У Владимира Соловьева (канал Россия) участвовал в дискуссии о хиджабе в школе. Моя позиция такая. Во-первых, не рой другому яму. Если православные поддержат либералов, требующих запрета на мусульманскую символику у школьников, то вскоре под удар попадут и наши нательные крестики или дневники с изображениями храмов.
2. Опознавательно-религиозная, конфессионально-идентифицирующая символика недопустима только в том случае, если она становится поводом к нарушению равенства. То есть если учителя прибавляют или убавляют «балл» за то, что ребенок относится к определенной этно-конфессиональной группе. Если же школа нейтральна – то почему от детей надо требовать отказал от их конфессиональной идентичности? Это же касается и самого детского коллектива.
3. Нейтральность школы в религиозном вопросе не означает стерилизации школы от религии. Школа может быть двояко нейтральна: а) запретить все религиозные символы; б) спокойно относиться ко всем же религиозным символам. Я – за второй вариант.
4. Если кого-то напрягает вид чужой религиозной святыни – это проблема дурного воспитания того, кто оскорбляется, но не того, кто просто носит свою святыню.
5. При этом нужно помнить, что у такой толерантности есть границы. Гейдар Джемаль на этой же передаче требовал, чтобы в школьных занятиях делали перерыв для совершения намаза. А в Австрии, в одной из школ Линца трое отцов (двое босняков и один чеченец) потребовали от учителей в жесткой форме:
– обязательного ношения платков учительницами и директрисой;
– запрещения учительницам делать замечания мужчинам, пускай и школьного возраста;
– права их детям не обращаться к женщинам на "Вы" (это не шутка);
– запрещения их правоверным детям принимать участие в совместном пении, как акте "проституции".А в школе им. Рютли в Новом Кёльне (район Берлина) директриса школы Бригитта Пик потребовала роспуска собственной школы. Насилие, царящее в ней, полностью вышло из-под контроля, занятий практически нет, идут непрерывные драки, выбиваются двери, жгутся петарды, учителей избивают или игнорируют.
В школе – 20% школьников коренной немецкой национальности. Их называют "свиноедами", и они – самая забитая и бесправная часть школьного населения. Упоминается и о том, что школьники-немцы стараются говорить с акцентом, чтобы не нарываться на неприятности и не отличаться от основной массы...
У толерантности должны быть границы. Но если «дать бой» на линии платочков – то провал этого фронта может быть воспринят как тотальная капитуляция и по всем остальным вопросам. Поэтому из-за платочков лучше не ссориться.
Андрей КУРАЕВ, diak-kuraev.livejournal.com, фото pravmir.ru
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
- Вячеслав Володин спросил по-ленински: с кем вы, мастера культуры?
- Сергей Лавров: "Перебесятся наши западные партнеры"
- «Мы не можем забираться на броневик». Почему Яндекс не стал громко обозначать свою позицию в конфликте?
- Способен ли Абрамович остановить спецоперауию на Украине
- Международные санкции к Банку России означают финансовую войну с тяжелейшими последствиями для всех
- О чем Россия и Украина пытались договориться за столом переговоров?
- Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?
- Что имел в виду Путин, отдавая приказ перевести силы сдерживания армии в особый режим несения боевого дежурства?
- Медведев: у России появилась возможность восстановить важные институты, типа смертной казни
