16+

Lentainform

Где в Петербурге можно разместить креативные пространства

04/09/2012

Где в Петербурге можно разместить креативные пространства

В Петербурге по-прежнему собираются создавать креативный кластер. Летом представители пяти комитетов Смольного обсуждали место в одной из бывших промзон рядом с историческим центром. Потом навестили «Кресты» (на фото) и включили тюрьму в список претендентов.


               Впрочем, наблюдатели оценивают шансы «Крестов» стать креативным кластером  близкими к нулю. СИЗО включили в список для раскрутки идеи.  

Окончательный выбор места будет сделан после создания  финансово-экономической модели кластера. Чиновники хотят разделить расходы на это не прибыльное дело с бизнесом, который надо чем-то заинтересовать. Концепцию кластера обещают подготовить в  сентябре, объявить список возможных мест для его размещения – в середине октября.

В. Ш.

Комментарии

Елена Соловьева, завкафедрой психологии СПбГАСУ:

– Наши представления о креативных пространствах основаны на разделении ролей: небольшое число работающих и абсолютное  преобладание пассивных зрителей, которые приходят смотреть и слушать. Это отголоски докатившейся до нас философии вуайеризма.

Но креативность, по определению, активна, хотя и не всегда продуктивна. Поэтому, креативными могут считаться такие городские пространства, которые активизируют человека,  провоцируют его участие. Дают ему возможность почувствовать свое «Я», идентифицироваться с чем-то, что повышает cамооценку.

Базовым для креативных пространств должно быть отсутствие страха (нарушить какие-то правила), а конечным – отсутствие ощущения, что меня использовали как-то по-другому, чем я думала или ожидала. Т.е. начало этой цепочки свобода, а завершение – честность.

Для выбора места такого пространства  важны два момента – знаковость и маргинальность (слои истории, присыпанные пеплом). А также некоторая отдаленность от популярного транспорта, но пешеходная/велосипедная доступность.

Для этого подходит  Коломна, и дальше район в сторону грузового порта. Несомненно, Васильевский остров около СПбГУ.  Большие перспективы на Выборгский стороне около метро «Лесная». Да и новые районы.

Разговоры о том, что экономический кризис убьет  креативные пространства представляются мне надуманными. Скорее, наоборот, кризис способствует возникновению креативных  индустрий.

Андрей Рябых, интернет-буржуй, владелец компаний Webmaster.SPb, SeoExperts, «Медиа-Картель»:

– Представление о креативном пространстве как месте, где сосредоточены арт-галереи, дизайнерские студии, выставочные залы, иными словами, минимум бизнеса, максимум пиара, представляется мне излишне упрощенным.

Другое дело, что ни в русском, ни в английском языках данный термин еще жестко не зафиксирован, поэтому креативное пространство можно  пониматься как угодно. Мне нравится такое определение: креативное пространство – инфраструктура для совместной работы, коммуникации, развития и совместного досуга.
Принципиальным условием для устойчивого существования таких пространств мне представляется проведение там семинаров и тренингов для раскрытия внутренних, часто глубоко скрытых людских талантов. Такие вещи привлекают людей лучше, чем модные вечеринки.

Что касается бизнесов, которые могут прийти в креативные пространства, то это вопрос личного выбора предпринимателя, у каждого всегда своя, подчас очень экзотическая мотивация.
Из того, чем я занимаюсь, в креативных пространствах уместны некоторые части моего бизнеса, относящиеся к социальным коммуникациям.

На мой взгляд, идеальным креативным пространством мог бы стать весь старый Петербург от Петроградской стороны до площади  Александра Невского. В любом случае, это совсем не обязательно одна большая территория в бывшей промзоне.

Антон Мухин, ресторатор:

– Ресторанный бизнес – это креатив в чистом виде, почти как спектакль. Креатив на видении художниками жизни. Все лучшие рестораторы и шеф-повара мира – художники. На мой взгляд, люди ходят в ресторан для того, чтобы насладиться заботой о себе и творениями таких художников, создавших ресторан, погрузиться в его атмосферу.

Это в идеале. На практике они ходят, чтобы засветится в дорогих или раскрученных местах, или быстро поесть. Но на исключениях из этого правила держится ресторанное дело. Подобный ресторан должен быть в любом креативном пространстве и разрабатываться совместными усилиями художников и художников от ресторанного бизнеса. Хотя надо понимать, что экономическим якорем для такого пространства ресторан не станет.

Мест  для креативных пространств в Петербурге предостаточно, Все старые (начала ХХ века) фабрики удачно для этого подходят и по духу, и по дизайну. Но я бы еще и строил новые оригинальные по архитектуре и окружающему пространству креативные пространства не в центре, а в спальниках или в чистом поле недалеко от города. Там должны дети воспитываться , как раньше в ДПШ – в атмосфере креатива и «художников», преподающие им творческие навыки

В центре нужны креативные пространства для студентов и туристов. В спальниках – для школьников. Для остальных – есть музеи.