16+

Зачем из православного храма в Петербурге украли мощи 13 святых

03/09/2012

Зачем из православного храма в Петербурге украли мощи 13 святых

В ночь на 28 августа на Васильевском острове неизвестные обокрали храм Святой великомученицы Екатерины. Кража сразу попала в заголовки и местных, и федеральных СМИ – потому что преступники украли мощи 13 святых и мучеников. Никто не мог дать четкого ответа на вопрос: зачем ворам понадобились мощи?


                Добычей злоумышленников кроме мощей  стали нательные крестики и кольца. Все это хранилось в кабинете настоятеля храма отца Иоанна (Пашкевича), поскольку здание храма пребывает в затяжном ремонте. Согласно полицейской сводке, пропавшие предметы исторической ценности не имеют. Серебро и капсулы для хранения мощей были внесены в бухгалтерскую ведомость, и их стоимость определили сразу – 351 тысяча рублей. Что касается мощей, то они никак не оценены.

«Я собирал их 15 лет, – рассказал Online812 отец Иоанн. – Ездил по всему миру. Ковчег еще был неполным, но мы уже могли на каждый праздник выставлять мощи в храме, что и делали. А теперь собирать все сначала!»

Сторож храма не заметил вора, хотя, как показала камера, тот залез во двор с темного Тучкова переулка, где как раз и стоит сторожка.

У следствия и настоятеля храма, который до поступления в семинарию работал в белорусской полиции, версии сходятся: это было обычное ограбление, налетчик схватил все, что блестит, а о сакральном значении мощей не задумывался. Капсулы, в которые были запаяны мощи, – маленькие круглые шайбочки размером с шарикоподшипники – позолоченные. Они – новодел, стоят недорого.

Кстати, воры забрали почему-то лишь 13 мощей из 14, хранившихся в ковчеге, а единственную ценную вещь – серебряный потир с позолоченной ручкой – помяли и выбросили прямо во дворе.

В связи с этим в прессе появилось несколько более-менее экзотических версий, зачем ворам понадобились мощи. Вариант первый: для перепродажи в другой православный храм (известно, что наличие мощей привлекает паству). Вариант второй: для исцеления некоего больного. Вариант третий: это были ополчившиеся на церковь сторонники «Пусси Райт» или, наоборот, провокаторы.

Однако опрошенные нами эксперты считают, что все это ерунда – и никакой цели у воров не было.

Ни один настоятель не купит в храм мощи у вора – их можно получить бесплатно. Этот механизм обкатан.

– Практика, когда храмы «делятся» частицами находящихся в них мощей, имеет место и даже довольно распространена, поэтому так много частиц, например, святителя Николая по всему миру, но случаи, когда эти частицы выдавались бы частным лицам – скорее нонсенс, чем правило, – пояснил Online812 протоиерей Александр Сорокин, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии. -  Надеюсь, до официальной продажи мощей или их частиц дело никогда не дойдет, ибо они хранятся совсем не для этого.

- Но ведь одни мощи привлекают больший интерес прихожан, другие меньший.
– Да, можно вспомнить историю с Поясом Богородицы, за которым выстроилась гигантская очередь, несмотря на то что другие частицы Пояса мирно покоились в соседнем храме и приложиться к ним можно было в любое время. Люди часто становятся жертвами массового ажиотажа. Но нельзя забывать, что частица Пояса, у которой побывали сотни тысяч людей, для многих стал ценностью в силу связи с Афоном, откуда он был доставлен. А вот совершать кражу мощей из храма – помилуйте! Здесь даже не очень понятны мотивы. Думаю, имело место обычное воровство, какое, к сожалению, случается повсюду. А историю раздули, чтобы в очередной раз привлечь внимание к церкви.

Другой эксперт в области православия тоже не верит в то, что мощи могли украсть с корыстной целью. Как  заявил он Online812, его бы очень удивила целенаправленная кража мощей – потому что мощи проще подделать, чем украсть.

Доктор исторических наук и кандидат богословия Александр Мусин тоже иных мотивов, кроме примитивно-корыстных, в этой истории не видит:

«Ковчежец с мощами просто попался ворам под руку. Подобные наборы мощей в ковчежцах – микроскопические частицы, залиты воском и положенные под стекло – есть в каждом храме. Существуют любители подобного духовного коллекционирования. Гораздо интереснее пронаблюдать, как эта новость функционирует в медиапространстве. Фиксация нашего (и журналистского) сознания на вещах паранормальных (а для многих мощи – это как первобытная магия) превращает примитивное воровство в что-то сверхъестественное. И все федеральные каналы только об этом и трубят. В России нет других проблем? Это тема для участкового, а не для федеральных и общегородских СМИ. Про то, что у сельской бабушки украли несколько тысяч рублей, отложенные на похороны, никто так шуметь не будет. А эта драма – посильнее того, что произошло на Васильевском. К тому же настоятель Иоанн Пашкевич, как бывший «мент», может и сам все объяснить, да и расследовать.

Было бы лучше, если бы общество задумалось о других мощах. Почему мощи царской семьи, лежащие в Петропавловском соборе, до сих пор не признаны РПЦ. И почему найденные в 2007 г. останки царевича Алексия Николаевича и княжны Марии Николаевны до сих пор пылятся в сейфе Росархива в Москве. Вместо этого Синод РПЦ «кормит» нас, какими-то якобы новыми материалами по делу царской семьи, хотя речь идет о давно известных находках на месте попытки уничтожения тел у Ганиной Ямы. Или почему в Александро-Свирском монастыре до сих пор поклоняются неизвестному телу ХХ века с обрезанными гениталиями, называя это мощами преподобного Александра.

Эпоха благочестивых похитителей мощей давно прошла. Так, церковный календарь празднует 22 мая перенесение мощей святого Николая из Мир Ликийских в город Бари в Италии. Но для жителей Мир это была всего лишь кража, которую совершили итальянские купцы...»

Сейчас в храме Святой великомученицы Екатерины остались еще трое мощей. Это мощи Петра и Февроньи, а также Матроны Московской, они принадлежат Муромскому мужскому монастырю и совершают, как это называют в церковных кругах, божественное путешествие. У Екатерининской церкви были свои мощи Петра и Февроньи (это те самые князь и княгиня, которых наши депутаты предлагают для почитания на замену чуждому святому Валентину), но они были украдены вместе со всеми.

Помимо Петра и Февроньи воры унесли мощи Александра Невского, Святого Николая и других. Им можно найти замену: в Лавре и Никольском соборе такие мощи есть. Правда, наиболее чудодейственными мощами Святого Николая считаются те, что были привезены из итальянского Бари.

Нина АСТАФЬЕВА

Комментарий

Елена Денисова, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории религии:

- Давно христиане стали поклоняться мощам?
– Почитание мощей в христианстве упоминается в первых письменных свидетельствах со II века н.э. Официально догмат почитания святых мощей как для православной, так и для католической церкви был принят в 787 году на VII Вселенском соборе. В протестантской церкви такой практики нет.

- Могут храниться мощи у частного лица?
– Конечно, они должны храниться в церквах. Причем в каждой церкви обязательно должна быть какая-то реликвия, не обязательно мощи, – это могут быть частицы одежды святых, частицы гроба Господня и так далее.

Есть разные формы хранения мощей. Прежде всего это ковчежцы – небольшие ящички из различных материалов (дерево или металл), всячески украшенные. Часто мощи  хранятся в раках, особенно в православной церкви. Раки изготавливались из драгоценных металлов, украшались. Иногда мощи хранятся «под спудом» – то есть в глухо запечатанных раках, которые никогда не открываются для поклонения.

Есть еще специальные мощевики, они могут иметь самую различную форму. Часто небольшие частицы мощей помещаются в иконы. Самый знаменитый мощевик – это Кийский крест патриарха Никона, где собрано более 300 мощей различных святых. Он находится в церкви Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва). В кресте есть небольшие окошечки, куда вставлены эти мощи.

Мощи также могут помещаться в различные  мелкие предметы, например, раньше у архиереев мощи хранились в панагии, в кресте, в перстне. Но такое больше принято в католической  церкви, нежели в православной.

- А когда появилась практика разделения мощей?
– Разделение мощей связано с необходимостью положения мощей в новые храмы для совершения литургии. Практика отделения частиц от мощей была развита уже к V веку. 

- Нетленные мощи – это обязательно для канонизации святого?
– Церковный историк, профессор Голубинский считал, что в первые века нетления мощей было обязательным условием для канонизации святого.

- Что случилось с мощами в советское время?
– 16 февраля 1919 года было принято решение о вскрытии мощей, снятии с них покровов и облачений. Это должно было осуществляться священнослужителями в присутствии местных органов власти, ВЧК и медицинских экспертов. Известно, что за 1918 – 1920 годы было произведено 63 вскрытия, часть мощей была передана в атеистические музеи для борьбы с религиозными пережитками. Многие останки святых были тогда уничтожены или серьезно пострадали. В 1920-е годы все, что вскрывалось, документировалось с целью развенчивания  нетленности и чудотворности мощей, каждый факт сопровождался фотографией. Эти документы сохранились, их можно найти в архивах.

- Зачем крадут мощи?
– В основном крадут не сами мощи, а их хранилища.                     

Анастасия ДМИТРИЕВА











Lentainform