16+

Как европейцы предлагают решить транспортные проблемы Петербурга

02/10/2012

Как европейцы предлагают решить транспортные проблемы Петербурга

На прошлой неделе в Петербурге проходил Международный инновационный форум. Помимо ставших уже традиционными выставок достижений роботов, в «Ленэкспо» активно работала транспортная секция. Вот какие новации предлагают нам российские и зарубежные ученые.


              Немецкие профессора считаю, что петербуржцам пора пересаживаться на велосипеды и общественный транспорт. Они провели исследования, почему люди не торопятся сесть в автобус или трамвай. Как оказалось, 67% петербуржцев и 53% краснодарцев мешает погода. Другие причины: неудобные маршруты (не от двери до двери), так что поездка на машине обходится дешевле, чем на трех видах транспорта. Плюс теснота и отсутствие климат-контроля в автобусах.

Вторая предложенная европейцами инновация касалась развития велосипедного движения. Комитет по транспортно-транзитной политике в очередной раз доложил, что двухколесные рано или поздно получат сеть дорожек от окраин в центр, но в самом центре города им места не найдется. Будут ездить по проезжей части, а с тротуаров их скоро начнут сгонять.

Третья европейская инновация – car-sharing – прокатные машины, которые можно брать прямо на улицах и там же оставлять. Немец Франк Уолтер рассказал о берлинском опыте.

– Десять минут проката стоят 2,5 евро. Или 30 евро – на несколько часов (в другой службе). Машина открывается с помощью пластиковой карты, которую нужно поднести к боковому стеклу со стороны водителя. С помощью этой же карты и положенных на ее счет денег можно будет оплачивать городской транспорт и аренду велосипеда. Причем в любом немецком городе. Сейчас в Берлине действуют две систему кар-шеринга – с электромобилями и с двигателями внутреннего сгорания. Все машины сканируются через GPS, поэтому о нарушениях правил (превышении скорости) в сервис-центре узнают сразу, а, поскольку карты владельцев именные, переадресуют водителю все штрафные квитанции. Сейчас в городе 340 общих автомобилей и 1250 велосипедов. А еще – 13 тысяч остановок общественного транспорта: сеть очень густая. Увы, по самым оптимистичным подсчетам, берлинский машинообмен становится прибыльным предприятием не раньше чем через 8 лет.

Руководитель направлений ИТС и логистики ООО «А+ С Консалт» Даниэль Вольф заявил, что будущее – за беспроводными светофорами. Кроме того, к светофорной связи можно будет подключить бортовые компьютеры автомобилей. И тогда приближающееся к перекрестку авто будет получать месседж: с какой скоростью надо ехать, чтобы оказаться на перекрестке как раз в тот момент, когда там включат зеленый. Другая идея Вольфа –  рассылка тревожных сигналов с попавшей в пробку машины – давно реализована «Яндексом» и «Ситигидом».

Кроме того, изобретатели презентовали системы, ориентированные на помощь инвалидам и раненым. Так, в Петербурге (он выбран в качестве экспериментальной площадки) скоро заработает программа «Говорящий город» для обеспечения безопасности слабовидящих. Это приложение для смартфона с gps-модулем, в который заложена информация обо всех социально важных городских объектах. Слепой гражданин может идти по улице, не видя ни одной вывески, а смартфон будет подсказывать, сколько метров осталось до ближайшей аптеки, автобусной остановки или дома быта.  Подойдя к двери, которую заблаговременно оснастят специальными датчиками, инвалид сможет воспользоваться тем же смартфоном, чтобы отыскать вход по звуку. Новинку начнут внедрять с троллейбусов и автобусов, потому что они уже подключены к ГЛОНАСС. Слабовидящий человек, сидя на остановке, в будущем будет заранее знать, какой автобус приближается к ней сейчас: то ли нужный ему номер, то ли ненужный, потому что бортовой компьютер автобуса заблаговременно отошлет соответствующий импульс.

Новинка от компании «Арнега» представляет портативный комплекс связи. Она предназначена для парамедиков, которыми у нас вот-вот заменят врачей «скорой». И служит для удаленного инструктажа врачом-реаниматологом человека, который ближе всех оказался к месту ДТП. Известно, что медицинская помощь на 90 процентов эффективна в первые 40 – 50 минут после травмы. Еще одна новинка – браслет, фиксирующий пульс и способный уловить предынфарктное состояние. Тогда он «заставит» хозяина припарковаться, если тот за рулем, и вызвать «скорую».

Другие инновации – это дорожные знаки  «пешеходный переход» со светодиодной подсветкой, включающейся при попадании в зону пешехода (модуль стоит 25 тысяч рублей). Это и экономичнее и эффективнее, чем когда подсветка горит нон-стоп.                     

Нина АСТАФЬЕВА, фото nnm.ru











Lentainform