16+

Почему жертвоприношения разрешено совершать в любом районе Петербурга

21/08/2012

Почему жертвоприношения разрешено совершать в любом районе Петербурга

В Петербурге живут, по разным оценкам, от пятисот тысяч до полутора миллионов инофонов. У них свои традиции, своя еда, «свои люди» во всех сферах. Своя жизнь по собственным правилам. Это – параллельный Петербург. Online812 продолжает его изучение в рамках проекта «Миграционная карта Петербурга».


             19 августа, около 800 тысяч жителей города отметили большой праздник – Ураза-байрам. Для остальных он тоже не прошел незаметно. Крики муэдзинов с утра и скопления парадно одетых азиатов на улицах дали возможность горожанам почувствовать себя почти как в Багдаде.

Места занимают с 5 утра

По подсчетам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга, на праздничную молитву должно было собраться примерно 200 тысяч человек.

– В Ураза-байрам мы отмечаем окончание Великого поста священного месяца Рамадан, – объясняет первый заместитель муфтия Петербурга Равиль Пончаев.

По его словам, мусульманин в этот день должен нарядно одеться и сходить на утреннюю молитву. После этого принято посещать могилы родственников, приглашать гостей, раздавать милостыню. Праздник длится три дня.

В Соборной мечети у метро «Горьковская» молитва начинается в 8.30. Перед ней муфтий говорит проповедь. По словам Равиля Пончаева,  мечеть вмещает 6 – 7 тысяч человек. Чтобы попасть внутрь, люди занимают места с 5 утра.  В прошлом году, по его словам, на Ураза-байрам собрались около 120 тысяч. А в этом году, так как праздник выпал на выходной день, верующих должно быть больше. Основная часть размещается на прилегающих к мечети улицах. Они раскладывают свои молитвенные коврики на тротуаре. Чтобы не мешать молитве, движение на Кронверкском проспекте, Конном переулке и улице Куйбышева перекрывают с ночи. С утра по Кронверкскому не ходят трамваи и маршрутки, закрывается на вход станция метро «Горьковская».

Как сообщили Online812 в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, на время празднования Ураза-байрам полицейские работают в режиме усиления. Накануне в Смольном прошли совещания, на которых обсуждали, как сделать так, чтобы  мусульманские «гулянья» не мешали остальным горожанам. На представителей диаспор возложили обязанность обеспечения порядка среди соотечественников. Например, глава Таджикской диаспоры  Мурод Усманов рассказал Online812, что на его группе активистов лежит обеспечение правопорядка в мечети на Парашютной улице.

– Полицейские снаружи окружают, а мы внутри будем наводить порядок, чтобы не было эксцессов, – говорит он. – Здесь народ-то не знает наши обычаи! Поэтому когда 10 – 20 человек азиатской внешности вместе собираются,  население сразу начинает дискомфортно себя чувствовать. Чтобы этого не произошло, будем следить, чтобы люди не скапливались. Чтобы  помолились в мечети и пошли дальше, – объясняет Мурод Усманов.

Кстати, официальные представители национальных диаспор уверяют, что никаких проблем с полицией у них нет. Наоборот, они очень благодарны полицейским за помощь.
Как сообщил Online812 глава полицейской пресс-службы Вячеслав Степченко, специального инструктажа перед мусульманским праздником для питерских полицейских не проводилось: «Для них это обычное массовое мероприятие». 

Кстати, в заявке на проведение массового мероприятия «Ураза-байрам», поданной мусульманами в Смольный, фигурирует количество участников всего в 50 тысяч человек.

Каждому по мечети

В Соборной мечети Online812 сообщили, что среди пришедших на праздник большую часть составляют татары, башкиры, казахи, дагестанцы, киргизы,  азербайджанцы, кавказские народы, узбеки и таджики.

– Еще очень много турок стало, – отметил Равиль Пончаев. – Они на стройках работают. Их прямо оттуда на автобусах привозят, потом увозят.

Несмотря на общие мусульманские корни, традиции празднования у разных народов отличаются. Ингуши, например, одаривают детей деньгами, а гостей – платками для носа.

– В первый и второй день торжеств мужчины ходят в гости, на третий день – женщины, – рассказывает президент петербургского объединения ингушей «Таргим» Юнус Хаутиев. – В каждом доме готовят национальные угощения, одних мясных блюд – семь или восемь. Основное – это жижиг галныш – мясо с галушками. Мясо используется только халяльное.  Еще разные лепешки  – с творогом, с картошкой, сладкий плов,  пироги, домашняя халва.  Если в доме хозяина есть маленькие дети, гости дают им деньги. Немного – тысячу рублей или меньше. В эти дни рады любым гостям. Со мной рядом, например, живут православные, но  пять-шесть соседей обязательно заходят, потому что знают, что у нас праздник. Поздравляют. Мы их угощаем. Когда гости покушают, хозяева дарят им перед уходом носовые платки – обычные, из магазина. Это традиция такая. Как правило, для праздника все покупают дорогие платки.  А на родине у нас возрождается старинная традиция: там ездят поздравлять на лошадях и  гостям дают не платки, а  национальные флаги или специальные шарфы на шею.

По словам ингуша  Хаутиева, его соотечественники обычно собираются на молитву в мечети на 6-й линии Васильевского острова.

А уроженцы Таджикистана ходят в мечети, расположенные на Парашютной улице и в Апраксином дворе. 

Соборная мечеть на «Горьковской» издавна считается татарской. Есть еще дагестанская, азербайджанская мечети.  Вообще мусульманские молельные дома сегодня есть во всех районах Петербурга.

Правильно забить

На мусульманские праздники принято совершать жертвоприношения. Резать халяльных животных, а затем раздавать бесплатно нуждающимся. Несколько лет назад в Петербурге был скандал вокруг бойни в Апраксином дворе во время празднования Курбан-байрама – животных резали средь бела дня рядом с торговыми палатками. Власти города тогда запретили мусульманам совершать жертвоприношения прилюдно. С тех пор петербургские мусульмане режут своих баранов в «специально отведенных местах».  Так, чтобы посторонние не видели. По словам президента петербургского общества соотечественников Узбекистана «УМИД» Алиджана Хайдарова, такие специальные места  теперь есть в каждом районе города.

– Туда можно прийти, привезти барана, зарезать его, обработать и потом бесплатно угощать людей  халяльными блюдами, которые из этого барана приготовлены. Можно и просто мясо раздать. Это не только для мусульман,  россияне тоже могут приходить, – рассказал накануне праздника Хайдаров.

– Три года назад в Апрашке резали баранов где попало! – возмущается он. – Те, кто это делал, даже не знали мусульманского канона. Они просто на асфальте резали, и кровь растекалась. А это не положено.

Сам он во время Ураза-байрам будет участвовать в жертвоприношении на Васильевском острове, в микрорайоне «Корабли». По его словам, перед убийством барана в земле должна быть выкопана ямка, чтобы кровь из туши стекала только туда. Потом ямку нужно зарыть.

-  Вначале читается молитва – чтобы принял Боженька  жертвоприношение. Читает ее человек, который знает мусульманские каноны.  Затем смотрят в сторону заката и режут барана так, чтобы вся кровь из него вытекла. Она не должна никуда разбрызгиваться. Обычно на жертвоприношение собирается человек двадцать, иногда пятьдесят. Полиция нам помогает, охраняет, – объясняет глава узбекского сообщества.

Ингуши рассказали Online812, что предпочитают совершать свои жертвоприношения за городом. По словам Юнуса Хаутиева, в Ленобласти есть много ферм, где выращивают халяльное мясо и птицу.  Халяльным животным нельзя давать «нечистые» – гнилые – корма, объедки, гормональные добавки. Их выращивают только на органических кормах. В Шушарах, например, дагестанцы откармливают баранов, специально привезенных из Дагестана. Крупные фермы есть в Буграх, в Ломоносовском, Гатчинском районах. Там же можно зарезать животных в соответствии с канонами ислама: в  момент забоя мясник и убиваемое животное должны быть обращены к Мекке. Забой должен производить совершеннолетний мужчина (в северных странах – это 14 лет), в здравом уме, мусульманин. Животное должно быть красивое, упитанное и здоровое.

Запрещается есть свинину, хищных зверей и птиц, собак, ослов и мулов. А также животных, умерших природной смертью, например, в результате удара или падения.

Харамной, то есть запрещенной, считается кровь животных. Поэтому перед разделкой туши она вся должна вытечь. По словам мусульман, это придает халяльному мясу после приготовления необычайно нежный вкус.

26 октября мусульмане будут отмечать Курбан-байрам – праздник жертвоприношения. В этот день резать баранов – обязательно.

Справка

800 тысяч – примерно столько человек в Петербурге исповедуют ислам. Это люди 22 национальностей.

Халя́ль (арабск.) означает «дозволенное». По шариату, халяльной может быть не только еда, но и вообще все:  одежда, лекарства, образ жизни.

Досье

Почему халяльное мясо вкуснее обычного

Российский рынок продуктов питания, произведенных по стандарту «халяль», растет на 30 – 40% ежегодно. Общий объем этого рынка в мире оценивается в $500 миллиардов – $1 триллион в год.

Согласно мониторингу, проведенному Комитетом по стандарту «Халяль», приверженцами такой еды во всем мире считают себя более полутора миллиарда человек. Это количество постоянно увеличивается, и не только за счет мусульман. Нерелигиозные потребители оценили достоинство халяльной пищи, сравнимой по  качеству с более дорогими органик-продуктам.

Животные и птица, выращенные по стандартам «халяль», а также колбаса, кондитерские изделия и вообще любая еда не должны содержать генномодифицированных организмов, гормональных добавок. Животные могут получать только натуральные корма, в колбасе не может быть соевого белка и пищевых добавок с индексом «Е».

Халяльное мясо практически полностью обескровлено, что позволяет ему дольше оставаться свежим. Так  как именно кровь, оставшаяся в туше, служит благоприятной средой для развития бактерий. Есть исследования, доказывающие, что такое мясо более полезно, так как не содержит «гормонов страха», возникающих у животных при традиционных методах забоя.

В России первый стандарт «халяль» был официально разработан и утвержден в 2003 году. Тогда же Совет муфтиев России принял решение об организации контроля за производством в РФ халяльной продукции. В 2007 году был создан Центр стандартизации и сертификации продукции халяль. Его филиал есть и в Ленинградской области, он занимается сертификацией продуктов питания по заявкам производителей.

В России уже многие крупные игроки фуд-рынка получили право выпускать товары по стандарту «халяль». Например, мясокомбинат «Царицыно», ЗАО «Приосколье» (мясо птицы), Казанский, Пензенский мясокомбинаты и др. В Петербурге халяльные продукты можно купить в многочисленных лавках, расположенных неподалеку от мечетей и молельных домов, а также в гипермаркетах – например, в «Ашане», «О`Кее».

Халяльная продукция, как правило, стоит дороже обычной. По словам производителей, это объясняется технологическими издержками. При полном кровоиспускании туши теряют примерно 1,5% веса.  Кроме того, снижается скорость забоя скота или птиц. Например, при промышленном забое птицы, скорость конвейера составляет 9,5 тысячи голов в час, а при халяльном способе – 7,5 – 6 тысяч голов/час.

Цены на халяльное мясо в Петербурге (руб./кг)

Говядина бескостная – 310 – 450
Баранина охлажденная (задняя часть) – 350 – 500
Курица – 125 – 200
Язык бараний – 300
Печень говяжья – 120 – 200
Колбаса конская – 1000 (состав – 90% конина, 10% конский жир, соль, перец).                 

Мария ГОРДЯКОВА

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга











Lentainform