16+

Появились первые проекты реконструкции исторического центра Петербурга

12/10/2012

Появились первые проекты реконструкции исторического центра Петербурга

Программа реконструкции исторического центра Петербурга, о которой много говорят городские власти, в целом оценивается в 4 триллиона рублей (впрочем, в 2013 году на нее из бюджета выделят только 1 миллиард).


           На днях в рамках этой программы были представлены 11 проектов, поданных на архитектурный конкурс по концепции развития двух «пилотных кварталов»: «Конюшенная» (5 работ) и «Северная Коломна» (6 работ). Среди предложений семи мастерских много экзотики.


Появились первые проекты реконструкции исторического центра Петербурга

«Спектрум-Холдинг» предлагает выселить Университет им. Лесгафта и создать на его месте музейный комплекс. «А. Лен» – завести под землю автомобильное движение на Большой Конюшенной улице и создать подводный проезд под Зимней канавкой на Миллионной улице. 
«Горпроект» уверен, что можно сделать пешеходными набережные Крюкова канала и поднять лесгафтовский стадион на высоту 15 метров, чтобы под ним разместился надземный паркинг.

«Sodis» и «Генпроект» убеждены: надо сносить жилые дома напротив Мариинки-2, чтобы создать там открытые общественные пространства.

Об идее А. Литвинова убрать могилы с Марсова  поля сказано предостаточно. Еще он предложил пешеходную Дворцовую набережную, забрав транспорт в трубу на дне Невы.    
В октябре жюри должно отобрать лучшие идеи и выставить в интернете для публичного обсуждения. 


Конюшенная площадь

Можно ли отделить зерна разума от плевел пиара Online812 спрашивал у члена экспертной рабочей группы архитектора Рафаэля ДАЯНОВА.

- Как вы вообще относитесь к «Программе сохранения исторического центра СПб»?
- Идея витает в воздухе. С одной стороны образцы комплексного капитального ремонта  советских времен, например на улице Марата, с полной утратой домами своего лица, никого сейчас не устраивают. Но, с другой, невозможно оставлять все как есть, и ждать, когда  здания начнут физически разрушаться.

Кроме того, город не может существовать в закупоренном виде с глухими дворами и другими внутриквартальными пространствами.

- Тогда почему только сейчас о такой программе заговорили?
- Когда начинаешь заниматься подобными вещами, то сразу выясняется, что существует приблизительная информация о размерах и состоянии жилого и нежилого фонда, об инженерной и транспортной инфраструктуре, об экологической ситуации, что представляют собой каждый двор, каждая постройка.

Ни у кого нет общей картины. Приведу аналогию с человеческим телом: видим, что есть две руки, две ноги, голова, но плохо представляем себе состояние внутренних органов. Обращается к доктору, но тот не готов помочь сразу, ему требуются анализы, обследования. У нас нет практики реконструкции таких огромных пространств. В Европе она есть, скажем, у Берлина после объединения Германии. Но разница в том, что и прежде там хорошо содержали и западную,  но и восточную (чуть хуже) части города.

- С чего начинать?
- Нужно обмерять здания, помещения, проводить экспертизы технического состояния несущих конструкций. Продолжая аналогию, не в воде ли у нас ноги  и не продырявилась ли шляпа.
Город пытается создать Программу сохранения центра, чтобы понять, что делать со всем этим, и сохранить историческое и культурное наследие. Мне не только как профессионалу, но в большей степени как горожанину интересно, что мы знаем про город, что можно ему «прописать». Поэтому я участвую в работе экспертной группы.

- Программа рассчитана на 5 лет. Этого времени разве хватит?
- Если мы говорим про весь исторический центр от островов до Обводного канала, то надо лет 50. Историческим центром всерьез никто не занимался многие  десятилетия.

- В качестве пилотов для программы выбраны кварталы «Северная Коломна» и  Конюшенная». Верный выбор?
- Наверное, это показательный выбор. Эти две территории тесно связаны, это самое историческое место Петербурга, важнее, скажем, Петроградской стороны. Приведение в порядок этой части потянет за собой  весь город.

- В чем заключалась работа экспертов?
- После первого этапа конкурса, который завершился летом, стало ясно, что необходимо не короткое конкурсное задание, а подробное техническое задание для проектировщиков. Думаю, что оно важнее, чем сами проекты.

- Что содержит техническое задание?
- По тем разделам, которыми я занимался, это прежде всего, напоминание конкурсантам про 820-й закон о границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия, необходимость представления историко-градостроительного опорного плана. Надеюсь, участники второго этапа получили техзадание.

- Основная идея конкурса – создание гуманной современной среды обитания при сохранении исторического наследия?
- Если следовать 820-й закону, то ничего нельзя делать.

- Вы хотите сказать, что Программа противоречит 820-му закону?
- Полагаю 820-й закон надо развивать, так как это делается в европейских исторических городах. Каждый участок, корпус и флигель должны быть описаны с рекомендациями по дальнейшему приспособлению, и обозначены участки для возможного строительства или регенерации. Тогда этот закон руководство для инвестора и архитектора. Это работа не только для КГИОП, но многих других комитетов.
Фактически КЭРППиТ, организуя конкурс, призвал к началу этого процесса.

- Как оцениваете проекты участников конкурса?
- Общее впечатление – удручающее. За два месяца, которые отвели на проектирование, ничего серьезного создать невозможно. Эта работа не для одной мастерской.

- Но никто и не требовал полноты, речь шла о мозговом штурме.
- Только в проекте «Студии 44» заложены идеи, с которыми можно дальше работать.

- Какие?
- Первая: единство пространства от Конюшенной площади до Новой Голландии. Это ось длиной 3,5 км, на которую насажены все основные объекты Петербурга. Вторая: рассмотрение внутренних пространств, прежде всего дворов, как точек для развития, мест для общественной жизни.

- Как вам предложения загнать транспорт под улицы, например, под Большую Конюшенную и сделать ее  пешеходной. Или сделать пешеходными набережные Крюкова канала?  Или пустить по  Неве в трубе машины, и сделать пешеходной Дворцовую набережную?
- Что касается транспортных проблем, то они не решаются в масштабах квартала или выставленных на конкурс территорий. Вы  построите  подземный паркинг, привлечете новые автомобили и  увеличите пробки. Надо ограничивать въезд в центр.
Когда мы занимались Шведским домом на Малой Конюшенной то выяснилось: ниже лежней времен Екатерины II, на которых держится здание, находится  вода. Мы ниже не полезли. Подземные парковки и проезды нарушат водный режим, лежни, на которых покоится наш город, высохнут, а вслед за этим поплывут здания. Возможны только редкие исключения, локальные заглубления.

- Как для  Мариинки-2?
- Чудо, что там не поплыли соседние здания, еще посмотрим, как будет дальше. Помните историю со строительством «Невского паласа» и что произошло с его соседями.

- Если под землей строить нельзя, то что делать?
- Строить небольшие  паркинги с таким расчетом, чтобы не перегрузить магистрали.


Паркинг под Мойкой

- Что  вы как эксперт сдали жюри?
- Заполнил многостраничную таблицу, расставив баллы  каждому участнику по десяткам параметров. Я сделал ее резко. С точки зрения охраны памятников, стратегические решения есть у «Студии 44», что-то разумное встречается у «А. Лена». Все остальное – ниже критики. Допускаю, что иные эксперты со мной не согласятся.


Пешеходная набережная у Военно-морского музея

Появились первые проекты реконструкции исторического центра Петербурга

Справка

В конкурсе на разработку концепций развития кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» участвовало 11 работ. Мастер-планы по развитию территории Новой Голландии представили 7 компаний «Содис строй», «Студия 44», «А. Лен», «Горпроект», «Генпроект». «Спектрум-Холдинг», Архитектурная ассоциация А. Литвинова.                   

Вадим ШУВАЛОВ

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform