18+

Может ли крымская трагедия повториться в Петербурге

17/07/2012

Затопление Крымска заставило всех говорить о дождях и водохранилищах. Обыватели поделились на две партии: те, кто считает, что наводнение в Крымске стало следствием внепланового сброса воды из какого-нибудь искусственного водоема. И те, кто вслед за чиновниками говорит, что во всем виноваты только ливни. Online812 спросил петербургских специалистов – что случилось в Краснодарском крае и что может произойти в Петербурге.

                 Владимир БУХАРЦЕВ, заведующий отделением гидротехнических сооружений кафедры гидротехнического строительства СпбГТУ:

- Какие выводы уже надо делать из краснодарской катастрофы?
Людей погубило неквалифицированное обслуживание водохранилищ и, конечно, природа, которая преподносит сюрпризы – то происходят эксцессы вроде засухи два года назад, то паводки. Понятно, что в зонах риска должна быть система оповещения. На Саяно-Шушенской ГЭС она была. Правда, не сработала.

- Уже все пришли к убеждению, что Неберджаевское водохранилище – особо ни при чем. Согласны с этим?
– Если бы в свое время при проектировании водохранилища был поставлен вопрос, для чего оно нужно, и на него дали бы ответ: для спасения от наводнений, – последствия были бы не такие катастрофичные. В России есть гидроузел на реке Зея в Амурской области. Там муссонный климат. Нам, европейцам такое и не снилось: в течение часа выпадает полугодовая норма осадков: настоящая стена воды, и если ты попал в такую ситуацию, лучше стоять на месте, не отрывая ноги от асфальта… Вода поднимается на 6 – 9 метров. Так вот, целью создания гидроузла как раз и было спасение от наводнений. И теперь, при правильной эксплуатации, там нет никаких проблем. Так же все должны были организовать и в Краснодарском крае. Но если это даже в СССР не сделали, что уж говорить про современность… Так что это водохранилище делали не для защиты от наводнений, а для разведения рыбы или для ирригации.


Может ли крымская трагедия повториться в Петербурге

На карте бассейн рек Неберджан, Баканка, Богабо.  Площадь бассейна – 280 кв. км (площадь Неберджаевского водохранилища – 0,75 кв. км). По подсчетам ряда экспертов, при 300 мм выпавших осадков это составит 84 млн кубометров воды. И вся эта масса прошла через «фронт» Крымска шириной 5 – 6 км.

- Странно, что наводнение 2002 года на Кубани никого ничему не научило.
– Да, за 10 лет никакие шаги не предприняты, даже схема оповещения не была отстроена. В Петербурге вот есть репродукторы, а там не было. В Америке в 1976 году произошла схожая авария: размыло грунтовую плотину Тетон. Представляете, что происходит с городом, когда рушится плотина высотой 100 метров и вся волна идет вниз? Так вот, не погиб ни один мирный житель – всех вовремя эвакуировали. Утонули три спасателя… А ведь это была катастрофа похлеще кубанской. Там в первый день вода затопила четырехэтажные дома до уровня крыш.

- Попутно выяснилось, что на Кубани плотины грунтовые и что их вообще могло размыть потоками воды.
– В России таких плотин довольно много. Плотины из галечника строят по всему миру. Самая высокая, например, 300 метров – это как наша телебашня. Но крупные гидротехнические сооружения, ГЭС, строят, конечно, не из грунта. И рассчитывают их на такую модель паводка, которая случается раз в 1000 и раз в 10 тысяч лет. Например, ГЭС на Енисее рассчитали в зависимости от расхода воды в 13 300 кубометров в секунду, это в пять раз мощнее, чем Нева.

Теперь следует озаботиться строительством в крае специальных гидротехнических сооружений для защиты от паводков. Гидрологи должны рассчитать объем паводка, власти – сформулировать задачу, конструкторы, например, наш «Ленгидропроект» – сформировать новый гидроузел. Даже если для него придется ликвидировать один-два поселка. Экономический и экологический ущерб при таком строительстве обычно подсчитывается очень тщательно.

Александр АЛЬХИМЕНКО, декан инженерно-строительного факультета СпбГПУ:

- В Петербурге при каких-нибудь условиях возможно что-то напоминающее Крымск?
 - Петербургу не угрожает опасность, подобная краснодарской, потому что нас всех надежно защищает дамба, т.е КЗС. Она регулирует все потоки и со стороны моря, и со стороны суши. Мы вчера как раз закончили экспертизу по району намыва Лисий Нос – Сестрорецк и четко заявляем: при наводнении и закрытии затворов КЗС будет повышение уровня не более чем на 40 сантиметров. Курортному району также бояться нечего. Длина дамбы – 26 километров, это довольно много. Увеличивается течение, поднимается и волна, но она будет распределяться по всей площади волнореза.

Но это если речь идет о нагонной волне. Что касается дождевых паводков, то они в Петербурге маловероятны, ибо за 200 лет регулярных гидрометеорологических наблюдений мы их ни разу не зафиксировали. Были сильные дожди. Иногда бывало, что канализация не справлялась. Но сейчас справляется.

- Вы верите, что в Крымске все случилось из-за дождей?
– В принципе не могу представить, чтобы дождь вызвал такую волну. Заметьте: никто из старожилов не припомнил ничего подобного. И посмотрите на тамошние дома. Хоть они и с соломенными крышами, а некоторые явно простояли там по сто лет. Если бы была хотя бы минимальная возможность такого ливня, хотя бы раз в 1000 лет, там были бы совсем другие дома, и они иначе были бы расположены.

Так что там явно что-то произошло, хотя вряд ли на Неберджаевском водохранилище. Оно-то сработало как демпфер – взяло на себя определенную часть воды. Больше я ничего сказать не могу. Вот если меня призовут в качестве эксперта разбирать причины трагедии, как призывали раньше, тогда я выдам свое заключение. Через несколько месяцев.

- А что теперь делать?
– Сейчас уже очевидно, что климат меняется, а значит, надо больше уделять внимания строительству гидротехнических сооружений. Выстроить в опасных регионах свою систему дамб, которая препятствовала бы таким страшным паводкам. Но к нашим предложениям не прислушиваются.                     

Нина АСТАФЬЕВА