18+

Итальянские полицейские — о том, как в Европе разгоняют митинги

12/07/2012

В последние годы у россиян накопилось много претензий к правоохранительным органам. Поэтому власть предприняла их реформу. Милицию переименовали в полицию на западный манер. И еще много чего пытаются ввести по примеру заграницы. Недавно президент Путин, подписывая закон о драконовских штрафах за несанкционированные митинги, тоже ссылался на европейский опыт — дескать, там наказывают за участие в них еще строже.

                Правда ли это, и как вообще работается полицейским в Европе? Корреспондент «МК» в Питере» пообщалась с двумя сотрудниками полиции Рима Энцо и Мартиной, которые недавно приезжали в Петербург как туристы. Они рассказали не только о своей работе, но и дали несколько советов петербуржцам, которые собираются посетить Италию.

Безопасный город

— Каков уровень преступности в Риме?
Энцо: — Сейчас наблюдается некоторый ее рост. Решение проблемы упирается в финансы. В последние два года зарплата полицейских районных отделов была заморожена, за что правительство нещадно критикуют по всей Италии потому, что в некоторых регионах страны местная полиция, много работая сверхурочно, не получает за это ничего.

Мартина: — Год назад был случай: итальянский парень после словесной перепалки с румынкой ударил ее. Та впала в кому и через некоторое время умерла. Эта новость долго была основной на всех телеканалах, потому что такое происшествие нетипично для Рима. Наш город имеет репутацию безопасного. Вы можете без страха совершать ночные прогулки по историческому центру потому, что он хорошо контролируется полицией. Опасность, что у тебя порежут сумку и украдут кошелек, невелика. В основном это случается в местах скопления туристов и в общественном транспорте, особенно на станциях метро в центре города.

Энцо: —
Разве что в последнее время стало больше ночных ограблений квартир и домов, причем в присутствии спящих хозяев. Недавно так ограбили дом моей матери. 80 процентов подобных преступлений совершают иммигранты. Прежде всего цыгане, которые кочуют из города в город.

Симптомы кризиса

— Говорят, Италия стоит на пороге второй фазы кризиса...
Мартина: — Ситуация серьезная. Мэр Рима уже предупредил нас, что, возможно, с ноября возникнут перебои с выплатой зарплаты. Если наступит вторая фаза кризиса, правительство Италии собирается увеличить инвестиции в развитие промышленных предприятий за счет сокращения госслужащих. Хотя лично я не думаю, что все эти увольнения смогут сильно пополнить бюджет. Сейчас в Италии идет полемика по поводу внесения изменений в статью 18 Трудового кодекса, которая не позволяет работодателю увольнять работника без веских на то причин. Эта статья была завоеванием профсоюзов в середине 60-х годов ХХ века. Если изменения будут внесены в пользу работодателя, мы сделаем огромный шаг назад.

— Количество полицейских на сегодняшний день достаточно?
Энцо: — У нас большая текучка кадров. А кризис не позволяет принимать на работу в полицию новых сотрудников. Поэтому приходится работать за себя и за того парня. Нельзя сказать, что сверхурочные нам не оплачивают совсем. Сейчас лето, и в Риме много крупных культурных событий, плюс народ все чаще собирается на манифестации. Охрану правопорядка во время их проведения нам оплачивают из специальных фондов. Проблема только в том, что сейчас власти предпочитают обходиться меньшим количеством полицейских, карабинеров, регулировщиков дорожного движения. В противном случае они не смогут заплатить всем.

Закон суров, но он... не применяется

— Всегда ли граждане подчиняются требованиям полицейских?
Энцо: — Нет, конечно. Самый распространенный случай: полицейский просит убрать неправильно припаркованную машину. И тут начинается: «Я только отойду на 5 минут и сразу вернусь. Вместо того чтобы расследовать серьезные преступления, вы привязываетесь к моей машине. Вам что, заняться больше нечем?» И все в таком духе.

Мартина: —
Мне нередко приходится останавливать машины для проверки документов. Иногда водители не подчиняются требованию и проносятся мимо. В основном они пытаются скрыться из-за отсутствия страховки на автомобиль. Ведь в Италии за езду без нее можно заплатить штраф в 800 евро и лишиться машины на некоторый срок. Приходится таких преследовать.

Энцо: — Бывают, конечно, случаи посерьезнее. Во время манифестаций, когда полиция перекрывает дорогу, толпа пытается прорвать оцепление.

— Используются ли в Италии во время разгона несанкционированных митингов спецсредства?
Мартина: — У нас применяются дубинки и очень часто слезоточивый газ. Иногда — водометы.

— Недавно в России ввели закон, увеличивающий штрафы за участие в несанкционированных митингах до 300 000 рублей. Президент Путин заявил, что в европейских странах действуют аналогичные законы. Какое наказание предусмотрено за это в Италии?
Энцо: — У нас такой закон был принят еще в 1930 году. Он предусматривает наказание любого гражданина, участвующего в подобном митинге, лишением свободы сроком до 1 года. Получается, что наш закон более суров, но он почти не применяется. На практике задержанный обычно остается под арестом не более суток. Недавно в Риме во время манифестации на площади Сан-Джованни были стычки протестующих с полицией. Из 30 тысяч участников арестовали только 10–12 человек, за то, что они нападали на полицейских. В Италии, как правило, задерживают лишь тех, кто ведет себя агрессивно.

— Какие санкции применяются в отношении гражданина, оскорбившего или даже напавшего на полицейского?
Мартина: — За преступление, совершенное против полицейского, предполагается срок, в два-три раза превышающий тот, который дается за такое же преступление против обычного гражданина.

— А если преступление совершил полицейский?..
Энцо: — В данном случае служба в полиции — отягчающее обстоятельство. Прежде всего, полицейского уволят с работы, а затем он получит срок в два-три раза больший, чем тот, который получил бы обычный гражданин.

Носите с собой паспорта!

— Имеет ли право полицейский остановить на улице любого прохожего для проверки его документов?
Мартина: — Имеет. Желательно, чтобы каждый — как итальянец, так и турист — всегда имел при себе документ, удостоверяющий его личность. Особенно это касается неграждан Евросоюза. За отсутствие документов не полагается платить штраф, но процедура идентификации личности может занять много времени. Римлянин просто назовет свое имя и адрес, его пробьют по базе данных, и отпустят. А вот иностранца могут препроводить в ближайшее отделение полиции для выяснения личности, и быстро он оттуда не выйдет.

— Обслуживающий персонал гостиниц нередко советует туристам носить с собой не паспорт (чтобы тот, не дай бог, не украли), а его ксерокопию.
Энцо: — Лучше все-таки иметь паспорт потому, что полицейский может не согласиться принять ксерокопию. И тогда турист рискует надолго задержаться в полиции. Можно, конечно, договориться привезти документы из гостиницы, но только, если она находится совсем недалеко. И особенно важно иметь при себе паспорт, если турист берет машину напрокат. Протокол о любом ДТП рассматривается только при наличии документов, а не их копий. Если турист путешествует на своей машине и ему выписали штраф, он должен оплатить его на месте наличными. Иначе полицейский заберет его паспорт.

Мафия бессмертна

— Много ли преступлений совершается в Италии против иммигрантов?
Энцо: — К сожалению, время от времени такое случается. В основном преступления на этнической почве — дело рук правых группировок. Однако в сравнении с жителями других европейских стран — например, с немцами или французами — итальянцы очень толерантны. Думаю, это связано с нашей историей. Италия, как единое государство, существует с 1861 года. У нас до сих пор достаточно велики противоречия между регионами, особенно между севером и югом. Некоторые северяне скорее предпочтут иметь дело с иммигрантами, чем со своими южанами.

— Кто совершает больше преступлений: итальянцы или иммигранты?
Мартина: — Мелкие преступления — кражи, ограбления домов — совершают в основном иммигранты. Тяжкие преступления по большей части на совести итальянцев. Прежде всего это касается оргпреступности, мафии. Например, транспортировкой наркотиков занимаются латиноамериканцы. Но руководят ими итальянцы.

— По-вашему, мафию невозможно победить?
Энцо: — Мафия зародилась на Сицилии в 1800 году и сначала боролась против государства, потом подменяла собой государство, а теперь срослась с ним, точнее, с его верхушкой. Мафиозные структуры обеспечивают на выборах голоса политикам, поэтому всегда будут покрываться ими. С мафией очень сложно бороться, и трудно сказать, сможем ли мы ее когда-нибудь победить.

— Какое впечатление произвели на вас русские полицейские? Прибегали ли вы к их помощи?
Энцо: — Перед отъездом из Рима в Петербург мой сосед настоятельно советовал мне не иметь дело с вашей полицией. Четыре года назад он с друзьями приехал в Петербург. Как это принято в Италии, они подошли и спросили у одного полицейского, где находится нужный им музей? Тот в свою очередь попросил, чтобы они предъявили паспорта, а затем забрал их. Чтобы вернуть документы, он потребовал с каждого по 400 евро. Поэтому мы хорошо подготовились к поездке — так, чтобы не подходить к вашим полицейским и ни о чем их не спрашивать.                   

Беседовала и переводила Ирина ЧЕРТИНОВА