16+

Почему Петербург не пользуется популярностью у яхтсменов

24/07/2012

Почему Петербург не пользуется популярностью у яхтсменов

Петербург посетили первые иностранные парусники, сумевшие пересечь российскую водную границу по новым «Правилам плавания иностранных судов по внутренним водным путям России». Поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта были приняты год назад.


             До этого закон разрешал иностранным парусникам пребывать в России только в пределах пункта пропуска – он в Петербурге находится на Морском вокзале.

То есть о том, чтобы полюбоваться решеткой Летнего сада с борта яхты, не говоря уж о том, чтобы дойти под парусами до Москвы не могло быть и речи. Для этого требовалось специальное разрешение правительства РФ и согласование министерств, в том числе МИДа, ФСБ, Минобороны и Министерства сельского хозяйства. Процедура занимала не менее 3 месяцев.

Считалось, что смягчение правил для иностранных судов будет способствовать развитию водного туризма и парусного спорта в России, а также подстегнет в РФ развитие малого и среднего бизнеса – должен же кто-то создавать инфраструктуру по пути прохождения парусников. От сложной процедуры избавили иностранные спортивные и прогулочные яхты вместимостью 18 и менее человек. Для коммерческих судов тоже сделали послабление: они будут заходить на российские реки в порядке двухсторонних соглашений об открытии ВВП (внутренних водных путей). Иными словами: в российские реки будут пускать только те яхты, которые ходят под флагами стран, куда могут беспрепятственно войти и российские суда тоже.

Хотя поправки в Кодекс водного транспорта были приняты еще в прошлом году, перечень речных портов, куда могут заходить иностранные парусники, был готов только в конце этого мая. Министерство транспорта рассудило, что в этом году большого притока яхтсменов не будет, и не ошиблось. Если не считать участников регаты «Adventure Race 80 degrees» («Восьмидесятая параллель»), визит в Петербург осуществило пока только одно судно. Это яхта Delphia из Сьерра-Леоне, которая несколько дней прибыла в Петербург, потом прошла по Ладожскому озеру до Приозерска и взяла курс на Валаам.

А в регате участвовали 7 иностранных и 2 российские яхты. Первый этап регаты: Петербург – Шлиссельбург – Коневец – Валаам – Кижи – Соловки – Архангельск – закончился 14 июля. Второй этап начался 15 июля: из Архангельска яхты пойдут в Мурманск. Если все пройдет благополучно, российские реки получат пиар, и в будущем году яхтсменов-туристов может быть больше.

«Закон был первым шагом, вторым должно стать развитие инфраструктуры, – говорит директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева. – Даже средней руки бизнесмен не пойдет на яхте в Петербург, поскольку знает, что тут у нас трудности и с заправками, и с получением пресной воды, и с зарядкой аккумуляторов, для которых требуется источник электроэнергии прямо в акватории. Вот когда средний бизнес откликнется на будущий спрос и все это построит, яхты будут приходить в Петербург в больших количествах».

Что именно должно появиться в Петербурге для нужд яхтсмена, Online812 рассказал председатель петербургского парусного союза Владимир Логинов.

– Нормальные яхтсмены свои походы планируют за год. Но бывают и неожиданные корректировки маршрутов. Недавно в гости пришли 20 финских яхт, хотя поначалу планировалось, что придут только семь. Но остальные 13, которые собирались идти в Эстонию, вдруг передумали и направились в Россию. Тогда они  не пошли дальше яхт-клуба. Отметились, простояли день и пошли назад, в Финляндию. Но теперь, по новому закону могли запросто войти в Неву, посмотреть регату.

- А в каком погранпункте  отмечаются иностранные яхтсмены?
– На Морском вокзале. Обычно за передвижением яхты в заливе следят пограничники, по радарам. И когда судно подходит к Морвокзалу, там уже знают, что за яхта пришла. Совсем заранее посылать уведомление не обязательно. Правда, Морской вокзал для таких заходов крайне неудобен, мы рассчитываем, что скоро пограничники будут работать в Кронштадте, на форте Константин. Это удобно всем. На Морвокзале все процедуры вместе с очередью и последующим перемещением в яхт-клуб  занимают чуть ли не сутки. Правда, там еще есть цистерна для хозяйственных и фекальных вод. Содержимое гальюнов сейчас не выплескивают за борт, даже в открытом море, а везут до стоянки, где перекачивают в специальную емкость. А кроме этого заняться там нечем.

- Сколько в Петербурге заправок для парусных судов – мало, наверное?
– Шесть, то есть столько же, сколько самих яхт-клубов и марин. Но настоящая, европейского качества, с хорошей гостиницей, душевыми, прачечной, сушильными шкафами – только одна, в Санкт-Петербургском яхт-клубе на Крестовском. Что касается заправок по пути следования, на тех же внутренних водных путях, то с ними колоссальная проблема. Их просто нигде нет. Хотя концепцию их возведения уже составили, при прежнем губернаторе Ленобласти Валерии Сердюкове, и начали понемногу реализовывать. В адресной программе было порядка 90 заправок от Выборга и Приморска на северном побережье залива, Ивангорода – на южном – и до Вознесенья, это где Свирь впадает в Онежское озеро.

- Но пока не построили ни одной?
– Нет. Типичная картина путешествия на парусно-моторной яхте: она идет по реке, а поблизости, по параллельной реке дороге едет бензовоз. Но так могут путешествовать только богатые яхтсмены. Напрасно чиновники думают, что строительство марин будет выгодно малому бизнесу. Мы подсчитали и вышло, что очень большая марина – рассчитанная на 400 яхт, при хорошей посещаемости окупится за 12 – 20 лет. Маленькие, подорожные марины-заправки, вмещающие 30 – 40 судов, не окупятся никогда. Что делать? Выживать за счет береговой инфраструктуры – это гостиницы, заправки, магазины. Инвестор должен получать землю в собственность, а не в аренду. Строить такие заправки, чтобы они были востребованы круглогодично, а значит, там были рассчитаны не только на яхты, но и машины и вертолеты. То есть причалы и источники электроэнергии, чтобы яхта могла зарядить аккумулятор – это было бы скорее обременение ко всему остальному.

Насколько я знаю, так строились марины в Финляндии, поэтому для яхтсменов тамошние услуги стоят копейки. Аренда причала – 2000 евро в год. Дневка – от 30 до 50 евро: это со всем набором услуг. А владельцы акватории платят арендную плату: 40 евроцентов за квадратный метр в год. У нас дневка тоже недорогая – около 1000 рублей в сутки с одной небольшой яхты. Только мест для нее мало.                    

Нина АСТАФЬЕВА








Lentainform