16+

С какими проблемами сталкиваются частные школы в Петербурге

30/10/2012

С какими проблемами сталкиваются частные школы в Петербурге

Несмотря на различие в образовательных программах, все государственные школы похожи одна на другую, потому что рассчитаны на стандартного ученика. А ведь все дети разные, многие из них требуют других форм обучения. И находят их в негосударственном секторе.


              Насколько востребованы в Петербурге  частные школы и каково их будущее. Эти и другие проблемы обсуждают руководители негосударственных школ города, принявшие участие в заочном круглом столе Online812.

Я бы в платную пошел…

Частные школы возникли в эру перестройки, когда рынок еще был неуправляемым, а любой спрос рождал самые незамысловатые предложения. Школы, для которых единственной целью было зарабатывание прибыли, канули в небытие. Остались те, кто сумел продержаться на плаву, удовлетворяя запросам современных учеников и их родителей. Хотя для кого-то эти запросы выражаются в комфортных условиях пребывания, для других – в творческом развитии личности, для третьих в уровне образования. А есть и такие дети, которые в государственных школах учиться вообще не могут.

В Петербурге около 70 частных школ. По мнению всех участников «круглого стола», основное различие частных и государственных школ состоит не в количестве  предметов и уровне образования, а в подходах к обучению, то есть в качестве самого процесса получения знаний.

– Когда в классе 25 человек, говорить об индивидуальном маршруте ученика, который провозглашен в новом стандарте обучения, нельзя, – считает директор частной школы «Театра, Телевидения и Шоу-Бизнеса» Анна Тимофеева. – Школа не должна играть роль конвейера, на котором производят тех, кто должен сдать ЕГЭ. Главное в учебной деятельности – это личностное развитие ученика. Мы стараемся максимально реализовать его склонности и способности в ходе учебного процесса, активно применяя средства арт-педагогики. В наших классах от трех до десяти человек, поэтому учитель имеет возможность выслушать каждого ученика и мотивировать его на учебу.

– Небольшое количество учеников в классе – это еще и возможность подтянуться для тех, кто запустил школьную программу, – добавляет директор частной школы «Унисон» Лариса Чиховская.

У каждого школьника своя мотивация к учебе, и далеко не всегда это «пятерка». Не заставить, а научить учиться – проблема, которую не удается решить в государственных школах, где многие дети вообще теряют интерес к знаниям. В частных школах на это обращают основное внимание. Нежелание учиться у старшеклассников часто связано с огромным количеством ненужных предметов, которые только отнимают у ребенка время.

– Самое ценное и невосполнимое, за что должны бороться школа и семья – время ребенка, которое нельзя заполнять пустыми и формальными уроками, на которых ученик не получает знаний, – считает директор частной школы «Альма Матер» Татьяна Щур. – Поэтому мы ищем формы обучения, позволяющие сделать урок эффективным. За всю историю школы у нас было всего два случая, когда ребенка невозможно было научить, и то потому, что этого не хотела  семья.

Возможность обучения по индивидуальным программам и дистанционно – несомненное преимущество частных школ. По мнению директора школы «Экспресс» Ольги Владимирской, самостоятельно учиться могут далеко не все. К такой учебе чаще всего могут приспособиться мотивированные дети, те, кто уже выбирает, чем он будет заниматься в дальнейшем.

– Учеба -  это ведь в большой степени труд, и не всегда простой и радостный, – считает Ольга Владимирская.

В эту школу приходят разные ученики – дети с ослабленным здоровьем, т. н. «неуправляемые подростки», но все больше тех, которые уже с 5-7 класса определили свою профессию.

– Это не «ботаники», а дети, которые понимают, кем хотят стать, поэтому сами строят свое будущее. А мы им в этом помогаем. Одна из наших учениц занимается фигурным катанием и живет в Канаде, она учится на одни пятерки, хотя приезжает в школу один раз в год.

Для таких учеников выбор предметов особенно важен. В школу «ТТИШБ» идут подростки, которые обладают ярким творческим потенциалом. Творческая среда стимулирует появление высокой мотивации в обучении, расширяет границы восприятия мира, давая возможность учащимся реализовать себя в полной мере. Учебный план построен так, чтобы выпускник мог выбрать любой вуз от театрального до инженерно-экономического. Выпускники школы учатся в СПбГУ, СПбГУЭФе (ФИНЭК), ИНЖЭКОНе, СПбГУКиТ, СПГАТИ.

Учиться будем радостно

Компьютерные классы и интерактивные доски – это дань времени, с которым необходимо идти в ногу, но не суть обучения, считают участники круглого стола. Гораздо важнее придумать такие способы обучения, которые бы позволяли сделать успешным любого ученика. В школе «Альма Матер» ученики разделены не на классы, а на учебные потоки по темпу восприятия информации. Ведь каждый ребенок по-разному усваивает материал. Кому-то надо больше времени, чтобы обдумать тему, другой – схватывает на лету.

– Дети с быстрой реакцией могут глубже проникать в тему, заниматься исследовательской деятельностью, но ни одна группа не «убегает» вперед, – рассказывает Татьяна Щур. – Система оказалась полезной для всех. У школьников растет желание учиться, а педагогам интересно совершенствоваться.

По количеству «ноу-хау» в образовании «Альма Матер» в прошлом году стала победителем конкурса инновационных технологий. На вечный вопрос родителей «как заставить чадо учиться», знает ответ и школа «Унисон», ставшая федеральной инновационной площадкой для отработки новых методов обучения.

– У ребенка важно создать ощущение успешности, чтобы он вкусил радость победы и у него выросли крылья, уверена Лариса Чиховская.  – Ведь именно радость является движущей силой обучения, его мотивационным стимулом. Один из способов – система поощрений, побуждающая ребят планировать свою образовательную деятельность.

Что с аккредитацией, что без нее – все равно

Об эффективности обучения в школе сейчас  судят в основном по результатам ЕГЭ. Анна Тимофеева, директор «ТТИШБ», уверена, что  истинным показателем успешности школы необходимо считать  не количество поступивших в ВУЗы, а число доучившихся до второго-третьего курса. Если отсутствует фундаментальная подготовка и навыки самостоятельной работы, то никакие баллы не помогут учиться дальше.

Стремление школ выбиться в первые ряды по ЕГЭ не только превращает 11-е классы в курсы по подготовке к тестам, но и толкает школы отбирать перспективных учеников.

– В старшие и даже средние классы не берут учеников, которые могут уронить рейтинг школы, – обеспокоена   замдиректора  НОУ «Центр  Искусства Воспитания»  Ирина Волкова. – Поэтому появился новый контингент  учащихся, которые госшколам оказались ненужными. Мы берем всех, стараемся найти подход в обучении к каждому ребенку.  В  нашей школе даже слабый ученик может себя проявить в полной мере: большой спектр «художественно-эстетических» предметов  (живопись, эвритмия, хор, история искусства и др.), участие в различных  выездных  практиках  позволяют поверить  в  себя  и подтянуться по интеллектуальным  предметам. ЕГЭ  все  сдают  успешно.

Частные школы имеют не меньший рейтинг по экзаменационным баллам, но принимать в нем  участие могут только получившие государственную аккредитацию. А это 34 из 70 негосударственных школ. Остальные не имеют права выдавать аттестат зрелости. Поэтому в конце обучения ученики вынуждены искать государственную или аккредитованную частную школу, чтобы там сдавать выпускные экзамены. Однако директор школы «Унисон», у которой тоже нет аккредитации, не видит в этом проблемы. 

– У нас есть договор с 181-й школой Центрального района, на базе которой наши выпускники сдают государственные экзамены. Все они получают аттестат государственного образца. Поскольку уровень обучения у нас высокий, свои образовательные программы мы корректируем под запросы каждого ученика, то и результаты ЕГЭ хорошие. Родители нам доверяют.

Но без аккредитации не получить государственных субсидий на обучение, которые составляют приблизительно 32 тысячи рублей в год на одного ученика. Правда, частным школам достается не более 75%, да и то не всем. В каждом районе этот вопрос решается по-своему.  Если в Кировском районе с этим проблемы, то в Адмиралтейском частные школы финансируют охотно.

Частное образование – дело государственное

В разных школах субсидии покрывают от 10 до 20% расходов, в основном позволяя не повышать оплату за обучение. Деньги идут на зарплату учителей, налоги и часть коммунальных платежей. Но и это существенное подспорье. А по новому закону, который предстоит принять Минобразования, дотации на обучение частным школам урезать не должны. 

Но большинство руководителей школ к перспективам частного образования относятся пессимистично.

– Раньше школам предоставляли льготы по аренде помещений, теперь ее отменили, – сетует директор школы «Экспресс» Ольга Владимирская. 

– Если арендная плата для школ вырастет, как это недавно произошло в Москве, то нам будет трудно выжить, – считает Лариса Чиховская, директор школы «Унисон».

Причины нестабильности частного образования руководитель школы «ТТИШБ» Анна Тимофеева видит и в постоянно меняющихся требованиях государства.

– Мы не можем иметь большие физкультурные залы и бассейн, которые необходимы по новым правилам. Хотя другими методами решаем вопросы оздоровления детей не хуже.

Если бы город помогал частным школам, часть детей могла бы учиться на льготных условиях, – убеждена Татьяна Щур, директор школы «Альма Матер». – У нас уже был опыт бесплатного обучения детей по договоренности с отделом образования Центрального района. И сегодня мы готовы это делать, но ждем от государства поддержки.                     

Нина БАШКИРОВА, фото city.kherson.ua

Частные школы Петербурга


С какими проблемами сталкиваются частные школы в Петербурге
наб. реки Фонтанки, 90, к. 8
Тел. 314-97-06
Факс 325-71-93
e-mail: school-tv@yandex.ru
www.ttishb.ru
- Высокий уровень преподавания общеобразовательных предметов
– Углубленное изучение истории, права, литературы, иностранных языков
– Специализация по актерскому мастерству, экономике, журналистике
– Аттестат государственного образца, подготовка к ЕГЭ

С какими проблемами сталкиваются частные школы в Петербурге
Басков пер., 8
Тел.: 8 (812) 272-88-25,
8 (812) 954-00-43
Казанская ул., 7
Тел. 8 (951) 668-32-77
www.nou.spb.ru
- Среднее (полное) общее образование в форме экстерната (с 1-го по 11-й класс)
– Прием круглогодично, с любого класса.
– Семейное образование. Дистанционное обучение
– Подготовка к ГИА / ЕГЭ (ведут эксперты-консультанты ЕГЭ)
– Программа профессионального самоопределения

С какими проблемами сталкиваются частные школы в Петербурге
Серпуховская ул., 39
тел.: +7 (812) 910-90-51,
495-36-38
e-mail: uspex.spb@mail.ru
www.uspex.spb.ru
- Индивидуальное обучение
– Репетиторство
– Дистанционное обучение

С какими проблемами сталкиваются частные школы в Петербурге
наб. реки Фонтанки, 55
Тел./факс (812) 571-83-57
Тел. (812) 998-78-23
E-mail: unison@pochta.ru
www.unisonschool.ru
- Инновационная площадка: совместное планирование достижений учащихся
– Профильные классы: Кино и Театр, Юриспруденция
– Дополнительное образование: «Бизнес и Управление», «Киношкола»,
«Автошкола»

С какими проблемами сталкиваются частные школы в Петербурге
В.О., пр. Кима, 1
тел./факс (007-812) 350 9086
e-mail: ziw@list.ru
www.ziwspb.ru
- Большой спектр художественно-эстетических предметов с 1-го по 11-й класс для развития творческих способностей и живого мышления
– Практики и проекты в старшей школе

На правах рекламы











Lentainform