениям, нецелевым образом используют средства, полученные от населения. По отношению к ним мы инициируем проверки правоохранительных органов. За время работы с такими должниками у нас накопилась вся необходимая фактура.                          

Мария ГОРДЯКОВА, фото gazeta.a42.ru











Lentainform