18+

Что можно найти на дне петербургских рек

18/07/2012

Петербуржцам, часто бывающим в центре города, наверняка бросился в глаза железный монстр, поселившийся на Фонтанке. Он медленно передвигается от моста к мосту и сейчас обосновался за улицей Ломоносова. Это «Ленводхоз» чистит дно реки. О том, какие находки встречаются в питерских глубинах, рассказал начальник производственного отдела Александр Яковлев.

                 Деньги из грязи

Городские реки и каналы чистятся по плану. Каждый участок проходят примерно раз в пять-семь лет. За это время дно может подняться на десятки сантиметров. Так быстро намывается ил. Объема добавляет и песок, которым зимой посыпают дороги, а весной его смывает дождями в воду. И конечно, бытовой мусор, тоннами оседающий в реках и каналах.

— За год мы собираем и вывозим на полигон более полутора тысяч кубометров мусора, собранного в городских водоемах, — отметил Александр Яковлев.

Самые грязные реки те, что текут в центре города и на своем пути делают несколько изгибов. В них больше всего отходов, выкинутых людьми. А вот в Обводном скапливается ил, местами его слой достигает одного метра. Его течением приносит из Ладоги. Оттуда же каждую весну в город плывет камыш. Фонтанка в этом смысле гораздо чище. В ней уровень грязи между чистками поднимается лишь на 30–50 сантиметров.

— На поверхности воды главный мусор — это пустые банки, бутылки, пакеты, обертки. В праздничные дни количество грязи увеличивается на порядок, и нам приходится вызывать на работу дополнительные бригады, — говорит Яковлев.

А на дне городских рек залежи металла — трубы, проволока, куски жести, детали непонятного происхождения. На днях рабочие извлекли из воды корабельный якорь.

— Часто попадаются крышки канализационных люков, звенья ограждений набережных и гранитные плитки облицовки, бывают дорожные знаки, попадались таблички с названиями мостов, причем еще старинные, века девятнадцатого, — рассказал Александр Яковлев.

Чем ближе к центру города, тем плотнее дно усеяно монетками. Причем традиция бросать денежки в воду, чтобы вернуться в понравившееся место, явно бытовала в Петербурге и в старину. Рабочим очень часто попадаются монеты, которым больше ста лет. А современные рубли и копейки, если задаться целью, можно собирать целыми трехлитровыми банками. Но это слишком грязное дело.

Иногда чистильщикам, правда, достаются и целые кошельки. Но денег в них обычно нет. Всю наличность забрали карманники, а улики выбросили в воду.

Автомобильные двигатели ползают по Фонтанке

Очистку дна производят тремя способами. Основной — с помощью земснаряда: агрегат, перемещаясь по акватории, вычерпывает котлами донные отложения. Именно такую машину горожане сейчас могут видеть на Фонтанке (до этого она проходила по реке в 2003 году). Подобные работы проводятся в данный момент и на Обводном канале.

— Но по дну питерских рек и каналов проложено немало коммуникаций — газовые трубы, кабели связи и электроэнергии. Ковши земснаряда их могут повредить, — объясняет начальник производственного отдела «Ленводхоза». — Поэтому вблизи таких мест используются размывочные комплексы, которые напором воды сметают ил в безопасное место. Плюс работают водолазы, они расчищают дно непосредственно над коммуникациями, а также поднимают с глубины крупногабаритный мусор.

На расчищаемом участке Фонтанки уловом «Ленводхоза» в этом году стали сразу два автомобильных двигателя. Как они попали в воду — загадка. Поблизости нет автомастерских. Это вдоль берегов речки Красненькой масса транспортных предприятий, и там рабочие не удивляются залежам покрышек и машинных внутренностей.

— Видимо, эти двигатели в Фонтанку «приплыли», — шутит Александр Яковлев. — Другого объяснения я не вижу. Потихоньку перекатывались течением, тянулись.

Таким же удивительным образом по Фонтанке плавают багры и топоры. Но эти хоть понятно откуда берутся. Вероятнее всего, падают с прогулочных корабликов.

Сплав на шкафах

Если не чистить городские реки, то начнется естественный процесс заболачивания. У берегов разрастутся водоросли (их «Ленводхоз» систематически скашивает), а протоки обмелеют. Сейчас регламентированная глубина той же Фонтанки — 2,7 метра. До этого уровня рабочие и расчищают дно. Во что могут превратиться небольшие городские речушки, петербуржцы узнали, едва начав осваивать эту местность. В 1735 году императрица Анна Иоанновна высочайшим повелением запретила сбрасывать мусор в Мойку, дабы не превращать ее в сточную канаву. Тогда же река была впервые показательно вычищена.

Работники земснарядов и аквалангисты ни разу не рассказывали своим начальникам о ценных находках на дне. Встречались снаряды времен блокады. Периодически по рекам плывут предметы мебели — столы, шкафы. На них экстремальные горожане и жители области сплавляются вниз по течению. Добравшись до конечной точки своего маршрута, они отправляют «судно» в свободное плавание. Однажды в воде был обнаружен холодильник «Розенлев» (причем в рабочем состоянии!). На подобные находки были богаты 1990-е. Тогда Петербург больше всего похож был на Венецию, где до сих пор популярно отправлять старые вещи в каналы прямо из окон.

Несмотря на все эти подводные сюрпризы, Фонтанка остается довольно чистой и прозрачной рекой. Видимость в ней, по оценкам дайверов, составляет до трех метров.

— Благодаря нашей работе реки в Питере не такие грязные, как в Европе, — уверен Яковлев. — И уж точно они не пахнут так, как каналы Амстердама.

Водоплавающие бабочки

Железного монстра, раскинувшего свои «щупальца» по Фонтанке, отличает одна трогательная деталь. На его корпусе поселилась гигантская бабочка. Все-таки ничто человеческое рабочим не чуждо. Это украшение, конечно, не входило в заводскую комплектацию земснаряда. Бабочка — улов рабочих во время их вахты на реке Смоленке. Несколько лет назад чистили ее дно, и однажды к агрегату подплыла эта деревянная бабочка. Скорее всего, прежде она украшала детскую площадку. Ее выловили, обсушили и оставили жить на земснаряде.

Что вылавливают в других городах

Москва

В белокаменной так туго с парковками, что зимой горожане с удовольствием паркуются прямо на льду рек и прудов, если только находят к ним удобный подъезд. Неудивительно, что на дне московских водоемов дайверы находят десятки машин. А еще там находили унитазы, газовые плиты, пушечные ядра.

Амстердам

По амстердамской шутке, их каналы на половину состоят из воды и еще на половину из велосипедов. Тысячи этих средств передвижения покоятся под водой. Периодически двухколесных достают и отправляют на свалки. Но их место тут же занимают новые «утопленники». А все дело в том, что в столице Нидерландов не принято ездить на велосипеде дольше двух-трех лет.

Лондон

На Темзе очень хорошо заметны приливы и отливы. Когда вода отступает, обнажаются берега, заваленные мусором. Периодически местные волонтеры выходят на их уборку. По их наблюдениям, среди прочего хлама в Темзу очень часто сбрасывают украденные в супермаркетах тележки, а также оружие.

Дели

Главный город Индии стоит на берегу реки Ямуна, притока великого Ганга. По ней плывет и в ней же тонет все, что только можно представить. Но самое жуткое — это мертвецы. Таков уж индийский обряд погребения. Они отправляют трупы в плавание. Тела тонут, потом всплывают и снова тонут, пока их не съедают местные крокодилы и прочие не брезгливые обитатели мутных вод.

Джакарта

Река Цитарум, протекающая по острову Ява и питающая столицу Индонезии, считается самой грязной рекой в мире. Местами воды не видно под слоем мусора. Вся рыба в этой реке давно погибла. А бывшие рыбаки переквалифицировались в мусорщиков. Они вылавливают из воды то, что можно сдать за деньги — пластик, резину. Но мусора от этого не становится меньше. На дне скопился слой в несколько метров. Да и на поверхности он такой плотный, что даже металл и стекло не тонут, поддерживаемые пластиком.                     

Елена МИХИНА, фото автора