16+

Чем нынешний Петербургский кинофорум будет отличаться от предыдущего?

15/08/2012

Чем нынешний Петербургский кинофорум будет отличаться от предыдущего?

С Петербургским кинофорумом происходит почти то же самое, что с киностудией «Ленфильм», – новостей много, но не одна из них не вносит окончательную ясность.


                После смены команды в Смольном, которая прошлым летом проводила масштабный кинофорум (вице-губернатор, теперь зам. министра культуры Алла Манилова, ее соратник Марина Фокина, кинокритик Андрей Плахов), новые власти заявили, что Петербургский кинофестиваль будет переформатирован, а в мае Георгий Полтавченко уточнил, что на нем будут показывать «качественное зрительское кино». Что это такое – осталось не до конца понятным. Тем временем начало кинофорума приближается. Что и как на нем будут теперь показывать, Online812 объяснял председатель отборочной комиссии кинофорума Алексей ДУНАЕВСКИЙ.

- Петербургский кинофорум точно будет – а то у скептиков есть сомнения, что вы его успеете организовать?
– Как и было запланировано, кинофорум пройдет с 21 по 29 сентября. Он объединит в себе несколько событий: фестивали «Послание к человеку», «Виват кино России!» и фестиваль киношкол «Начало». А также нечто принципиальное новое –  международный кинофестиваль. Он тоже является структурированным мероприятием. Но, на мой взгляд, самым важным его компонентом является конкурсная программа. В первой редакции конкурса планируется 14 картин, но есть тенденция к увеличению списка. Плюс большое количество внеконкурсных программ.

- Каких?
– Это, прежде всего, представление различных национальных кинематографий, мало или вообще не известных нашему зрителю, но потенциально очень зрительских. Например, индийское кино, но без песен и плясок. Об этом кинематографе наш зритель имеет довольно смутное представление. Вроде видели, но толком не знаем. Мы же хотим показать, что Индия  это не только Болливуд. На его долю, кстати, приходится только 20%  индийского кинопроизводства. Глубоко копать мы не будем – все-таки индийское кино многообразно – но, некое представление о его сложности  дадим.

- А уже традиционные фестивали «Послание к человеку», «Виват кино России!» и «Начало» – они как-то изменятся?
– Они продолжат жить своей жизнью, но перед их командами поставлены новые  задачи – каждый из фестивалей  должен подняться  на более высокую организационную и художественную ступень. Усилились требования к отбору фильмов, качеству. Особенно это касается фестиваля «Виват кино России!», который должен преодолеть свой старый формат и, может быть, даже выйти на уровень конкурсного фестиваля. Драконовских мер нет, никто не требует выдать на гора абсолютно новый фестиваль. Организаторам дается возможность перестроиться.

- В вашу команду входит известный финский киноадминистратор Кирси Тюккюлайнен, занимавшаяся в течение многих лет продвижением финского кино в мире. У нее какая задача?
– Возможности Кирси имеют всеевропейский масштаб. И даже больше.  Другое дело, что когда человек знает всех –  а Кирси точно знает всех, – это порождает некоторые трудности. В том смысле, что такую всеохватность очень сложно уложить в программу кинофестиваля. Не правильно хвататься за все. Да и  деньги счет любят.  Нам же было необходимо уложить ее связи в конкретное количество киносеансов, восемь дней кинофестиваля и так далее. Усмирить их, так сказать, прозой жизни. А если Кирси дать волю,   фестиваль у нас будет идти два месяца.

- Кто кроме вас и Кирси создает этот международный кинофестиваль?
– У нас есть дирекция и отборочная комиссия. Помимо Кирси в процессе отбора участвует директор кинофестиваля Мария Ильинична Авербах с ее богатыми связями в области русского кино. Ближайшими партнерами наших отборщиков являются Тиина Локк, директор кинофестиваля «Черные ночи» в Таллине, и Пекка Ланерва, директор кинофестиваля в Хельсинки. Есть и сторонние эксперты-консультанты, которые нам подсказывают на какие картины стоит обратить внимание. Еще у нас есть пиар-менеджер фестиваля Александра Емельянова, которая инициировала индийскую программу. 

- А когда вы получили предложение делать фестиваль?
– Первая моя встреча с председателем Комитета по культуре Дмитрием Месхиевым произошла 20 января. И колесо вскоре начало набирать обороты.

- Вам удалось решить задачу, которую губернатор Полтавченко сформулировал в послании к депутатам – что надо обеспечить показ качественного зрительского кино? Тогда никто не понял, что вообще это такое?
– На совещании Дмитрий Месхиев сказал так: собрать высокохудожественное кино, которое вместе с тем вызовет желание зрителей смотреть его еще и еще. Сделать «фестивальное кино» привлекательным для простых людей, которые заплатили деньги за билет. Сложное кино не должно превратиться в средство уничтожения зрителей, которые, возможно, не готовы оказаться на территории а-ля Роттердамский кинофестиваль, который известен своей склонность к киноавангарду, эксперименту и авторскому радикализму. Позволю себе заметить, что на прошлом кинофоруме был совершенно очевиден крен в сторону «синефильского кино». Это, правда, не значит, что мы хотим  превратить наш фестиваль в панораму мейнстрима. Просто мы будем держаться золотой середины. С учетом того, что сложного кино довольно много на фестивале «Послание к человеку», мы решили приучать зрителя к фестивальному формату постепенно. 

- Как это можно сделать?
– Когда я сам отсматривал картины для конкурсной программы, то рассуждал примерно так: если фильм мне нравится, но я не представляю его в нашей программе, то приглашать его не буду. Лучше посмотрю еще пятнадцать фильмов, но найду такой, чтобы в нем было и искусство и интересная история. Для меня образцом такой золотой середины является Каннский кинофестиваль. Там простые зрители целый день стоят в очереди за билетами на фестивальные фильмы! И они им нравятся. Но не все, конечно. Хотя если не нравятся, то простые зрители этого не показывают. Неприятием в основном занимается пресса.  

- Проблему соотношения художественности и зрительской привлекательности российское кино пытается решить очень давно, и все никак. Вы для себя придумали, как эту проблему решить?
– Да. Нужно, чтобы и критика хорошо писала, и чтобы в конце фильма простые зрители хлопали. Вот, например, посмотрел я на «Кинотавре» картину Василия Сигарева «Жить». Для меня она – абсолютный шедевр. И я сразу решил ее…  не приглашать на наш фестиваль. Хорошо себе представляю, как  отнесутся к этому фильму зрители. Им предстоит увидеть самые неприглядные стороны жизни, уж не буду уточнять, какие именно. Очевидно, что большинство зрителей такое кино смотреть не хочет. Я же хочу, чтобы зритель погружался с головой в киноповествование. Чтобы у него было задействовано все – и голова, и сердце, и эмоции. Но, вообще, начав разрабатывать программу фестиваля, я понял, что у нас в данный момент с русским кино все очень даже неплохо.

- Пока ваша команда готовит кинофестиваль, инициатора прошлогоднего кинофорума Аллу Манилову назначили замминистра культуры. Есть риск, что следующий кинофорум будете готовить уже не вы? Нет ощущения, что вы короли на день?
– Я не решаюсь говорить за кого-то еще кроме себя, но у нас сейчас такое количество работы, что опасаться этого поворота попросту некогда. Я даже не замечаю, как летят дни. Кроме того, вряд ли кто-то из нас думает на десять лет вперед. С этим-то кинофорумом нужно справиться. Нельзя, конечно, сказать, что я полностью игнорирую такую возможность. Но есть единственный способ справиться с такими страхами – работай так, чтобы тебя не заменили, попробуй сделать все, чтобы получилось.

- После отставки Валентины Матвиенко, полностью поменялась  команда, организующая кинофестиваль. Вы не ощущаете себя штрейкбрехером?
– Никакого соперничества между командами предыдущего и нынешнего кинофорума я не заметил. У меня прекрасные отношения с питерскими создателями кинофорумов последних двух лет. Никто из них не вставал в позу обиженного, не называл меня коллаборационистом. Конечно, в мою сторону посматривают, дескать, ты влез в это дело, а справишься ли? Есть, правда,   некоторые люди, но не из числа прежних организаторов кинофорума, которые заранее плохо относятся к нашей деятельности и предрекают нам неминуемую гибель. Мы не сошли из-за этого с ума, но учитываем, что нам нельзя понижать уровень требовательности к себе. Более того, я уверен, что наши огромные  коллективные усилия не могут не привести к результату. Надеюсь, марксистский закон о переходе количества в качество, выручит. 

- Ходили слухи, что вы хотели дать кинофоруму другое название?
– Да, не буду скрывать, что мне очень нравится слово, которое частенько произносит Дмитрий Дмитриевич Месхиев в отношении идеи объединения кинофестивалей. Это слово «Синергия». На мой взгляд, оно отражает берлинский вариант развития, который мне очень импонирует – ведь это  объединение привело к очень хорошему результату. Однако «Синергию» не утвердили. Но и категорического отказа от этого названия не было, так что попробую вернуться к его продвижению. На будущее мы подумывали, что кинофорумом станет весь комплекс мероприятий, а его самый масштабный сегмент превратится в «Синергию».  

- А я думала, что вы хотите с помощью этого названия отмежеваться от предыдущей истории.
– Раз нам предложили реализовать свое видение фестиваля, значит, нужно другое название. Поначалу нас в этом начинании даже поддержали. Но потом решили пойти по пути преемственности. При этом в сентябре грядет не третий, а просто кинофорум.

- Еще один неудобный вопрос – из чего формируется бюджет кинофестиваля. Это только деньги из городской казны или у фестиваля есть крупные спонсоры?
– Опять же я не могу об этом говорить – не все знаю, да и боюсь сглазить. Ведь спонсоры – это такие трепетные лани, которые готовы умчаться вдаль в любую минуту. Впрочем, у нас есть опытный менеджер, который занимается вопросом взаимоотношений со спонсорами. Он тоже, наверное, боится сглазить. Я же могу сказать так: большая часть бюджета формируется, конечно, городом. Но фестиваль, с его нынешними амбициозными планами  нуждается в спонсорах.

- Кроме желания держаться золой середины, какими критериями при составлении программы вы руководствовались?
– Самая главная идея – в кои-то веки провести в Петербурге внятный конкурсный международный фестиваль. Причем ключевое слово здесь конкурсный. Кроме того, мы строго выдерживали принцип премьерного показа – до нас это кино в России не показывали. Вторая задача – не опозориться с участниками этого конкурса. Мы должны и здесь сохранить высокий уровень, отдавая себе отчет в том, что самые лучшие фильмы разобраны фестивалями класса «А» и даже класса «Б», хотя такого класса и нет. При этом, выбирая из фильмов, которые не попали на крупные фестивали, постараться следовать собственным жестким критериям отбора.

- На прошлом кинофоруме не было премьер – это была позиция тогдашних организаторов. Вы к этой их задумке как относитесь?
– В принципе это была неплохая идея – познакомить зрителей с картинами, которые уже что-то получили на больших  фестивалях. Другое дело, что состав участников конкурса оставлял желать лучшего. Причем большинство этих картин вскоре появились в российском прокате. Мы же хотим, чтобы у нас были картины, которые можно будет увидеть только здесь и сейчас. 

- Уже известен состав жюри?
– Членами жюри занимается непосредственно Мария Ильинична Авербах. Прежде всего мы хотим показать, что способны организовать внятное международное жюри. Я не в курсе всех деталей, но уверен, что мы получим на этом поле хорошие всходы.

- Идея сделать президентом кинофорума Станислава Говорухина исходила откуда?
– Как бы то ни было, я склонен считать, что это хорошо. Понятно, что все ожидали какого-то петербургского кинематографиста. Но развивать я эту мысль не стану из-за результатов… чемпионата Европы по футболу. Сейчас все спорят о том, кто должен возглавлять сборную России. Многие утверждают, что им может быть только россиянин. А потом, видимо, начнут спорить, кем должен быть этот россиянин, москвичом, петербуржцем или коренным казанцем. На мой взгляд, хорошо, что петербургскую команду возглавил москвич Говорухин, коренной одессит. Вместе с ним мы, возможно, получим гораздо большее поле деятельности на кинематографической территории Москвы. Давайте признаемся себе, что почти все, что у нас происходит в кино, происходит в Москве. 

- Сколько всего будет  показано фильмов с 21 по 29 сентября?
– В планах нашей секции примерно 65 фильмов. В целом в программу кинофорума войдут сотни картин. Сейчас мне сложно назвать общую цифру, так как процесс отбора еще не закончен.

- У зрителя не закружится голова от такого обилия?
– Дмитрий Дмитриевич Месхиев сказал мне, что хотел бы обрушить на Петербург дождь из очень хороших фильмов. Как в Каннах или Берлине. Чтобы люди целыми днями перемещались из кинотеатра в кинотеатр с мыслями, что бы еще посмотреть.

-Это напоминает монолог Жванецкого: «Вчера раки были очень большие. Но по пять. Но очень большие». Зачем нужно проводить одно гигантское мероприятие вместо нескольких небольших, но с хорошей репутацией?
– В отличие от очень многих моих коллег я поддерживаю идею объединения. Она уже показала свою жизнеспособность в Берлине. Ведь «Форум», «Панорама», «Киндерфильмфест» – отдельные фестивали. Со своей дирекцией, принципами отбора и финансированием. Более того, в первые годы своего существования берлинский Форум являлся этаким контр-»Берлинале». Всеми силами «Форум»  показывал, что ему не нравится то, что делает Альфред Бауэр. А потом они взяли, и объединились. То же самое происходило в Каннах. Программа «Особый взгляд» была инициирован парижскими интеллектуалами, которых не устраивал основной конкурс.

Да, у нас это объединение произошло сверху. Можно не принимать этот факт, но саму идею объединения я полностью приветствую. К продемонстрировавшим свою жизнеспособность фестивалям «Виват кино России!», «Начало» и «Послание к человеку» добавляется новый международный кинофестиваль и получается проект, адекватный пропорциям нашего города. Сколько еще лет мы будем превращать Петербург в зону небольших, малых и крохотных фестивалей? Идея же громадного кинофорума, созданного не на пустом месте, а за счет слияния уже имеющихся фестивалей, очень хороша. Уже одним тем, что она   соответствует масштабу нашего города. 

- А почему же у нас до сих пор не было такого фестиваля?
– Потому что нужно было перестать рассуждать «от лица петербуржцев». И заявлять, что этим интеллигентным людям всегда неприятны «московские масштабы». Это полная чушь. Петербург – мегаполис, город-дворец, исполин, которому требуется соответствующее кинособытие. Кстати, некоторое время назад появилась идея проведения в Петербурге фестиваля историко-костюмного кино. Огромного, класса «А» и единственного в мире. Увы, она ничем не завершилась, инициаторы проекта не нашли денег, но сама по себе идея была интересной. И вот спустя много лет снова возник замысел масштабного фестиваля. Который подсказывает нам, кто мы есть и где живем.

- А кто мы есть?
– Мы – жители мегаполиса с огромной историей и огромными аппетитами. И пора бы уже хотя бы на несколько дней превратиться в еще одну киностолицу Европы. А если кто-то не захочет объедаться фильмами, то сможет ограничить себя программой «Послания к человеку» или «Вивата». Ведь «Берлинале» гордится тем и всячески это подчеркивает, что у его «Панорамы» своя аудитория, которая не смотрит фильмы «Форума». То же можно сказать и в отношении других секций Берлинского МКФ, который лично для меня продолжает оставаться организационным ориентиром.            

Елена НЕКРАСОВА, фото do.ngs.ru





3D графика на заказ







Lentainform