16+

Магазин duty free на Финлянском вокзале может отменить погранконтроль в поезде «Аллегро»

06/11/2012

Магазин duty free на Финлянском вокзале может отменить погранконтроль в поезде «Аллегро»

В следующем году на Финляндском вокзале может открыться магазин duty free - для пассажиров «Аллегро», который курсирует между Петербургом и Хельсинки. Произойдет это после реконструкции пограничного пункта на вокзале - не раньше осени 2013 года. Вопрос - отменят после этого погранконтроль непосредственно в поезде «Аллегро» или нет?


           Еще в январе Росграница подготовила распоряжение о создании магазинов duty free на железнодорожных вокзалах по всей стране. Но тогда осуществить эту идею мешало законодательство. Однако уже в апреле 2012 года правительство России подписало специальное распоряжение (№ 440-р от 5.04.2012), разрешающее размещать duty free на железнодорожных пунктах пропуска. И сейчас проект создания duty free на вокзалах сейчас находится в разработке, кроме Финляндского, включает еще два вокзала – Выборг и Забайкальск.

На днях ФГКУ Росгранстрой объявило конкурс «на определение подрядчика по проведению реконструкции железнодорожного пункта пропуска» для обеспечения движения скоростного поезда «Аллегро». Итоги будут известны в начале декабря Победителю конкурса дадут от 202 до 270 дней на создание зоны таможенного контроля, сумма контракта составит не более 343 млн рублей. Реконструкция включает перепланировку помещений на 4 этаже с расширением площадей на 500 кв. метров.

Однако до сих пор непонятно, как будет работать беспошлинный магазин на вокзале, поскольку порядок проведения контроля пассажиров «Аллегро» сильно отличаются от такого в аэропорту: таможенники и пограничники работают в поезде, а пройти на платформу и подойти к поезду можно беспрепятственно.

В РЖД заявляют, что сейчас «необходимо оформление нормативных документов, регламентирующих работу магазинов беспошлинной торговли, и разработка технологии обслуживания пассажиров, пересекающих государственную границу РФ, которая исключает возможность пользования услугами duty free посторонними лицам».

По существующим в аэропортах правилам, пассажир может попасть в зону беспошлинной торговли только после прохождения таможенного контроля. При путешествии на поезде такой контроль проводят прямо в вагоне. Перемещать таможенников на вокзал – значит превратить его в аэропорт, куда пассажирам рекомендуют прибывать за два часа до отлета. А «Аллегро» долго добивался, чтобы любой контроль осуществлялся во время движения поезда.

По словам начальника СЗТУ Росграницы Михаила Смолкина, устраивать специальный пункт пропуска под систему, обслуживающую duty free, никто не будет. «Проверка в рамках паспортного и таможенного контроля осуществляется по ходу движения поезда. Таможенной территорией может считаться непосредственно помещение вагона. Теоретически невозможно не осуществлять таможенный и пограничный контроль в отношении граждан, которые купили билет и уже физически вошли в вагон». По его мнению, пропуск в зону duty free может быть организован по билетам. Однако он подчеркивает, что пока концепция полностью не разработана.

Есть также идея, заимствованная у американских аэропортов, рассказывает Михаил Смолкин, – ввести контроль за товарами, купленными в duty free, непосредственно перед входом в поезд: «В Америке вы не можете внести купленный товар в самолет сами, вам его вручают в пакетике, доставляют непосредственно к трапу. Тут можно сделать то же самое – чтобы купленный товар никто не пытался перепродать на вокзале».

РЖД и Росграница ранее заявляли, что duty free могут появиться по всей стране на вокзалах, с которых ходят международные поезда. Например, в Петербурге, если все получится, Финляндский вокзал не будет последним – за границу есть рейсы с Московского, Ладожского и Витебского вокзалов. «Наша идея не в том, чтобы в обязательном порядке эти магазины открывать, – говорит Михаил Смолкин. – Инициатором в каждом случае будет выступать субъект транспортной инфраструктуры. Если есть у людей такая потребность — значит, нужно будем ее реализовывать. Не надо думать, что мировая практика показывает отсутствие необходимости создания duty free на вокзалах. Это вопрос подхода российских граждан к этому вопросу. Ведь очень многие пользуются этими магазинами, и очень сильно осознание, что если пересекаешь границу — у тебя есть право купить товар без налогов. Ментальный фактор нужно учитывать. В одних странах это не работает, у нас, возможно, получится. Будем впереди планеты всей!»

Сейчас магазинов duty free на железнодорожных вокзалах нет почти ни в одной стране мира. Исключение – вокзал Гонконга. Похожие идеи обсуждают также в Индии.                 

Анастасия ДМИТРИЕВА











Lentainform