16+

Можно ли победить пассажирские очереди в Пулково

09/07/2012

Можно ли победить пассажирские очереди в Пулково

Пассажиры жалуются на Пулково. Одни часами стоят в очередях на посадку, другие, напротив, не могут попасть домой после отпуска. Твиттер и блоги завалены возмущенными постами.


               Как улетают

Причина происходящего ясна – рост пассажиропотока в этом году оказался критическим. По оценке службы информации аэропорта Пулково, пассажиропоток в этом году возрос примерно на 25%. Ожидается, что по итогам года он может в сумму превысить 11 млн человек.

«Я к даже не подозревала, что будет такое количество рейсов, как сейчас. Появились авиакомпании, которых раньше не было вообще, – это понятно, аэропорту нужны деньги. Например, мы привлекли такую крупную компанию как Emirates – у них очень большие рейсы, за 4 часа начинается регистрация», – говорит сотрудница Пулкова.

Очереди сейчас стоят не только к кабинкам паспортного контроля, на которые долгое время списывали все неприятности, а везде, где только возможно, рассказывает она: «Очереди начинаются прямо на входе, где проход осуществляется через рамку. Затем – при регистрации, и после – на паспортном контроле. В Пулково-2, например, всего 24 стойки регистрации, они просто не справляются, особенно когда потоки идут на двухэтажные самолеты».

Главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что все меры, которые можно было предпринять для оптимизации обслуживания рейсов и пассажиров внутри существующего терминала Пулково, использованы практически в полной мере.  Окончательно проблема с пропускной способностью Пулкова может быть решена только после окончания строительства нового терминала, говорит он.

Сотрудница Пулкова подтверждает, что никаких глобальных мер предпринять нельзя,  все, что делается сейчас, предельно просто: «Только недавно стали  как-то организовывать очереди: огораживают стойки регистрации тросами, чтобы люди по лабиринту шли, чтобы соблюдали очередь и не толпились. На паспортном контроле специальный человек регулирует потоки в каждое окно, чтобы люди распределялись равномерно. На некоторые рейсы регистрация начинается не за 2, а за 2,5 часа. Но все равно с таким потоком очень трудно справиться».

Дополнительные кабины паспортного контроля (их открытие зависит от Госграницы) ставить уже некуда: «Количество кабинок в аэропорту сейчас максимально возможное, увеличить его нельзя чисто технически».

Есть и некоторые мелкие проблемы, которые также тормозят работу аэропорта: «Например, в Пулково-1 работают новые табло по программе, которая еще только внедряется. Иногда табло выдают неправильную информацию или с опозданием сообщают о задержке, прибытии, отправлении и так далее. Программа еще тестируется и на ее полную установку еще длительное время уйдет. Жалоб на это очень много».

Многие пассажиры опасаются, что из-за очередей не смогут попасть на самолет. Однако, как уверяет Олег Пантелеев, такое вряд ли случится: «Обычно авиакомпании до последнего стараются дождаться пассажира, если он прошел регистрацию. Из-за этого даже рейсы задерживают – ведь в противном случае придется выгрузить багаж пассажира, проверить, что он не оставил ничего на борту – из соображений безопасности».

То есть, если вы опаздываете, вас, скорее всего, начнут искать. «Но не часами, конечно, – сделают 2 – 3 объявления, выгрузят багаж и улетят», – говорит Пантелеев.  Сотрудница аэропорта советует в таком случае опоздания обратиться к любому сотруднику аэропорта: «Если началась посадка, он поможет вам пройти в начало очереди».

Хуже, если вы опаздываете на регистрацию. Можно попробовать пройти в начало очереди, но если регистрация на рейс закрыта, в Пулково-1 есть стойка «Регистрация пассажиров без багажа», рассказывает сотрудник аэропорта. «Там регистрация начинается заранее, а заканчивается немного позже – то есть можно попробовать пройти через нее, даже если вы с багажом».

Универсальное средство от проблем  – просто приходить на регистрацию как можно раньше. Некоторые компании идут навстречу пассажирам и договариваются с аэропортом о длительных сроках регистрации пассажиров: например, у компании  Lufthansa регистрация может быть открыта в течение 12 часов. Обычно так происходит, если у компании несколько рейсов в день –  утренние и вечерние – регистрация открывается на все четыре рейса одновременно.

Как прилетают

Проблемы испытывают и пассажиры, прилетевшие в Петербург. Две недели назад в Пулкове произошла такая неприятная ситуация: пассажиры авиакомпании Tuskish Airlines полтора часа не могли выйти из приземлившегося самолета, а потом еще полчаса ехали до аэропорта. В Пулкове всю вину перекладывали на авиакомпанию, которая не согласовала с аэропортом прилет крупного аэробуса вместо заявленного маленького.

Вполне естественно, поясняет Олег Пантелеев, что для самолета не нашлось ни места, ни техники: «Возможно, аэропорт нужную технику уже распределил по другим рейсам, поэтому нельзя было ожидать, что он в одночасье предпримет меры. Тем более что сейчас высокий сезон, рост максимальный, и больших резервов ни у одного из аэропортов сейчас нет. Ведь для разных самолетов используется не только разная техника, но и разные места парковки».

Однако сотрудники аэропорта рассказывают, что в Пулкове такой случай – не единственный. «Очень много жалоб на то, что люди после прибытия остаются перроне, выйти к выходу на посадку самолет не может, потому что рейсов очень много: нет людей, которые встречали бы этот рейс, загрузчиков не хватает, да и просто не хватает персонала». Однако, по ее мнению, сейчас, пока не построен новый терминал, исправить эту ситуацию невозможно – аэропорт и так работает на пределе возможностей.

Единственным спасением от сегодняшнего хаоса в Пулкове, пожалуй,  могло бы стать сокращение пассажиропотока. Но аэропорт никогда на это не пойдет, говорит Пантелеев – никто не хочет терять деньги и репутацию.

Олег Пантелеев считает, что  нужно немного подождать – строительство терминала решит проблему надолго: «Если верить планам по строительству, терминал проектировался с хорошим запасом. Так что ситуация, какая была в Москве с терминалом Шереметьево-3, не повторится: там терминал строили-строили, и когда построили, он оказался для тесным для Аэрофлота. Потому что реальный прирост уровня перевозок Аэрофлота оказался выше прогнозных характеристик». В Пулкове, полагает эксперт, будет все просчитано.

Со временем, конечно, придется увеличивать и эти площади – но уже за счет расширения. «Если мы посмотрим на опыт других аэропортов, во многих терминалы расширяют, за счет пристроек, потому что создание полноценной терминальной инфраструктуры – это дорогое удовольствие. А сразу строить большие площади  «на вырост» – это значит заморозить инвестиции», – говорит Пантелеев. Хотя и терминалы расширять бесконечно невозможно – есть еще лимиты, связанные с количеством взлетно-посадочных полос. Но для Пулкова, говорит эксперт, такая проблема возникнет не скоро.

Новый терминал Пулково должны построить к концу 2013 года. Тогда все рейсы – и международные, и внутренние – перейдут туда, Пулково-1 закроется на реконструкцию (а после присоединится к терминалу), а в Пулково-2,   вероятно,   оставят  только бизнес-рейсы.                

Анастасия ДМИТРИЕВА











Lentainform