16+

Что собираются сделать с Домом ветеранов сцены на Петровском острове

24/08/2012

Что собираются сделать с Домом ветеранов сцены на Петровском острове

Пока общественность, тревожащуюся за судьбу Дома ветеранов сцены, развлекали мало что значащими подробностями о том, кому теперь принадлежит территория Дома ветеранов, куда временно переселили ветеранов и как Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей, подарил землю не городу, а Управделами президента, самое существенное покрыто тайной.


                Тайной является проект реконструкции комплекса Дома ветеранов сцены, уже подготовленный мастерской Е. Меркурьева. Однако мне удалось в этот проект заглянуть и ужаснуться.

Мутная предыстория

Дом ветеранов сцены в Петербурге основала Мария Гавриловна Савина, построив на деньги своего мужа в 1900 – 1902 годах на Петровском острове здание («убежище для престарелых актеров»). Дом и прилегающий к нему парк (памятники культуры федерального значения) до последнего времени находились в безвозмездном пользовании у Союза театральных деятелей России.

Принято считать, что в 2004 году Союз театральных деятелей (СТД) осознал сначала необходимость ремонта здания ДВС, потом отсутствие на это средств, а сразу вслед за тем – возможность получить у В. Матвиенко разрешение возвести в парке Дома ветеранов элитное жилье. Вся эта причинно-следственная цепочка: ремонт – нет денег – элитное жилье – увенчалась появившейся в 2005 году «экспертизой» мастерской Т. Славиной, которая строительство жилья на территории одной трети (!) парка разрешила.

Потом начались протесты по поводу застройки парка, затем в ходе телемоста с народом вмешался Путин, после чего Матвиенко заявила, что застройки  не будет. В итоге инвестор, АФК «Система», вообще отказался от намерений застраивать парк ДВС и со сцены исчез.


Уже при губернаторстве Полтавченко шли разговоры, что Союз театральных деятелей передаст территорию Дома ветеранов городу, но в конце мая 2012 года стало известно, что СТД решил подарить всю свою землю и недвижимость Российской Федерации. А именно – Управлению делами президента.

Еще за год до этого, в июне 2011 года был объявлен конкурс на выполнение проектных работ по реконструкции (в режиме реставрации с приспособлением для современного использования) комплекса зданий Дома ветеранов сцены. Заказчиком выступило Управление делами президента РФ. Победителем стало ООО «Архитектурная мастерская Е. Меркурьева».

И к настоящему времени проект мастерской Е. Меркурьева уже готов.

Чтобы понять, что Меркурьев предлагает сделать с памятником архитектуры федерального значения, надо посмотреть в каком состоянии памятник подошел к 2012 году.

Игра в ножички

Новейшая история Дома ветеранов сцены как памятника началась в 1993 году. Решением Малого совета Петросовета (предшественник нынешнего ЗакСа) ДВС был объявлен охраняемым памятником истории и культуры и включен в список памятников градостроительства и архитектуры Петербурга местного значения.

В приложению к этому документу был подробно описан состав памятника: парк, ограда (нач. ХХ в.), корпус № 1 («Савинский», 1900, арх. Б. Альмединген), ледник (1900-е гг.), арка (1900-е гг.), деревянный флигель  (кон. XIX – нач. ХХ в.), главный корпус с пятью примыкающими корпусами (1946 – 1958, арх. В. Талепоровский, Ф. Милюкова), гостиница (1950-е гг.), медицинский корпус (1950-е гг.), корпус № 4 (1950-е гг.), дом агронома (1950-е гг.), гараж, котельная и сторожка (1950-е гг.), фонтан с мраморными декоративными элементами (сохранился фрагментарно), надгробия М. Савиной (1916) и А. Молчанова (1920-е гг.).

И если в указе президента РФ от 20.02.1995 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия…» был просто назван комплекс Дома ветеранов сцены без расшифровки его состава, то в постановлении правительства РФ от 10.07.2001 № 527 ДВС в том же полностью расшифрованном составе был включен в перечень находящихся в Петербурге объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

А вот дальше началась игра интересов. Экспертиза мастерской Т. Славиной датируется 2005 годом – именно тогда началась подготовка к коммерческому освоению территории объекта культурного наследия. Земельный участок единого комплекса зданий был разделен дважды. Сначала на две части, а потом одна часть еще раз на две.

Была раньше такая детская игра – в ножички. На земле чертился круг, который делился на сектора по числу участников. Игроки по очереди бросали ножик в чужой участок. Если нож втыкался в землю, то через точку втыкания проводилась прямая линия, делившая чужой участок на части. Большая оставалась старому владельцу, а меньшая прирезалась нападающему.

Нечто похожее Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (КЗР) проделал дважды. Сначала земельный участок площадью 55 тыс. кв. м разделили на «западную» и «восточную» части соответственно площадью 24 тыс кв. м (Петровский пр., д. 13, литера А) и 31 тыс. кв. м (литера Д). Границы участков были утверждены распоряжением КЗР от 26.10.2005 г.

Чуть позже «восточный» участок был разделен еще на две части – «северную» (площадью 3 тыс. кв. м) и «южную» (28 тыс. кв. м). Границы этих участков были утверждены распоряжением КЗР от 23.12.2005.

Таким образом, единая территория одного объекта культурного наследия – комплекса Дома ветеранов сцены – была искусственно разделена на три части.

И вот тут – следите за руками. При этом в перечнях ограничений в использовании вновь образованных земельных участков уже не оказалось ограничения в виде «территории объекта культурного наследия». Вместо этого было неправомерно указано ограничение «объединенная зона регулирования и застройки центральных районов Санкт-Петербурга».

В этом состоял, пожалуй, главный результат проделанных процедур. Понятно, что они готовили застраивание территории новыми зданиями, поскольку на территории объекта культурного наследия строить нельзя, а в зоне регулирования и застройки можно.

Причем в соответствии с федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ», памятники – это «отдельные постройки… с исторически сложившимися территориями», а ансамбли – «четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы… памятников».

Именно исторически сложившуюся территорию Комитет по землепользованию в 2005 году и разрушил. В то время как границы «исторически сложившихся территорий» являются предметом охраны.


Что собираются сделать с Домом ветеранов сцены на Петровском острове

Границы объекта культурного наследия федерального значения «Дом ветеранов сцены им. М.Г. Савиновой», утвержденные в 2009 г.



Следующий шаг – уменьшение числа сооружений, входящих в ансамбль Дома ветеранов сцены. Я имею в виду подписанное В. Путиным распоряжение правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 803-р, которым были исключены из единого государственного реестра объектов культурного наследия 9 (девять) позиций, входящих в комплекс «ДВС им. Савиной М. Г.»: арка, гараж, гостиница, дом агронома, корпус № 4, корпус медицинский, котельная, сторожка, флигель.

Исключение означает возможность сноса. Забегая вперед, скажу, что из этих объектов проектом мастерской Е. Меркурьева будет оставлена только котельная – все остальное готово к уничтожению.

Кроме флигеля и арки все остальные перечисленные объекты расположены на  «юго-восточном» участке площадью 28 тыс. кв. м. Участок этот составляет 51% территории, именно здесь, как я полагаю, на зачищенной территории, и развернется новое строительство. Которое и уменьшит территорию объекта культурного наследия, занятую сейчас парком и историческими зданиями, в два раза. А то многовато что-то ветеранам сцены.

По закону «Об объектах культурного наследия…» исключение объекта из реестра осуществляется Правительством РФ в случае полной физической утраты объекта или утраты им историко-культурного значения. Но о полной физической утрате речи вроде бы нет, а что касается утраты историко-культурного значения, то я бы хотел почитать текст обоснования. Однако в распоряжении от 16 мая 2011 г. ссылок ни на какие обоснования нету.

Приведу цитату из паспорта объекта, составленного в Минкульте РФ в 2003 году. Например, про деревянный флигель: «Свес кровли оформлен резными кобылками. Фасады декорированы междуэтажными тягами с зубчиками и резными консолями, спускающимися на вертикальные планки наличников окон 1-го этажа. Главный вход <…> выделен каменным крыльцом и завершен деревянным козырьком с металлической двускатной кровлей». Каким образом все это вдруг в 2011 г. могло утратить культурно-историческое значение, если имело его в октябре 2003-го?

Меркуризация

То, что удалось узнать про проект мастерской Е. Меркурьева по реконструкции (в режиме реставрации) Дома ветеранов, наводит еще большую тоску. Архитектор Меркурьев – человек известный, и то, как он поработал на реконструкции  Константиновского дворца, заставляет относиться к его деятельности и на территории ДВС с пессимизмом.

Госконтракт датирован 15 августа 2011 г., задание КГИОП на проектные и производственные работы по сохранению объекта культурного значения подписаны 14 марта 2011 г. Проект был затем согласован КГИОП. Правда, проектная документация, согласованная КГИОП, касается только «западной» части территории ДВС. Что планируется делать с «юго-восточным» участком вообще не известно.

Сразу можно сказать, что само выражение «реконструкция в режиме реставрации» с точки зрения закона «Об объектах культурного наследия…» выглядит как бессмысленный набор слов.

По мнению Л. Семыкиной, члена президиума Совета ВООПИиК, которая просмотрела пять томов проекта мастерской Е. Меркурьева (всего он состоит из 160 томов), касающихся объемно-планировочного решения четырех корпусов – Савинского, двух корпусов главного дома и деревянного флигеля, планируется повсеместная замена кровли, гидроизоляции и усиление фундаментов, замена всех перегородок на гипрок с заполнителем, замена оконных и дверных заполнений, напольного покрытия, технического оснащения и инженерного оборудования и т.п. Савинский корпус приобретет облик никогда не существовавшего в натуре объекта (восстановление церкви, звонницы, но исторический вид воссоздавать не предполагается). А от здания арх. Талепоровского (главный корпус с пятью примыкающими корпусами) останется только «коробка».

Некоторые материалы посмотрел и я. Из проекта следует, что предусмотрен снос (с воссозданием в железобетонном исполнении с отделкой из древесины) деревянного флигеля. Думаю, что вряд ли кобылки и зубчики будут сделаны после сноса здания.

В итоге останется Савинский корпус, которой достроят церковью со звонницей, главный корпус с пятью примыкающими корпусами и флигель, который снесут и снова построят, но уже из другого материала. Предполагаю, что могилы Савиной и ее мужа Молчанова не тронут.

Таким образом, если в состав комплекса ДВС изначально входило 22 объекта и сооружения, то теперь их будет 10, т.е. 55% объектов уничтожат, а все оставшиеся в основном реконструируют и модернизируют. Это  и есть та самая «реконструкция в режиме реставрации». Хотя законом разрешена только реставрация, но она предусмотрена только в двух локальных точках: в Савинском корпусе исторической отделки крипты и на втором этаже главного здания  реставрация актового зала с фойе и парадных лестниц. В остальном никакой реставрации. В целом все выглядит как издевательство над законом об охране культурного наследия.

И еще: согласно паспорту объекта от 2003 года, Дом ветеранов сцены был рассчитан на 185 мест. Сейчас в соответствии с проектом мастерской Е. Меркурьева может быть 94 места и еще 9 мест для ветеранов, требующих постоянного ухода. Т.е. и здесь запланировано уменьшение в 2 раза.                     

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ








Lentainform