16+

Должны ли пассажиры радоваться подаркам авиакомпаний

18/07/2012

Должны ли пассажиры радоваться подаркам авиакомпаний

Авиакомпании давно завлекают пассажиров разными бонусами. Сейчас почти каждая предлагает активным клиентам бесплатный полет. Схема понятна. Вы летаете рейсами одной авиакомпании и зарабатываете на этих полетах баллы/мили. Накопив определенное количество, их можно обменять на премиальный бесплатный авиабилет! Тяга к дорогостоящему подарку превращает пассажира в психологического заложника одной и той же авиакомпании. А на деле копить мили выгодно не всем.


              Наскрести на билет

Схема действий у большинства авиакомпаний одна и та же. Вы регистрируетесь в программе лояльности и начинаете считать мили (баллы, очки, бонусы — называться эти единицы могут по-разному). Заработав их достаточное количество, можно приобрести премиальный билет, или повысить класс обслуживания (например, с «эконома» на «бизнес»), или получить в авиакомпании «золотой статус» (обеспечивающий дополнительный комфорт в дороге). Также накопленные баллы можно обменять, например, на бронирование отеля или прокат авто у компаний-партнеров.

Крупные российские авиаперевозчики даже засчитывают баллы, полученные за полеты на самолетах зарубежных авиакомпаний-партнеров, таких, как AirBerlin, AmericanAirlines, Finnair и другие.

— Я вступила в бонусную программу одной авиакомпании и тут же стала покупать билеты только у них. Даже если по ценам они выходили чуть дороже, чем у других, — рассказывает петербурженка Елена Наумова. — В итоге на бесплатный билет в город Омск накопила спустя шесть лет! Причем только в одну сторону… Потом посчитала и выяснила, что, если бы выбирала билеты, ориентируясь на цены, а не на свою «бонусную» авиакомпанию, я бы столько же сэкономила.

Программа лояльности выгодна часто летающим пассажирам. Например, в «Аэрофлоте» за перелет  Петербург — Омск начисляются примерно 1000 миль. А на премиальный билет в этом же направлении надо накопить примерно 22 тысячи миль. Выходит, бесплатным будет каждый 22-й полет. Впрочем, накопленное можно потратить и на другие, не такие дальние, рейсы. Например, на билет Петербург — Москва надо набрать примерно 15 000 миль. Количество набранных миль обычно зависит от дальности и цены перелета: чем дальше и дороже — тем больше «очков» в копилку.

«Я летала 2–3 раза в год по одному направлению, Москва — Волгоград — Москва, и на бесплатный билет копила ровно 4 года. Если тариф полный, то начисляли по тысяче миль за отрезок. Если какой-нибуль скидочный, то по 500 миль», — делится опытом пользователь shahr wrote в «Живом журнале».

Обычно у авиакомпаний есть онлайн-калькулятор миль, поэтому внимательный пассажир может заранее просчитать, сколько времени и денег стоит его будущее авиавознаграждение.  

Облапошивают даже «золотых»

Часто летающим пассажирам действительно важно участвовать в программе лояльности. И не только ради премиальных билетов. Набирая большое количество баллов, они получают «золотой статус» («серебряный», «платиновый» и прочие). Это дает дополнительный комфорт при перелетах — например, приоритетную регистрацию на рейс, дополнительное место багажа, доступ в бизнес-залы ожидания в российских и зарубежных аэропортах и так далее. Казалось бы, авиакомпании должны дорожить такими клиентами. Однако все чаще пассажиры, имеющие статус и привилегии, жалуются на то, что у них… воруют накопленные мили! Недавно «жертвой лояльности» стал известный дистрибьютор, продюсер, президент «Кино без границ» Сэм Клебанов. «Золотостатусный» пассажир заявляет, что у него умыкнули больше чем 20 тысяч миль, хотя он следовал всем предписанным правилам.

— Когда я бронировал билеты на сайте, то указывал номер своей бонусной карты, — рассказал «МК» в Питере» Сэм Клебанов. — В аэропорту при регистрации еще раз предоставлял этот номер.  По странным правилам авиакомпании, если ты летишь рейсами ее партнеров, то  нужно дополнительно прислать им в офис корешки посадочных талонов! Конечно, в наше время это дикость, почему бы не начислять мили автоматически? Однако я, следуя инструкциям, отправил курьером оригиналы посадочных талонов. А через три месяца в авиакомпании мне заявили, что ничего не получили. Уловка в том, что, если не начислить мили в течение трех месяцев, все по тем же хитрым правилам, они сгорают. И разговор становится бессмысленным.

Клебанов — далеко не первый, кто лишился бережно накопленных миль. Путешественник Александр Лапшин, который ведет популярный блог под ником puerrtto, тоже  пострадал.

«Отправлял оригиналы посадочных талонов — так они канули в лету, -  пишет Александр в своем блоге. — А налетал я немало. Дважды отправлял посадочные — оба раза заказными письмами, и оба раза авиакомпания их получила. Но в первый раз даже не отреагировала, а во-второй мне сказали, что на посадочном талоне не указано название авиакомпании, а только ее код IATA. Какой-то абсурд».
Может, такие правила придуманы нарочно, чтобы иметь возможность аннулировать кем-то кропотливо собранные мили?

Впрочем, позитивный опыт накопления миль тоже существует. Пассажир должен внимательно изучить принципы каждой авиакомпании. У накопленных миль есть свой срок годности. Но большинство авиакомпаний все-таки стараются продлевать их действие, если клиент все делает по правилам.

Как накручивали мили

В последнее время в охоте за верностью клиентов большинство авиакомпаний скооперировались с банками. Пассажирам предлагают копить мили быстрее, открывая кредитные или дебетовые карты у банков-партнеров. Приманка щедрая. Например, за открытие обычной кредитной карты в одной авиакомпании  начисляют 2500 приветственных миль, в другой — 1000 миль. За каждую покупку, совершаемую этой картой, клиенту дарят мили. Обычно 1 миля равна примерно 30 рублям.

— Я был клиентом другого банка, но все-таки открыл кредитку, с которой можно собирать мили. Делал покупки по ней в магазинах, но быстро понял, что так мало капает: с 5000 рублей  всего 160 миль, — рассказывает Андрей Толстов. — Но когда купил машину, получил сразу 30 тысяч миль. И обменял  их на билет в Таиланд бизнес-классом.

Но машина — все-таки редкая покупка. Далеко не каждый россиянин тратит в год на это по 500–900 тысяч рублей.

Раньше предприимчивые пассажиры умели накручивать мили, однако сегодня эта схема не работает.

«Существовали способы легально увеличить оборот по карте. Скажем, до лета 2011 года все знали, как прокручивать 300–450 тысяч рублей в месяц, — пишет пользователь antoha77. — В течение 6 месяцев два через два дня я получал в одном банкомате 30 тысяч рублей, в другом, через 300 метров, снова их клал на счет. Итог — 90 тысяч миль Lufthansa («Люфтганза») за полгода, легально. Я полетел на Кипр за 30 тысяч миль, жена — бизнес-классом за 60 тысяч миль».

Условно бесплатно

Стоит также помнить, что премиальный билет — условно бесплатный. В большинстве авиакомпаний пассажир не может обменять на мили сумму топливного сбора. Ее придется заплатить реальными деньгами. Конечно, обычно по сравнению со стоимостью билета это ничтожная цена. Однако бывают и исключения.

«В «Эль Але» (EL AL) за 5 полетов в Европу получил один бонусный билет. Только должен был заплатить 200 долларов за топливный сбор, — пишет пассажир под ником il7777. — В общем, мне бесплатный билет стоил 200 долларов вместо 500»

Вывод очевиден — бонусные программы эффективны, если клиент не мечется между конкурентами, ориентируясь на цену билета, а верен только одной авиакомпании. Поэтому она и вознаграждает пассажира за лояльность. Можно  участвовать в премиальных программах сразу нескольких авиакомпаний, но в этом случае процесс получения подарков будет идти медленно и может растянуться на годы. Главное, помнить обо всех нюансах: сроках действия миль, принципах их накопления и обмена, — и не попадать впросак.

Отзывы пользователей:

zlu 4ka:
«Мы в основном летаем «Катар Эйрвэйз»,  мили  накапливаются не только за полеты, но и за покупки по кредитке. «Катарцы» по-щедрому начисляют. В прошлом году муж в Америку летал «бизнес-классом», так нам начислили миль на полет на двоих в Германию! Еще и осталось».

@ @ @

donz ru: «Не ленюсь заводить себе аккаунт в каждой авиакомпании. Пока ничего не набрал ни в одной из них. Перелеты редкие. При моей частоте перелетов тратить время на расследования нет. Что дадут — то дадут. Qatar Airways мне бесплатно дали «Серебряный статус». Emirates дали бесплатно полетать в «бизнес-классе». Так что мой девиз в этом вопросе такой: «Потратить пять минут — да. Потратить час — нет».

@ @ @

uncle becher: «Надо вписываться во все программы по умолчанию, благо бесплатно! У меня есть карта S7, я сумел ими налетать 40 сегментов за год и за это получил «золотой статус». Это дает «бизнес-зал» при покупке «эконом» билета, 30 килограмм багажа и множитель 1,5 к накапливаемым статусным милям».

@ @ @

dust:
«У моей мамы 9000 миль в одной российской авиакомпании, она несколько раз летала, но уже давно, мили вот-вот должны были сгореть. На билет не хватило. Так мы оплатили этими бонусами 1 ночь в очень удобном отеле в Маниле в январе. Экономия = 60 баксов»

@ @ @

outstrip: «Eсли летаешь самым дешевым способом и за свои деньги (без командировок), то  мили  довольно тяжко  накопить»

Совет

— При покупке билета  всегда вносите  номер участника бонусной программы.

— Предъявляйте карту участника бонусной программы в аэропортах на стойках регистрации (если еще не пришла постоянная карта, распечатайте временную).                   

Эвелина БАРСЕГЯН

Хотите шумной компанией отправиться отдыхать? Выбрали место и время, осталось только купить авиабилеты на чартерный рейс? Найти все чартерные рейсы из Москвы вы можете на clickavia.ru.











Lentainform