16+

Петр Фоменко — о жизни, любви и театре

09/08/2012

Петр Фоменко — о жизни, любви и театре

В Москве на 81 году жизни скончался театральный режиссер Петр Фоменко, еще при жизни ставший классиком. Народный артиста Российской Федерации, лауреат премий «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Чайка» и многих других поставил более 60 спектаклей. Но понять, каким человеком он был, можно прочитав отрывки из его интервью прошлых лет.


               О современном театре

«Театр всегда, всю жизнь находится в кризисе. И нынче никакого кризиса нет, как бы трагично все ни выглядело. А то, что театр сейчас подвержен идеологии денег, так это было всегда. Театр в самые разные эпохи будет бороться с действительностью и отражать ее».

«В театре нет единомыслия. В театре возможны сговор, уговор, договоренность. Почему я не верю в единомыслие? Потому что его не бывает даже на похоронах».

О работе

«Режиссуре научиться нельзя. Можно только приумножить и сохранить те качества, которые есть в человеке от природы».

О литературе

«Я читаю медленно и очень мало. Вот утром читал свежий номер газеты «Культура», причем делаю это регулярно. Сейчас читаю некоторые старые английские пьесы. Например, перечитываю 40 лет нечитаемую драму Роберта Болта «Человек на все времена» (или в другом переводе — «Человек для любой поры»). Это моя любимая пьеса, которую вряд ли поставлю в жизни. Довелось прочитать замечательную, но несколько многословную пьесу Радзинского «Разговоры по пути на гильотину» — о Великой французской революции. Мне она нравится, хотя не знаю, реализуем ли мы ее в театре, может быть, отдадим на откуп молодым режиссерам. Об остальном умолчу, потому что это чтение очень интимное».

Об учебе

«Любите учебу, она вас может спасти даже в тупиковой ситуации. Учеба – это колоссальная потребность в восприятии, интерес к другим людям и к тому, что происходит вокруг. Это очень непросто, я этим интересом не обладал. Он появился, когда я стал педагогом. Или преподом, как сейчас говорят».

О жизни

«Другой жизни не будет, будет только продолжение прежней, о которой нельзя забыть так же, как нельзя забыть о прежней любви на пороге новой».

О Сталине

Свою историю о Петре Фоменко в связи с недавним юбилеем режиссера рассказывал Виктор Шандерович:

«Есть люди, становящиеся легендами при жизни — и обрастающие легендами.

Восьмидесятилетие Петра Наумовича — отличный повод вспомнить один из таких апокрифов...

Дело, рассказывают, было в семидесятые годы прошлого столетия. Фоменко поставил в Тбилиси спектакль. Банкет по этому случаю имел место в гостинице «Иверия», в ресторане, располагавшемся на высоком этаже.

Когда тосты пошли на второй десяток, слово взял немолодой грузин торжественного вида.

— Я хочу предупредить, — сказал он. — Если кто-то не выпьет со мной этот тост, клянусь, я выпрыгну в окно!

И встав у окна и подняв бокал, произнес:

— За великого сына Грузии, вождя народов, Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина!

И в драматической тишине раздался голос Петра Фоменко:

— Прыгай, с*ка».                   

По материалам tvkultura.ru, fomenko.theatre.ru, expert.ru, Фото obozrevatel.com











Lentainform