Реформирование государственной «скорой помощи» уже началось – как это скажется на пациентах и кем в итоге станет частная «скорая помощь» - помощником государственной «скорой» или конкурентом? В этом пытался разобраться Online812.
Меняю врача на фельдшера
Цель любых преобразований в России всегда известна – сделать систему более эффективной, то есть более экономной. В случае с государственной «скорой помощью» изменения коснутся бригад, из которых исчезнут или будут сведены к минимуму врачи. Планируется оставить врачей только в специализированных бригадах – реанимационных и педиатрических, а в линейные посадить фельдшеров. Отпадет надобность и в водителях: фельдшер и за баранку сядет, и укол сделает, и носилки вместе с санитаром понесет.
– Чтобы оценить неотложное состояние, внутривенно ввести лекарство или начать искусственную вентиляцию легких, высшего образования не требуется, – подтвердил главный врач частной клиники МЕDЕМ Алексей Живов. – В машине все равно невозможно выполнить операцию или серьезное диагностическое исследование – МРТ там не поставишь, а со всеми процедурами даже на суперсовременной аппаратуре справится и хорошо подготовленный фельдшер.
Специализированные бригады в государственной системе останутся в небольших количествах, чтобы прибыть к тому пациенту, которому действительно требуется серьезная помощь, а не размениваться по мелочам. Например, фельдшер не сумел отличить предынфарктное состояние от «прострела» в спине, и больной оказался на грани жизни и смерти. Тогда вслед за фельдшерской бригадой поспешит реанимационная. Не заплатит ли больной своей жизнью за такую оплошность?
Генеральный директор частной компании «Приоритет» Роман Топольсков не видит смысла менять врача на фельдшера в своей компании.
– Любой человек захочет, чтобы к нему приехал опытный доктор, поэтому состав наших бригад меняться не будет. У нас есть и останется очень большое преимущество – высококвалифицированные врачи.
Опасность таится и в ошибочном направлении диспетчером фельдшерской бригады туда, где требуется реанимационная помощь.
– У диспетчера есть определенный алгоритм вопросов, чтобы правильно определить характер заболевания, – считает директор частной компании «Корис» Лев Авербах. – Но для нас повод к вызову не так важен, потому что все наши машины укомплектованы реанимационным оборудованием, а врачи имеют сертификаты по смежным специальностям – они сумеют оказать помощь в любой ситуации.
За больного придется заплатить
Чем хуже работает государственная экстренная помощь, тем успешнее – частная, но на этом рынке у каждого есть и своя ниша. Например, реанимобили компании «Приоритет» дежурят как на различных массовых мероприятиях, так и на крупных строительных объектах, таких как новый терминал в Пулкове и участок международного газопровода в Выборге. Это прерогатива частников – дежурства не входят в прямые обязанности службы «скорой».
В обслуживания жителей нового района, где пока не развита медицинская инфраструктура, интересы частников и городских властей могли бы совпасть.
– Одна из наших станций расположена в районе Славянки и Шушар, где идет большое строительство и на глазах растет многонаселенный квартал, – говорит Роман Топольсков. – Мы в считанные минуты приедем к пациенту и доставим его в любой стационар города.
Однако за госпитализацию такого больного в государственную клинику частникам приходится платить. По решению главного врача «скорой помощи» Комитета по здравоохранению, наряд на госпитализацию для частных «скорых» платный – в этом году он составляет 420 рублей с человека. Эту стоимость компании включают в цену услуги, т.е. фактически деньги изымаются из кармана пациента, чем нарушается его конституционное право на бесплатное медицинское обслуживание.
– Какое значение имеет форма собственности лечебного учреждения при получении бесплатной гарантированной экстренной помощи? – удивляется Алексей Живов (клиника МЕDЕМ). – Юридически мы оказываем такую же помощь, как государственные врачи.
Недобросовестная конкуренция
Государство активно влияет на рынок частных услуг, давая возможность госклиникам оказывать платные услуги. Четыре из 17 станций скорой помощи принадлежат федеральным клиникам, развернувшим хозрасчетную деятельность. Это клиническая больница № 122 им. Л. Г. Соколова, Медицинский университет им. И. П. Павлова, ФГУ «Национальный медико-хирургический центр им. Н. И. Пирогова» и «КДЦ с поликлиникой» Управления делами президента. Хотя статья 35 нового федерального закона «О защите здоровья граждан» говорит о том, что «скорая медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».
– Федеральные «скорые» демпингуют на рынке с низкими ценами, – возмущается Лев Авербах, – ведь машины, оборудование и зарплаты у них обеспечены госфинансированием, поэтому они работают на чистую прибыль и отбирают у нас солидный кусок. Чтобы заработать тысячу рублей, нам нужно взять с пациента две тысячи, половина денег расходуется на аренду, медикаменты и зарплату. Чтобы получить такую же прибыль, им нужно оценить свой вызов в ту же тысячу рублей. Мы теряем из-за этого своих основных клиентов.
Сращивание государственных и платных услуг «скорой» коснулось и городских стационаров, осуществляющих платную эвакуацию больных, о чем в том же законе (ст. 80) сказано так: «Транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, предоставляются бесплатно».
Кстати, машины «скорой помощи» появились в приемных отделениях тоже в рамках реформы, когда их перепрофилировали в отделения оказания экстренной помощи.
– Теперь эти «скорые» занимаются платными перевозками пациентов из одной больницы в другую и отнимают наш хлеб, – говорит генеральный директор клиники ЕМС Татьяна Романюк. – Государственный сектор вытесняет частный, не дает ему развернуться. В то время как за рубежом «скорая помощь» вся частная, но ее услуги оплачиваются государством.
Станет ли частная «скорая» доступной для всех
Со следующего года «скорая помощь» будет финансироваться из фонда ОМС, и многие частники тоже поспешили войти в эту систему. Сейчас бюджет оплачивает каждый вызов по цене 1710 рублей. Если врачей сократят, эта цифра станет меньше. Но для специализированных бригад она должна, наоборот, увеличиться.
Но при распределении работ частникам, скорее всего, достанется последний кусок пирога. По крайней мере, Татьяна Романюк (компания ЕМС) не делает ставку на ОМС.
– Поскольку неизвестно, как будет распределяться заказ, мы пока не планируем участвовать в ОМС услугами скорой помощи, но будем оказывать амбулаторно-поликлиническую помощь. Частные скорые в таких условиях смогли бы выполнять лишь те вызовы, которые не сможет выполнить городская служба в пиковые нагрузки. Вот если бы нам предоставили возможность участвовать в тендере на право оказания экстренной помощи населению какого-то конкретного района, тогда бы мы разместили в нем станцию скорой помощи и расширили парк машин…
Например, в Финляндии «скорая помощь» частная и привязана к районам. Но вряд ли на это пойдет администрация города, ведь в каждом районе есть своя муниципальная служба.
А в области ее практически нет. Зато туда готова направить своих специалистов фирма «Корис», у которой 10 хорошо оснащенных машин «скорой помощи».
– Это было бы выгодно и нам, и городу, – надеется Лев Авербах. – В свое время мы предлагали свои услуги в федеральной программе «Помощь на дорогах», по которой планировалось строительство травматологических центров вдоль федеральных трасс. В нее было вложено много денег, но она нигде так и не реализовалась. Хотя мы и сегодня готовы обеспечить «скорой помощью» федеральные дороги, если бы государство это захотело. Конечно, все зависит от тарифов. Поэтому мы собираемся подавать заявку на участие в программе ОМС, а потом посмотрим, насколько нам это нужно.
Более оптимистично смотрит в будущее главный врач клиники МЕDЕМ Алексей Живов:
– В ОМС мы уже вошли, сейчас идет оформление документов, надеемся, что к 2014 году тарифы будут увеличены. Тогда мы в некоторых областях сможем работать на равных с государственными медицинскими учреждениями, которым явно не повредит здоровая конкуренция.
Смогут ли воспользоваться услугами частной «скорой помощи» граждане бесплатно, покажет время. Судя по частным клиникам, которые в прошлом году тоже стремились попасть в ОМС, надежды на это мало. Из всех клиник работают сейчас в государственной системе не более одного процента.

Почему частная «скорая помощь» хочет стать бесплатной
CORIS - крупнейший в Северо-Западном регионе негосударственный медицинский центр оказания экстренной помощи. 18 автомобилей скорой помощи марки FORD TRANSIT, свыше 300 сотрудников, три подстанции в разных районах Санкт-Петербурга. Специализированные бригады скорой помощи: реанимационные, кардиологические, неврологические, педиатрические. Междугородные и международные транспортировки пациентов всеми видами транспорта. Единственный в Санкт-Петербурге круглосуточный травматологический пункт с отделениями ЛОР и офтальмологии.
Скорая помощь «Приоритет»
Автопарк компании насчитывает 8 автомобилей скорой помощи, из них 4 автомобиля, оборудованные по классу реанимации; специализированные реанимационные и педиатрические бригады. Участник проекта «Строительство Cеверо-Западного потока» в Выборге, сотрудничество со швейцарской компанией, участие в проекте строительства нового терминала Пулково, лидер в направлении медбезопасность на строительных объектах, наличие клиники с широким спектром оказываемых услуг.
Нина БАШКИРОВА
На правах рекламы
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом
- Синоптики предупредили о гололеде в Петербурге после "температурных перепадов" 14 марта
- Береговая зона Финского залива почернела после начала работ по сносу «Сестрорецкого курорта»
- Петербуржцы обсуждают новый способ ликвидации свисающих с крыш сосулек
- Впечатляющие очереди в Мурино замороженных горожан в ожидании автобусов