16+

Чем этот Петербургский кинофорум отличился от предыдущего

12/10/2012

Чем этот Петербургский кинофорум отличился от предыдущего

В Петербурге завершился Первый, он же Третий международный кинофорум. Официально каждый из четырех входящих в него фестиваля («Начало», «Послание к человеку», «Виват кино России» и Международный кинофестиваль) имел свое начало и свое окончание, последним должен был закрыться Международный кинофестиваль.


                 Правда, оппозиционное «Послание к человеку» исхитрилось: провело церемонию закрытия 28 сентября, но показы продлило до 29-го.

То, что «Послание» находится в оппозиции к  международной части Кинофорума и к ее организаторам, стало ясно со всей очевидностью. Если в начале Кинофорума президент «Послания» Алексей Учитель лишь подчеркивал, что его фестиваль носит не подведомственный, а партнерский статус, а другие организаторы «Послания» скромно отмечали, что  достоинства их конкурсной и внеконкурсной программы несравнимо выше, чем у Международного кинофестиваля, то  28 сентября конфликт практически вышел наружу.

На пресс-конференции, посвященной закрытию «Послания»,  после  невинного журналистского вопроса про кинорынок, который может дать толчок развитию Кинофорума в целом, присутствовавший  вице-губернатор Василий Кичеджи ответил, что  главными результатом Кинофорума для Смольного будет статистика зрительских посещений. На что обычно корректный Алексей Учитель заявил, что абсолютного равенства на фестивалях быть не может и  здесь, как и в спорте, есть рейтинги. Подразумевалось, что у «Послания» этот рейтинг выше. Кроме  того, он заявил, что в последнее время  киномероприятия  в городе проходят в новом формате, и формат этот каждый год оказывается неудачным.

Раздражение Алексея Учителя, очевидно, было связано как с тем, что фестивалю «Послание» так и не удалось отмежеваться  от Кинофорума, так и с оттоком зрителей с фильмов «Послания» на другие программы форума. 

Судя  по всему, с точки зрения организаторов «Послания», самый удачный формат проведения Кинофорума – проведение  фестивалей одного за одним в течение целого месяца, чтобы  программа одного не конкурировала за зрителя  с программой другого. Однако понятно, что Смольный не готов обсуждать такой формат Кинофорума в таком режиме и в таком тоне. Василий Кичеджи заметил, что главным заказчиком фестиваля является город и, сославшись на занятость, ушел.

Также было ясно, что Смольный в ситуации с Кинофорумом хочет усидеть на двух стульях -  не только получить большое киномероприятие, но и продемонстрировать либеральность по отношению к самолюбивой фестивальной общественности. Правда, это не решило проблем с показом сербского фильма «Клип», не получившего в России прокатного удостоверения. Молодежная драма  режиссера Майи Милош была заявлена в программе

«Послания», но к дню официального закрытия  показана так и не была.
У Международной части Кинофорума другие проблемы – уже который год она находится в положении девицы на выданье, которая очень хочет, но никак не может  выйти замуж. Если в прошлом году все трудности Кинофорума организаторы списывали на молодость своего мероприятия, то в этом году команда Марии Авербах  оказалась в  еще более трудном положении – они пришли на чужое место и времени на подготовку у них было меньше. Да и прошлогодний старт Кинофорума выглядел эффектным. То, что получилось в этом году, выглядело по сравнению с прошлым годом более провинциальным.

По крайней мере, в том, что касается церемонии открытия и представительской части фестиваля. Если в прошлом году по красной дорожке шла Настасья Кински, то в этом году это были городские  чиновники и немногочисленные российские  звезды. И хотя  петербуржцы любят Светлану Крючкову больше европейских актеров, было понятно, что со звездами  у Санкт-Петербургского международного кинофестиваля вышел недобор.

На нынешнем форме ощущалось отсутствие деловой программы. В отличие от прошлого года, не было ни одного «круглого стола», ни одной площадки, на которой режиссеры и продюсеры обсуждали бы художественные и деловые вопросы (организаторы объяснили это отсутствием времени и сил).  Арт-директор фестиваля Кирси Тюккюлайнен, правда, пригласила европейских сейлз-агентов чтобы показать им несколько новых российских фильмов, но мероприятие это носило закрытый характер.

Впрочем,  кинопрограмма международной части выглядела интересно – отборщикам удалось получить в конкурсную программу фильмы  Брийанте Мендосы и Алексея Балабанова, а посещаемость кинотеатра «Аврора» превысила в шесть раз среднюю посещаемость кинотеатра в будние дни.

Из плюсов других составных частей кинофорума: «Виват кино России», консерватизм которого традиционно вызывал в среде киноманов иронию, неожиданно показал очень удачную подборку новых российских фильмов. «Начало» привезло Шарунаса Бартоса. Но больше всех блеснуло «Послание».

Его минималистичные и элегантные церемонии открытия и закрытия,  эпатажные персонажи – снимающая фильмы про профсоюзное движение Светлана Баскова,  легендарный Сергей Лозница со своей  новой лентой, произвели на наблюдателей сильное  впечатление.

Понятно, что у всех петербургских киномероприятий одни и те же проблемы: отсутствие организационного блеска и  страшный дефицит кадров.  На фестивалях часто работают случайные люди, нет отработанной системы доставки копий фильмов: на Санкт-Петербургском международном из-за технических проблем  не показали фильм «Первороссияне», «Послание» не успело сделать к открытию полноценный каталог. Наконец, у всех есть проблемы с наполнением фестивальной программы. На том же «Послании» не был выдан главный приз национального конкурса документального кино, так как жюри не увидело ни одного фильма, который бы отражал время. 

Понятно, что в теории все можно устроить очень даже хорошо – так, чтобы фестивали форума помогали друг другу. Международный фестиваль выполнял бы представительские функции, приглашая звезд и устраивая  статусные мероприятия, «Послание» показывало бы неформатное кино, а гости Международного фестиваля проводили мастер-классы для молодежи на «Начале». До всего этого пока руки у организаторов не дошли.                  

Елена НЕКРАСОВА , фото euromag.ru











Lentainform