16+

Какие из показов петербургского Кинофорума будут самыми интересными

25/09/2012

Какие из показов петербургского Кинофорума будут самыми интересными

В пятницу открылся Международный петербургский кинофорум. Третий, если считать с начала, и первый, объединивший под одним названием и временем проведения сразу четыре мероприятия: сам Кинофорум, фестиваль «Послание к человеку», фестиваль студенческих работ «Начало» и фестиваль «Виват кино России». А в ноябре в рамках же Кинофорума пройдет еще и фестиваль стран Арктики «Северное сияние».


                 У каждого фестиваля не только своя программа и свое жюри, но и свое открытие и закрытие, своя администрация и свои пресс-секретари. Официальная причина возникновения формата «четыре в одном» – потребность города в большом и эффектном мероприятии. По мнению новой смольнинской администрации,  высокие иностранные гости куда больше будут впечатлены общей программой из нескольких сотен фильмов  (только у «Послания» в конкурсе их 119, у «Начала» – 111) нежели отдельными небольшими фестивалями, некоторые из которых уже давно проходят в Петербурге (20 лет «Виват кино России», 24 года «Послание к человеку»). Неофициальная версия объединения – хотелось сделать так, чтобы было максимально не похоже на прошлогодний Кинофорум, проведенный  администрацией Матвиенко. В процессе объединения осталось много тонких моментов – например, очень важно не ошибиться и не сказать про фестиваль «Послание к человеку», который возглавляет режиссер Алексей Учитель, что он «проходит в рамках Кинофорума». «Послание» – это не «в рамках», а полноценный партнер Кинофорума.

Только на  условиях партнерства этот старейший петербургский фестиваль согласился  проводить свои мероприятия почти одновременно с Кинофорумом, а его организаторы – участвовать в совместных пресс-конференциях. Это подчеркнул и президент «Послания» Алексей Учитель на отдельной пресс-конференции в СПбГУ (фестиваль будет показывать некоторые свои фильмы для студентов). Кроме связей «Послание»-университет, есть еще связь «Послание» – «Ленфильма». Учитель заявил, что необходимо помочь студии, поэтому там будут проходить церемония открытия и закрытия «Послания», показы фильмов и спектакли московского и оппозиционного Театра.doc, который пригласили организаторы «Послания». Вообще оппозиционность пошла «Посланию» на пользу. Старейший и некогда лучший фестиваль Петербурга в последние годы очевидно стагнировал, а протестные настроения влили в него новую энергию. Помимо интересных программ (например, программа  в честь Оберхаузенского Манифеста, ознаменовавшего начало нового немецкого   кино) будет довольно много мировых и петербургских  премьер – документальный  «Плэйбэк» (А. Каттин, П. Костомаров) про съемки германовского «Трудно быть Богом», фильм знаменитого Сергея Лозницы «В тумане»,  открытие последнего «Кинотавра» – фильм С. Басковой «За Маркса...».

На «Послании» покажут фильм «Клип» Майи Милош, которому Минкульт не выдал прокатное удостоверение, «Завтра» Андрея Грязева про арт-группу «Война», на открытии 22 сентября обещают выступление Юрия Шевчука  с новой песней. На закрытии – писателя Захара Прилепина. Еще в программе есть датский фильм с интригующим названием «Поцелуй Путина». В общем, фрондерство налицо.

Другие фестивали «четверки» если и недовольны слиянием, то открыто его не демонстрируют. Людмила Томская, генеральный директор «Виват кино России» (открытие этого фестиваля 24 сентября),  вынужденная впервые за 20 лет дополнить свое мероприятие, знаменитое приездами отечественных кинозвезд пенсионного возраста, конкурсной программой, человек еще советской закалки и видала и не такое. Можно отметить неожиданную актуальность фестиваля «Виват» – в его конкурсную программу вошел нашумевший фильм В. Сигарева «Жить».

Правда, режиссер Сергей Снежкин, президент фестиваля «Начало» на общей пресс-конференции, посвященной открытию Кинофорума, вел себя довольно резко, даже прервал выступление арт-директора «Послания» Алексея Гуськова, а потом коротко заявил, что у «Начала» и так всегда были полные залы и его основной зритель – студенты киношкол, но этим и ограничился. Да и в программе у «Начала» есть интересные работы. Например, фильм открытия – победитель легендарно американского контркультурного фестиваля «Санденс» этого года. А в жюри в этом году – легендарный режиссер Шарунас Бартас.

Что же касается главного мероприятия Кинофорума – оставшийся без названия Санкт-Петербургский международный кинофестиваль, то его программа нареканий не вызывает хотя бы потому, что арт-директору Фестиваля Кирси Тюккюляйнен, председателю отборочной комиссии Алексею Дунаевскому и команде отборщиков  удалось привести фильмы, которые киноманы всего мира увидят обязательно, а вот наши – вряд ли. В конкурсе картины, упомянутые или премированные в Каннах  («После любви» Х. Лафосс, «Дети Сараево» А. Бегич),  Берлине («Ведьма войны» К. Нгуен), новый фильм Мики Каурисмяки.  Индийские фильмы, где не поют и не танцуют.  И, наконец новый фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Неясно, правда, будут ли чиновники довольны уровнем «народности» программы (губернатор поставил перед Кинофорумом задачу показывать «народное кино»),  посещаемостью сеансов и статусностью звезд, прошедших по красной дорожке. И так уже один раз был заменен президент фестиваля – вместо Станислава Говорухина Смольный выбрал актера Василия Ланового. Если выбор фильмов их не удовлетворит, в следующем году, возможно, придется показывать индийское кино уже с песнями и танцами.                      

Елена НЕКРАСОВА, фото metropolian.org





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform