16+

«Нынешний писк моды – сериал о полицейском на грани нервного срыва»

26/10/2012

ВИКТОР ТОПОРОВ

Пока суд да дело, зрители НТВ посмотрели 32-серийный отечественный телефильм, по качеству практически не уступающий американскому полицейскому сериалу (особенно с оглядкой на то, что бывают такие сериалы самыми разными) и наступающему Америке на пятки полицейскому сериалу западноевропейскому.


             Самое удивительное в том, что этот отечественный сериал, будучи совершенно оригинальным по замыслу, органически вписывается в модные на Западе тренды. Речь идет, разумеется, о сериале «Карпов» – но сначала несколько слов о трендах, в которые он вписывается.

Обилие (чтобы не сказать засилье) полицейских сериалов уже давно аукается пресыщением, причем все они или почти все поразительно стандартны, различаясь лишь когда более, когда менее удачным подбором исполнителей и мерой реалистичности. В принципе полиция что в Майами, что в Нью-Йорке, что где-нибудь в Ливерпуле действует совершенно одинаково и проблемы у нее тоже сходные: недостаток финансирования, коррупция, постоянное балансирование на грани закона – и неспособность, оставаясь в рамках закона, добираться до главных злодеев, – постоянные помехи, чинимые «хорошим полицейским» отделом внутренних расследований.

Столь же стандартны и сами «хорошие полицейские», а также методы «утепления» их образов. Все они много работают и мало зарабатывают – и как раз поэтому у них не складывается личная и в особенности семейная жизнь. И если отыщется в их среде образцовый и образцово-счастливый семьянин, то он или окажется «оборотнем», или его пристрелят, или и то, и другое сразу. В результате, вопреки ухищрениям сценаристов и режиссеров, получаются по слову Гоголя, не фигуры, а селедки. Даже если «хорошим полицейским» оказывается (как в сериале «Прослушка») мулатка-лесбиянка, решающая для вящего оживляжа забеременеть.

Исчерпан уже и ресурс «хорошего и плохого полицейского в одном флаконе» – «плохого лейтенанта», по названию знаменитого фильма Абеля Феррары (пару лет назад прошел по экранам его, увы, бездарный ремейк). Нынешний писк моды (он же тренд) – сериал о полицейском на грани нервного срыва, а то и за этой гранью; о полицейском в измененном состоянии сознания; о полицейском, заведомо, с самых первых кадров обреченном на мучительную и бесславную смерть – и это с самого начала осознающим; о полицейском-камикадзе, о полицейском, бегущем амок, и черпающем моральное оправдание своим сплошь и рядом аморальным действиям (и завоевывающем зрительские симпатии) как раз благодаря этому.

Таков и «Карпов» – один из бесчисленных побочных продуктов многолетней франшизы под названием «Глухарь». Сам по себе Глухарь, то есть майор Глухарев, – типичный «хороший и плохой полицейский в одном флаконе» – и его роль прекрасно сыграл хороший театральный актер Максим Аверин, обладающий мощной позитивной аурой и вполне заслуженно полюбившийся зрителям неплохого и, по нашим меркам, довольно реалистического (особенно поначалу) сериала.

Но уже в оригинальном сериале было заметно, что Аверина переигрывает Владислав Котлярский в роли главного злодея (однозначно «плохого лейтенанта») подполковника Карпова. Аверин был в хорошем смысле театрален, Котлярский – жизненно убедителен. Чувствовалось, что это масштабный трагический актер, которому в рамках полукомедийного сериала «как бы про жизнь» просто-напросто негде развернуться. В сериале «Карпов» этому трагическому актеру придумали адекватную и, вместе с тем, трендовую историю – и всё срослось. Ну, или почти всё.

На переходе от «Глухаря» к «Карпову» подполковник превратился – с полуторным превышением числа жертв – в пресловутого майора Евсюкова. Потерпев карьерное и коммерческое фиаско, подставленный и преданный подчиненными (они же, впрочем, скорее подельники), он напился и в состоянии патологического опьянения расстрелял одиннадцать человек. Точнее, десять с половиной – одна из жертв выжила, правда, с поврежденным позвоночником и изломанной психикой.

Признав опьянение именно патологическим, экспертиза и суд поместили разжалованного подполковника в психиатрическую лечебницу, откуда его три года спустя и выпустили – на принудительное лечение в диспансере, то есть на уколы, превращающие недавнего супермена и изверга в «овощ».

И вот убийца Карпов выходит на свободу – с этого-то и начинается действие в одноименном сериале. То есть попадает из одного ада в другой: ведь здесь его если и ждут, то только затем, чтобы отомстить и унизить. Его поджидают и избивают родственники жертв, над ним – «овощем» – измываются те, кого он когда-то упек за решетку, его ненавидят в полиции, честь которой – еще в бытность ее милицией – он навсегда запятнал. Не говоря уж об «аде, который всегда с тобой», – об обрывочных, но оттого ничуть не менее жутких воспоминаниях (частично галлюциногенных) о содеянном. И при всем при том разжалованный подполковник Карпов, повторяю, «овощ», – у него отсутствует не только сила, но и желание жить. Он совершает неудачную попытку самоубийства.

Таким образом, социализация Карпова начинается с небывало низкого старта – и первые серии (как, впрочем, и последняя) здесь самые лучшие. Путь воина – это путь к смерти, – а Карпов не только «овощ», но и воин, – и его обреченность осознаешь буквально с первых кадров. И сам он осознает ее тоже. Забегая вперед, отмечу, что телефильм заканчивается гибелью главного героя – гибелью, как выясняется, иллюзорной (потому что уже объявлено о съемках второго сезона «Карпова», а значит, ему и женщине-полковнику, которую он убивает в финале первого сезона, удается каким-то образом перехитрить злодеев), – и эта иллюзорность ошибочна, и этот второй сезон неизбежно окажется провальным, а точнее, непременно скатится в привычную сериальную банальщину, потому что такой герой просто-напросто не может, искупив вину кровью, превратиться в нормального человека: ему ведь и впрямь нет места среди живых.

Драматические перипетии сюжета (появление дочери и возлюбленной, обаятельного друга-бандита и заклятого врага-полицейского, суперменские подвиги уже в новом качестве – или все-таки в прежнем?) пропущу. Отмечу лишь, что в сериале удачно, практически безошибочно, подобраны типажи и наличествует, наряду с ролью Котлярского, еще одна блестящая, пусть и не столь блестящая, актерская работа: Степан Рожнов в роли зловещего капитана Зотова (по сути дела, «Карпова.2.0», только молодого). Хороша, хотя самую малость пересироплена, недостреленная жертва и нынешняя возлюбленная Карпова в исполнении Юлии Майбороды...

К сценарию претензий, пожалуй, больше: во-первых, имеются нестыковки; во-вторых, программно объявив устами разжалованного подполковника: «Я человек везучий, но несчастливый», создатели сериала этой карповской везучестью как сюжетообразующей конструкцией явно злоупотребляют; в третьих, сериал явно затянут как минимум на 8 серий (а то и на все 16); а в-четвертых… Впрочем, четвертая претензия адресована не столько сценаристам, сколько продюсерам телефильма.

В сериале Карпову противостоит как абсолютное зло некая зловещая организация высокопоставленных полицейских чинов, занимающихся бессудными расправами над пойманными и изобличенными преступниками, – организация не столько мстителей, сколько палачей. Отмечу в скобках, что слухи о такой организации ходят давно, однако – подобно легендам о «белых колготках» или о «снаффе» – не находят подтверждения, хотя вроде бы и не опровергаются...

Дело, впрочем, не в этом. В нашей стране традиционно отсутствует правовое сознание; выбирая между законностью и справедливостью, мы голосуем, что называется сердцем, за справедливость, – и организация «палачей» не вызывает у зрителя того отвращения и, главное, отторжения, на которое, по-видимому, рассчитывали создатели телефильма. А значит, он в этом – решающем – месте и художественно, и нравственно пробуксовывает.

Тем не менее, «Карпов» – выдающийся сериал. Пусть и проигрывая по целому ряду параметров, скажем, английскому «По долгу службы», французскому «Налету», датским «Убийству» и «Мосту», он, однако, выдерживает сравнение с ними, он проигрывает им не нокаутом, а по очкам. И Владислав Котлярский – запомните это имя. Актер на уровне покойных Болтнева и Дворжецкого. И аура тотального обмана – здесь все обманывают всех и буквально каждый обман выходит в конце концов боком самому обманщику – точь-в-точь как в жизни…

Но только запомните: «Карпов», а не «Глухарь»; «Карпов», а не «Пятницкий», «Карпов», а не «Пятницкий. Глава вторая», которого – закончив показ «Карпова», – гонят сейчас в рамках той же франшизы по тому же НТВ.                         

ранее:

«Книга о Путине в искусстве. Это что-то новое...»
«Прочитал новый роман за 20 минут...»
«У нас в стране три телеканала политического влияния. А все остальное – так, семечки»
«Раз в два года перечитываю «Бесов», неизменный текст которых всякий раз звучит по-новому»
Мне приснился сон, по преимуществу эротический
«Идет у меня в комментах в Фейсбуке болезненный и малоприятный разговор на еврейскую тему...»











Lentainform