16+

Фурсенко объяснил, почему не хочет работать в системе образования

22/06/2012

Фурсенко объяснил, почему не хочет работать в системе образования

На ПМЭФ затронуты вопросы, казалось бы, далекие от экономики, в частности - образование. Впрочем, это только кажется, ведь экономика - это не только ресурсы, активы, бюджет, формулы и инновации, но и, в первую очередь, люди, которые все это разрабатывают, используют, и в конечном счете создают тот пресловутый ВВП, о котором так любят поговорить на самых высоких уровнях власти.


                      В кулуарах форума экс-министр образования, помощник президента РФ Андрей Фурсенко, обсуждая с корреспондентом РБК предстоящую реформу образования, признался, что ничуть не сожалеет о содеянном. Он считает "нормальными" и даже правильными стандарты образования, которые в ближайшее время будут введены в старшей школе.

Напомним, незадолго до своей отставки Фурсенко утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для старшей школы, который тут же вызвал большой резонанс. Согласно этому документу обязательной для старшеклассников становится лишь часть предметов – математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, а также ОБЖ и физкультура. Все остальные курсы школьники определят сами в зависимости от выбранного профиля – гуманитарного, технического, естественнонаучного. При этом дополнительных курсов позволят выбрать не более трех, а за тем, чтобы число учебных часов не превышало 37 в неделю, в школах должны будут тщательно следить.

Первую версию ФГОСа яростно оспаривали гуманитарии, теперь же негодуют математики, физики и биологи, требуя вернуть эти дисциплины в число обязательных предметов. Если учесть, что уже сейчас в стране наблюдается переизбыток юристов и острый дефицит технических кадров, нетрудно догадаться о склонностях большинства учеников, точнее, их родителей. Рассчитывать на дальновидность сограждан, увы, не приходится. О ситуации на рынке труда в целом они вряд ли осведомлены, зато благодаря многочисленным сериалам имеют свои четкие представления о доходах адвокатов и прочих представителей интеллектуального труда. А вот инженеры на статус героя дня по-прежнему претендовать не могут, хотя в реальности хорошие технические специалисты сегодня могут зарабатывать куда больше многих гуманитариев.

Даже если оставить в стороне меркантильную сторону дела, все равно без хотя бы элементарных знаний физики, химии, биологии в жизни не обойтись. Разработчики стандарта предлагают восполнить пробел путем введения курса "Естествознание", объединяющим названные дисциплины, – для школьников, которые не выбирали их в свой профиль. Однако педагоги сомневаются в том, что подобное объединение позволит решить проблему, поскольку у школьников есть возможность практически полностью проигнорировать сложные предметы. Несмотря на доработку, в новой программе по-прежнему отсутствуют четкие критерии знаний и навыков выпускника средней российской школы, отмечают эксперты.

У Фурсенко есть свой взгляд на спорную тему. На вопрос о том, не приведет ли введение новых госстандартов к снижению уровня образования старшеклассников по тем предметам, которые не будут выбраны в качестве основных, он ответил, что 40% московских выпускников заканчивают школу экстерном, и это сигнал о том, что люди не просто снижают уровень, а игнорируют целый ряд предметов. "Мы должны вернуть интерес гуманитариев к естественным наукам, а "физиков" – к гуманитарным, подать эти предметы как-то по-другому. Много вопросов было по стандартам начальной школы, а оказалось, что все довольны: и родители довольны, и учителя, и ученики", – подчеркнул экс-министр.

По словам Фурсенко, в новых стандартах есть возможность ничего особо не менять, поэтому хуже все равно не станет. Но при этом появляется больше возможностей: больше адаптации, учета особенностей детей, школ, учителей. "Конечно, когда у тебя появляется возможность выбора, становится сложнее. Одно дело – когда тебе сказали, что надо делать так и никак иначе. Ты можешь жаловаться, переживать, говорить, что все это плохо, и при этом ни за что не отвечать. А когда у тебя есть возможность выбора, ты можешь идти направо, можешь идти налево и развивать разные сценарии. Это сложнее, но мы должны к этому идти", – попытался объяснить он свою позицию.

Сложности и впрямь будут. Предложенный чиновникам выбор сильно смахивает на выбор былинного витязя на распутье: направо пойдешь – коня потеряешь, налево – в болоте увязнешь, прямо – и вовсе жизнь отдашь. В общем, куда ни кинь, всюду клин.

Примечательно, что сам экс-министр в реформированной системе образования трудиться вовсе не хочет, объясняя это тем, что больше склонен к научной деятельности. В подтверждении своих слов он опроверг информацию о том, что претендует на пост ректора МГУ им. Ломоносова. "Такого никогда не будет, это я могу сказать со стопроцентной уверенностью", – заверил он журналистов.                        

Мария ТРИФОНОВА, utro.ru, фото news.bcm.ru








Lentainform