16+

Как будут строить высокоскоростную магистраль между Петербургом и Москвой

17/10/2012

Как будут строить высокоскоростную магистраль между Петербургом и Москвой

В РЖД представили новый проект ВСМ. Высоко-скоростную магистраль предлагается прокладывать поэтапно, так как на всю дорогу целиком в российском бюджете нет средств. Первые экспрессы ВСМ должны помчаться от подмосковного Крюкова до виртуальной станции Логовежь. Последняя пока существует лишь в планах РЖД, сейчас на ее месте – леса и поля. Кто и зачем будет ездить по недостроенной ВСМ? – удивлялся Online812.


             АО «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД) предложило строить ВСМ между Петербургом и Москвой по частям. Раньше новую высокоскоростную ветку длиной в 660 км  планировали проложить между двумя столицами к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Для этого РЖД  требовалось примерно 800 миллиардов рублей из бюджета, и еще 330 миллиардов должны были дать инвесторы.

В компании уверяли, что правительство РФ одобрило схему финансирования.  Кроме вложений в капстроительство, государство, согласно схеме РЖД, должно было и после запуска магистрали ежегодно в течение 10 лет выделять на нее по 260 миллиардов рублей.

«Скоростные магистрали» неоднократно объявляли о старте проекта ВСМ «Москва – Петербург», много раз обещая, что вот-вот будет объявлен международный тендер, до последнего уверяя, что все идет по плану.

- Отсрочки связаны с бюрократическими процедурами, -  еще весной объяснял Online812 руководитель пресс-службы АО «Скоростные магистрали» Константин Черняев.  Тогда он говорил, что международный тендер состоится в конце августа.

Но тендер так и не состоялся.  Дорогу прокладывать не начали. Всем давно стало понятно, что к чемпионату мира по футболу ее уже точно построить не успеют.  Позже выяснилось, что и денег на ВСМ  в российском бюджете нет, и даже не предусматривалось. АО «РЖД» оказалось в неприятной ситуации. Но от высокоскоростной сверхидеи не отказалось.

В начале октября в Общественной палате РФ состоялось заседание по вопросам развития высокоскоростного движения. Там был представлен новый поэтапный вариант создания ВСМ. Железнодорожники предложили построить сначала лишь один высокоскоростной участок – от  Крюкова (окраина Москвы) до пока не существующей станции Логовежь, расположенной в Тверской области.  Это потребует значительно меньших затрат из бюджета – примерно 130 миллиардов, если схема финансирования останется такой, как прежде предлагало РЖД: 70% – государство, 30% – инвесторы.

Общая стоимость строительства первого участка составит 186,5 миллиарда рублей. Его протяженность  – 180 километров. Путем элементарных вычислений получается, что стоимость прокладки одного километра ВСМ – больше миллиарда рублей, то есть более 10 тысяч рублей за сантиметр дороги.

Схема строительства дороги кажется несколько странной, так как непонятно, кто, куда и, главное, – зачем? – по ней будет ездить. Зачем кому-то может понадобиться сверхбыстро добраться в не существующую пока даже на карте Логовежь?

Как объяснили Online812 в «Высокоскоростных магистралях», по первому участку ВСМ будет ездить много пассажиров.
– Это очень важный отрезок, – говорит сотрудница пресс-службы Екатерина Волкова. – Он соединит Москву и Тверь.

По ее словам, новый высокоскоростной кусочек дороги будет соединен с существующей Октябрьской магистралью. Пассажиры смогут быстрее проехать от Москвы через Крюково в Новую Тверь (пока не существует), оттуда – в Логовежь (не существует) и дальше по соединительной ветке – на действующую магистраль Москва – Петербург.  Таким образом, время в пути от Москвы до Новой Твери составит примерно 40 минут. Станцию Новая Тверь, так же как и Логовежь, планируют возвести специально для приема высокоскоростных поездов. Первая расположится где-то неподалеку от Твери, вторая – в лесах и полях в 223 км от Москвы. 

По словам Екатерины Волковой, после открытия высокоскоростного участка  через него, вероятно, пустят «Сапсаны». Это позволит освободить главный ход Октябрьской дороги для грузовых поездов и подмосковных электричек.

Насколько после этого сократится время в пути между Петербургом и Москвой, в «Скоростных магистралях» почему-то сказать не смогли. Online812 подсчитал, что если не брать в расчет время переезда между двумя  ветками (скоростной и основной),  тогда «Сапсаны» приезжали бы примерно на 15 минут раньше. Если этот фактор учитывать, тогда временной эффект от высокоскоростного участка начинает стремиться к нулю.

В «Скоростных магистралях» говорят, что объявят тендер и закупят импортные высокоскоростные поезда, которые после введения в строй участка Крюково – Логовежь, будут курсировать между Петербургом и Москвой. Цены на билеты обещают сделать «сравнимой с ценами на «Сапсан».

Будет гибкое тарифообразование, в зависимости от времени суток и класса проезда, – говорят в «Высокоскоростных магистралях». Куда будут прибывать новые поезда, пока не ясно.
– Вероятно, на Ленинградский вокзал, – размышляют в компании. А в Петербурге – на Московский.

Чтобы быстрее начать строительство ВСМ, в РЖД готовы не объявлять тендер на проектирование, а сделать все силами собственного проектного офиса. Подготовка проекта  может финансироваться из прибыли АО «РЖД», ранее предназначавшейся на выплату дивидендов акционерам. Общая стоимость инженерно-изыскательских работ на первый участок оценивается приблизительно в 3 миллиарда рублей.

По мнению проректора Петербургского университета путей сообщения Игоря Киселева, строительство  ВСМ по частям – это нормально.
– Первый участок всегда рассматривается как опытный, он очень важен. Раньше опытным для ВСМ планировали сделать отрезок от Петербурга до Новгорода. В каждом регионе есть своя специфика – климатическая, природная, географическая, эксплуатационная. На опытном участке опробуются все решения. Участок ВСМ из Москвы в Подмосковье сразу же войдет  в эксплуатацию – как очень важный элемент межрегионально-пригородной зоны. С началом его эксплуатации начнется и возврат средств, – говорит Игорь Киселев.


Как будут строить высокоскоростную магистраль между Петербургом и Москвой

Глава «Скоростных магистралей» Денис Муратов в одном из интервью как-то сообщил, что на каждый вложенный в ВСМ рубль государство должно получить доход примерно 4 рубля.

Что пишут на форумах о новой ВСМ

- Производит впечатление горячечного бреда. Это что, новый (скороспелый) вариант ВСМ? «За полчаса» ехать предлагают не до Твери, а до станции Новая Тверь. Во время 1-го явления проекта ВСМ это чудо предполагалось у деревни Лебедево, от которой до Твери еще на маршрутке пилить опять же с полчаса...

- Какого, спрашивается... строительством ЖД и его проектированием в Московской области занимается питерская контора? Они-то понимают, с другого конца ветки, что нам здесь крайне важно до Твери быстро добраться?

- Жители Твери счастливы!  Им будет удобно ездить на работу! Только все заработанное будет уходить на оплату проезда

Сколько стоит километр железной дороги?

* Стоимость строительства высокоскоростного участка Крюково – Логовежь – примерно $33 млн за 1 км.
* Согласно стратегической программе ОА «РЖД» до 2030 года, по данным СМИ, средняя стоимость строительства новой железной дороги в России составляет $6,7 млн за 1 км.
* Стоимость железной дороги в обход провала калийного рудника в Березниках составила почти $7 млн за 1 км.
* Стоимость строительства ветки в аэропорт Шереметьево — $10 млн за 1 км.

Но так дорого РЖД строят дороги только в России.  В 2008 году РЖД планировали прокладывать  дорогу в Саудовской Аравии из расчета $1,54 млн за 1 км. Компания выиграла международный тендер, но потом его отменили. По сообщению журнала «Коммерсантъ Деньги» от 28.01.2008 г.,  АО «РЖД» готово было возвести там 520 км путей,  621 водопропускную трубу, 20 верблюдопереходов, 26 автодорожных и железнодорожных путепроводов и 8 мостов за $800 млн. Победу  РЖД принесла  низкая запрошенная цена – более чем в четыре раза ниже, чем компания обычно тратит на аналогичное строительство на родине.               

Мария ГОРДЯКОВА








Lentainform