В последнее время трясет так называемые качественные СМИ. А поскольку едва ли не все они оказались на одной, противоположной с властью, стороне в конфликте «Поклонной горы» с «Болотом», то возникает искус назвать эти пусть и неоднородные процессы началом зачистки СМИ по политическим мотивам, а вовсе не «спором хозяйствующих субъектов» - по слогану, памятному еще со времен разгона «уникального журналистского коллектива» на НТВ.
На самом деле, как будет показано ниже, проблема все же в другом, да и не одна тут проблема, а целый пучок.
Нынешним событиям еще полгода назад предшествовали три предупредительных выстрела:
1) увольнение главного редактора журнала «Коммерсант. Власть» Максима Ковальского и одного из руководителей всего издательского дома Андрея Галиева за публикацию фотографии избирательного бюллетеня с думских выборов, снабженного матерной надписью по адресу тогдашнего премьер-министра и столь же издевательским комментарием от редакции: «Правильно заполненный бюллетень, признанный недействительным». Тогда же подал в отставку и генеральный директор ИД «Коммерсант» Демьян Кудрявцев, проработавший затем по соглашению сторон еще несколько месяцев и ушедший в отставку лишь сейчас.
2) Были произведены перестановки в совете директоров «Эха Москвы», который в итоге покинули главный редактор радиостанции Венедиктов и его заместитель Варфоломеев.
3) Возобновились и ужесточились придирки, прежде всего финансовые, к «Новой газете» и главным образом к ее основному акционеру (по существу – спонсору) – миллиардеру из бывших чекистов Лебедеву.
Впрочем, эти однозначно политические акции совпали по времени и с туманным, как всё у него, решением еще одного миллиардера и эксцентричного кандидата в президенты Прохорова снять с главных редакторов «Сноба», мягко говоря, не банальную Машу Гессен. Та, впрочем, тут же трудоустроилась главным редактором в журнал «Вокруг света», откуда ушел (очевидно, в революцию) Сергей Пархоменко. То есть мало-мальски внятная картина не складывалась даже тогда.
Нынче же подобные события происходят чуть ли не ежедневно. Уволили главного редактора «Большого города» Филиппа Дзядко. Строго предупредили, чтобы не заигрывались в политику, руководство журнала «Афиша». Отлучили примерно от половины медийных кормушек Ксению Собчак. Заставили Владимира Познера отказаться от контракта на телеканале «Дождь». Закрыли журнал «Ситизен». Переформатируют с увольнением, правда, на санаторных условиях, всего коллектива редакции, сетевой портал «Опенспейс». Ушел в отставку шеф-редактор «Нью-Таймс» Илья Барабанов. Насмерть рассорился – и тут же навеки помирился – с председателем Следственного комитета главный редактор «Новой газеты».
Причем все перечисленные в этом абзаце имена и названия (кроме СК, понятно) ассоциируются в последнее время – и у широкой публики, и у власти – с «болотной» активностью, что и дает повод заговорить о политической зачистке СМИ.
Правда, только что ушел в отставку и главный редактор плюралистических, но в целом безусловно верноподданных «Известий», отказавшийся вписаться в затеянную владельцем издания структурную перестройку.
И уж вовсе загадочный конфликт разгорелся между новоназначенным министром культуры и многолетним гендиректором откровенно пропутинского НТВ. Первый публично попросил руководство канала воздержаться – хотя бы 22 июня – от показа скандальной (прежде всего скандально слабой) кинокартины «Служу Советскому Союзу», второй мало того, что не выполнил эту просьбу, но и ответил министру издевательским стихотворением собственного сочинения. Теперь по правилам чести, которые у нас несколько упрощенно именуют «пацанскими», министру следовало бы потребовать «голову» гендиректора – и, если ему откажут и в этом, уйти в отставку.
Вернемся, однако, к «болотным» СМИ (назвать их оппозиционными не поворачивается язык, потому что никакой оппозиции у нас нет; недовольство есть, причем, похоже, возрастающее, а вот никакой оппозиции не предвидится). Назвать происходящее зачисткой, конечно, можно – пусть и производится она владельцами соответствующих СМИ, а отнюдь не государством, – но и сбрасывать со счета другие причины тоже было бы неразумно. Владельцы СМИ бывают, разумеется, идиотами, но никогда не бывают сумасбродами. Они ориентируются на прибыль – либо экономическую, либо политическую (включая в последнюю и прибыль репутационную) – и когда не извлекают ее, рано или поздно начинают считать убытки и делать оргвыводы.
При Ковальском «Власть», особенно в последние годы, стала слабее, чем при его предшественнике. «Ситизен» – модный журнал со статьями для высоколобых и симпатичными толстячками-интеллектуалами средних лет на обложке принес миллионные (в долларах) убытки. Политические эскапады в «Большом городе» или в «Афише» выглядят этаким караоке, встроенным в кофемолку или в электробритву, – тут уж или подпевать, или бриться, да и кофе получается с мелким волосом. По сравнению с «Эхом Москвы» образцом толерантности, плюрализма, да и профессионализма, может показаться и радио «Свобода».
Особенно характерна и вместе с тем загадочна история с «Опенспейсом». Посвященный проблемам культуры (правда, имевший и разделы «Общество» и «Медиа»), этот портал всегда был «за всё хорошее против всего плохого». Грубо говоря, за Ходорковского, за меньшинства, за свободный стих и за кураторское искусство. За последние полгода портал резко активизировался в «болотную» сторону и, задрав штаны, пустился вдогонку за креативным комсомолом и на контрольную прогулку вместе с ним… Увы, не помогло…
И разогнал команду – правда, повторяю, весьма щадяще – нынешний владелец. Так что же, он, наверное, действовал по указке властей? Как бы не так. Портал преобразуется в политический – и, предсказуемо, в еще более «болотный», чем был при поэтессе Марии Степановой (бессменный до сих пор главный редактор) и ее – на подхвате – муже. Ведь новым главным редактором становится изгнанный из ИД «Коммерсант» за хулиганскую выходку с избирательным бюллетенем Максим Ковальский!
Согласно легенде, Кант, приведенный учениками в публичный дом, чтобы великий философ наконец познал женщину, вышел от проститутки разочарованным. «Масса бессмысленных суетливых движений», – так по горячим следам охарактеризовал он только что обретенный опыт. Массой бессмысленных суетливых движений – но никак не зачисткой – выглядят (со стороны) и теперешние перестановки в СМИ. Хотя, разумеется, изнутри – в каждом отдельно взятом случае – это выглядит по-иному, да и имеет всегда конкретные, пусть и не всегда разумные причины.
Бизнес-модель независимых СМИ у нас, по сути дела, отсутствует, да и во всем мире с ней как-то не очень. Каждое периодическое издание, каждый сетевой проект, каждый кабельный или нишевой телеканал – это своего рода крепостной театр. Хозяин – барин. «Кто меня ужинает, тот и танцует», – отвечали доступные дамочки времен НЭПа. «Ужинает» наши СМИ в каждом конкретном случае их хозяин. Он их ужинает, он и танцует, хотя иному главному редактору вполне может приглянуться кавалер из-за соседнего столика. И, сильно подвыпив (или войдя в революционный раж), он решится на нарушение ресторанного этикета.
Но и хозяин СМИ – барин только у себя в театре. Он собственник, но его собственность носит лишь условно-частный характер. Его тоже «ужинают» – и точно так же «танцуют». К нему могут в любой момент «прислать доктора» – и он об этом не забывает. А если кое-кто и забыл, то иной раз – в разгар «танца» начинает вспоминать – он паникует, он отыгрывается на крепостном театре (на главном режиссере, на актерах, на реквизите и декорациях), он, строго по Канту, совершает массу бессмысленных суетливых движений, в единую картину никак не складывающихся. Чему, собственно говоря, и посвящена настоящая статья.
ранее:
Почему Дмитрий Медведев не приехал поддержать российскую сборную
Достоин ли роман «Немцы» «Национального бестселлера»
Как скажется на покупателях книг слияние издательств ЭКСМО и АСТ
Какими бывают ленинградские переводчики старшего поколения
«Все эти "Поединки" и "Гражданин Гордон" – предназначены исключительно для идиотов»
«Ехал я как-то в Москву с приятельницей Леной...»
- Петербург в День Победы — самые заметные события праздничного дня
- По случаю чемпионства зенитовские легионеры распевали нецензурные песни, «прославляя» культурную столицу
- Что за санитарная угроза закрыла легендарный МДТ
- «Свершилось!» - у властей наконец-то дошли руки до автовладельцев, скрывающих номера на платных парковках
- Красивейшее историческое здание приходит в упадок на глазах чиновников, отвечающих за охрану памятников
- За окном лето, а городские чиновники не пускают петербуржцев гулять в парки
- Зачем петербургские депутаты раскрывают декларации о доходах, если можно этого не делать
- Петербургские власти «подсели» на белорусскую уборочную технику
- Кто виноват, что строительство новых станций метро в Петербурге «зависает»
- Кто может стать главным худруком БДТ, вместо уволенного Могучего