16+

Могут ли граждане всерьез рассчитывать на приличную государственную пенсию?

04/10/2012

Могут ли граждане всерьез рассчитывать на приличную государственную пенсию?

Какой в итоге будет система начисления пенсий в России, до сих непонятно. На неделе в правительство РФ Минтруд внес проект Стратегии пенсионной реформы, рассчитанной до 2030 года. Известно, что Минфин и Минэкономики этот проект не согласовали - расхождения касаются накопительной части пенсии.


               Online812 спросил, чего ждать от пенсионной реформы, сотрудника Института экономической политики им Е. Т. Гайдара Владимира НАЗАРОВА, который изучил проект стратегии.

- Будет изменен пенсионный возраст?
– Он остается неизменным: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.  В проекте стратегии об этом ни слова – только намек на то, что все как-нибудь обойдется. Очевидно, что на тему повышения пенсионного возраста в силу ее непопулярности наложено политическое табу. Большинству экспертов очевидно, что до 2030 года пенсионный возраст будет поднят вне зависимости от политической воли или предвыборных обещаний.

- Может, обойдется без повышений возраста?
– В рамках распределительной пенсионной системы другого способа повысить соотношение средней заработной платы и средней пенсии  в долгосрочной перспективе не существует. Иное дело, что речь идет о длительном процессе, который может занять до полувека.

- Предлагается ли увеличить минимальный трудовой стаж?
– Из проекта стратегии не ясно, будет ли поднят минимальный стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Сейчас это всего лишь 5 лет, что является мировым рекордом. Достаточно странно, что люди, практически не работавшие всю жизнь, имеют право на получение именно трудовой пенсии, а не социального пособия в случае нуждаемости.

- А что можно сделать с трудовым стажем?
– Возможны два подхода к увеличению стажевых требований. Универсальный подход -  одномоментное повышение с 5 до 10 – 15 лет, потом постепенно до 20 лет, в отдаленной перспективе возможно увеличение до 30 – 40 лет. В ближайшие годы эта мера не дает ощутимого фискального эффекта и не затрагивает большого числа работников (15 лет трудового стажа есть практически у всех), однако она посылает обществу правильный сигнал: «трудовую пенсию получает лишь тот, кто ее заработал».

Дифференцированный подход – введение различных требований к минимальному стажу в зависимости от возраста выхода на пенсию. Возможность получения трудовой пенсии по старости определяется шкалой, сочетающей возраст и стаж. Так, выход на пенсию в 65 лет может требовать 15-летнего трудового стража, тогда как выход на пенсию в 60 лет  – существенно большего стажа (вначале 20-летнего с последующим увеличением до 30 – 40 лет).

- Было  много разговоров, что разработчики концепции предлагают создать три уровня стажа. Первый необходим для получения минимальной пенсии, на уровне прожиточного минимума. Второй – для получения пенсии побольше, и пенсия будет тем больше, чем больше стаж. Третий – для получения максимальной пенсии на уровне двух третей или даже трех четвертей от утраченных доходов. Как на самом деле?
– По сути, речь идет о двух уровнях. Первый – действительно просто дает право на получение трудовой пенсии. Это нижняя граница: те, кто отработал меньше, не имеют права на получение трудовой пенсии по старости, а могут претендовать лишь на получение социальной пенсии на 5 лет позже установленного пенсионного возраста. Сейчас таких людей практически нет, так как требование к минимальному стажу, простите за тавтологию, минимальное. В проекте стратегии ничего не говорится о том, что этот уровень будет поднят.

Второй уровень – это, напротив, максимальная граница. Минтруд предлагает перейти на новую пенсионную формулу, где каждый год стажа будет давать дополнительную прибавку к пенсии (сейчас все зависит от суммы страховых взносов, которые отчисляет работодатель). На всем промежутке от минимального до максимального (они его называют нормативным) стажа каждый дополнительный год занятости положительно влияет на размер пенсии. При достижении этого нормативного уровня, как я понимаю, никакой дополнительной прибавки к пенсии происходит не будет. Так как в стратегии пенсионная формула не представлена, то достаточно трудно судить, какое влияние на самом деле будет оказывать стаж на размер пенсии.

- Будут ли получать пенсию те пенсионеры, кто продолжает работать?
– В ближайшие годы, разумеется, да. Но в проекте стратегии сделан намек на то, что для высокодоходных групп (заработная плата выше средней) данный порядок может быть изменен. Однако никаких конкретных предложений в проекте нет. В настоящее время лишать работающих граждан пенсии неприемлемо. Многие пенсионеры работают не от хорошей жизни, а чтобы свести концы с концами.

- Останется ли накопительная часть пенсии?
– Можно выделить два направления изменения накопительной компоненты. Во-первых, повышение эффективности накопительной компоненты.  Второе направление – это перераспределение средств из накопительной компоненты в распределительную. Минтруд настроен на минимизацию обязательной накопительной компоненты (в идеале заменить ее на добровольную), большинство экспертов и экономический блок правительства настаивают на недопустимости демонтажа этого института.

В проекте стратегии представлен некоторый компромисс. Гражданам дается право выбора, в какой системе они хотят находиться: в распределительной или накопительной. Однако Минтруд предлагает по максимуму повлиять на граждан, чтобы они выбрали именно распределительную систему. Для этого предлагается использовать два инструмента. Во-первых, «по умолчанию» граждане попадают именно в распределительную систему. Как показывает практика, большинство граждан пассивны в своем выборе, если предоставить им возможность «выбора по умолчанию», то большинство предпочтет именно этот путь. Во-вторых, введение соплатежей со стороны граждан: возможность направлять 6% отчислений от их заработной платы в накопительную пенсионную систему предоставляется только при условии самостоятельной уплаты в накопительную составляющую дополнительного платежа в размере 2% от заработной платы.

Очевидно, что если не будут приняты меры по повышению эффективности накопительной компоненты и созданы дополнительные стимулы к накоплению, эти 2% тарифа могут отпугнуть от обязательного накопления даже самых ярых его сторонников. 

- Куда люди смогут инвестировать накопительный элемент, если им оставят такую возможность?
– В идеале – в глобальные рынки акций и облигаций. При этом соотношение акций и облигаций в портфеле должно зависеть от возраста человека. Для молодых людей доля акций в портфеле должна быть максимальной, по мере приближения к пенсионному возрасту целесообразно постепенное наращивание высоконадежных бумаг в портфеле с целью не допустить резкого сокращения объема пенсионных накоплений в момент выхода на пенсию.

- Некоторые пытаются накопить денег на пенсию самостоятельно – без помощи пенсионных фондов – это разумно?
– Можно рассмотреть следующий набор инструментов инвестирования: дети, свое собственное образование и здоровье (лучше иметь возможность работать дольше и с более высокой заработной платой, чем полагаться на государство), банковские депозиты (в нескольких валютах), ценные бумаги (в нескольких странах), недвижимость в России и за рубежом, золото и т.д. Чем больше диверсификация при условии того, что вы разбираетесь в том, во что инвестируете, тем лучше.

- Могут ли граждане в будущем всерьез рассчитывать на приличную государственную пенсию, ничего не инвестируя из своих доходов?
 - Нет.                    

Вадим ШУВАЛОВ











Lentainform