16+

В какие игры играют петербуржцы

31/08/2012

В какие игры играют петербуржцы

По Петербургу, как вирус, распространяется новое увлечение. Горожане подсаживаются на настольные игры. В современном варианте это уже не просто забава для детей, а способ вернуться из компьютерной реальности. А игровой бизнес развивается темпами игорного.


              Дикие джунгли Петербурга

— Три года назад мы начинали с 20 игр, сейчас их у нас около тысячи наименований, — рассказала «МК» в Питере» директор по маркетингу крупнейшей городской сети магазинов настольных игр «GaGaGames» Елена Экку. — Судя по нашему опыту, спрос на игры с начала 2010 года в Петербурге вырос в 30 раз.

Характерно, что он растет практически без рекламы. Об играх петербуржцы чаще всего узнают друг от друга, а потом идут в магазин. А там неопытный игрок обычно впадает в ступор. Как можно выбрать что-то, если кругом толпа людей и сотни разноцветных коробок?! Продавцы в таких случаях обычно советуют брать игры, вышедшие наибольшими тиражами, а это могут быть уже миллионы экземпляров.

Современные игры делятся на шесть основных групп:

– Патигеймы. Такие развлечения созданы специально для шумных компаний, дружеских посиделок, корпоративных праздников. Это может быть давно известное развлечение «Дженга», где нужно вытаскивать брусочки из башни так, чтобы она не рухнула. Или игры на общение — «Активити», «Alias», — в которых необходимо объяснять другим игрокам что-то с помощью слов, рисунков, пантомим. Еще один хит продаж — «Дикие Джунгли». В эту игру «резались» даже участники международного космического проекта «Марс-500», которые месяцами жили в замкнутом пространстве.

– Семейные. Игры для домашних праздников. В них нужно и подумать, и смекалку проявить. Одним малышам в них играть может быть сложно, скорее всего, потребуется помощь родителей, чтобы разобраться в правилах. У горожан особым спросом в этом сегменте пользуются «Колонизаторы», «Каркассон», «Доминион». Кроме того, в лидерах экономическая игра «Санкт-Петербург», где нужно строить город, нанимать мастеров, чиновников и судей. Игра входит в топ-50 самых популярных в мире. Но придумал ее вовсе не петербуржец, а немец Михаэль Туммельхофер.

– Детские. Игры с несложными правилами. Лидеры продаж: «Сумасшедший Лабиринт», «Барабашка», «Тик Так Бумм для детей», «Доббль».

– Для двоих — «Затерянные города», «Сердце дракона», «Мистер Джек», а также неизменная классика — настольный футбол или хоккей.

– Игры в дорогу. Часто это компактные карточные игры, которые не требуют игрового поля. Но используются не обычные наборы карт, а специальные — «Мафия», «Uno», «Set», «Alias».

– Сложные. У таких игр только на изучение правил может уйти несколько дней. Описания занимают десятки страниц. И сама игра длится по полдня. Из сложных сейчас чаще всего спрашивают «Ужас Аркхэма» (игра по мотивам вселенной Говарда Лавкрафта) и «Игру Престолов» (эпическая фэнтези-игра по мотивам серии романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь льда и огня»).

Случаю больше не доверяют

Общие направления настольных игр придуманы уже давно. Авторы обычно лишь рисуют свой мир и добавляют новые правила. Но бывают и настоящие прорывы. Так, в 2008 году появилась французская игра «Диксит». Ее правила усваиваются за пару минут. Главное в игре — умение объяснять сюрреалистические картинки так, чтобы тебя поняла лишь часть игроков. У участников вырабатывается свой язык, приходится использовать все свои знания и кругозор.

— До «Диксита» подобных механик в настольных играх просто не существовало, — отметила Елена Экку. — Вообще основное отличие современных настольных игр от тех, которые были известны миру лет 20–30 назад, в том, что они заставляют ваш мозг кипеть с той или иной степенью интенсивности. Ушли в прошлое игры по принципу «кинь-двинь» (самый известный представитель этого класса — «Монополия» или российский аналог «Менеджер»), где все определял случай. Теперь только от игрока (ну, может, и немного от везения) зависит, выиграет он или проиграет.

Современные игры учат общаться, планировать свои действия, соперничать и мухлевать, быть внимательным и расторопным. В общем, развивают качества, полезные в условиях офисной жизни. А вот с образовательной функцией у них проблемы.

Подавляющее большинство настольных игр, продающихся в Петербурге, иностранные. Законодатель игровой моды — Германия. Из наших компаний конкурентоспособны лишь две: «Звезда» в сфере детских игр и «Правильные игры» во взрослой нише. Но в целом отечественным авторам еще не хватает оригинальности. Да и качество пока хромает.

— В основе каждой игры лежит «движок», который должен быть очень четко сбалансирован. Для этого требуются сотни, а порой и тысячи партий, математическое и компьютерное моделирование и, конечно же, гений автора. Пока таких гениев в России почти нет, — рассказала Елена Экку.

Так что, если у вас есть свежая интересная идея настольной игры, можете смело предлагать ее производителям. Они охотно сотрудничают с народными талантами. Правда, пока большая часть их предложений уходит в корзину, так как является всего лишь перепевами давно известных игр.

Совет

Если последний раз вы играли в настольные игры в детстве 10–20–30 лет назад, а теперь теряетесь, какую игрушку купить, попробуйте сначала свои силы на игротеке. Магазины регулярно организуют их как на внешних площадках (в парках, клубах, кафе и ресторанах), так и на своей территории. В игротеках обычно можно совершенно бесплатно поиграть в самые популярные игры, попробовать свои силы, понять, что больше нравится. И даже если нет своей компании, нестрашно — компаньоны найдутся прямо на месте.

Цена вопроса

Современная настольная игра стоит в среднем 600–1500 рублей.
Карточные игры обойдутся в 200–400 рублей.
Сложные игры могут стоить порядка 4000 рублей.

Морской бой непотопляем

Петербуржцев тянет к рыбкам и бегемотикам


А для консерваторов, которым дороги воспоминания об играх детства, в Музее смеха на улице Жуковского работает выставка старых советских игр. Там можно сразиться и в старое-доброе лото с картинками, и в морской бой, и даже в гремящих бегемотиков, которые так раздражали советских родителей.

Всего на выставке собрано более 150 игр, которые развлекали ленинградских детей в 1930–1990-е годы.

— Первый вопрос, который нам задают почти все, кто пришел на выставку: «А такая игра есть?» Или сразу тыкают пальцем в знакомую коробочку и радуются: «Такая у меня в детстве была», — рассказывает директор музея Станислава Смагина.

Наибольшим спросом у посетителей пользуются настольные футбол, хоккей, коробочки для игры в морской бой, набор с магнитными удочками для ловли рыбы, кольцеброс, незатейливые бегемоты, которые с жутким грохотом жрут шарики.

На полках можно найти еще довоенные образцы.

— Одна из самых старых игр — «Вертолина». Она была придумана Львом Кассилем в 1930-х годах. У нас образец 1948-го, — отметила Станислава. — В ней нужно крутить волчок, он указывает букву алфавита, и на эту букву игрок должен придумать ответ на вопрос из карточки, которую он вытащит. Вопросы отражают эпоху: «Род промышленности», «Герой Великой Отечественной войны», «Качество советского бойца».

Ценный экспонат — набор детских карт с известными писателями. Побеждал в игре тот, кто, как в покере, собирал у себя на руках карты одной масти — например, всех английских или всех советских писателей.

Директор Музея смеха Станислава Смагина — профессиональный психолог. И к играм у нее свой интерес.

— Настольные игры появились не так уж давно — примерно в XVIII веке. В это время начала активно складываться городская культура, и возникло понятие детства как особого периода в жизни человека, — объясняет Станислава. — В богатых домах у детей появляются отдельные комнаты. Взрослые начинают задумываться, чем занять ребенка, которого они не хотят отпускать на улицу.

Первое предназначение настольных игр было именно занять ребенка, как-то заполнить его свободное время, а уж позже добавилась и воспитательная функция. Дореволюционные игры были более глубокие, по сравнению с советскими. В 1960-е, в годы оттепели, настольные игры начали активнее развивать у детей творческие способности, в них стало больше юмора, озорства, картинок, а не текста. В 1980-е озорство уже стало превращаться в хулиганистость, игры стали приключенческими — например, про пиратов.

— В любом случае в играх заложена важная психологическая функция — они снимают страх быть дураком, они учат проигрывать и дают понять, что процесс может быть приятнее результата, — считает Станислава Смагина. — И, наконец, учат жить по правилам.                     

Елена МИХИНА, фото: gaga.ru





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform